Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников по вопросам социальной и психофизической реабилитации детей с ОВЗ
Психология
Автор: Швандырева Ирина Владимировна, Смородина Наталья Сергеевна   
25.12.2021 21:28

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников по вопросам социальной и психофизической реабилитации детей с ОВЗВзаимодействие педагогов с семьями воспитанников по вопросам социальной и психофизической реабилитации детей с ОВЗ

Составители:

  • воспитатель высшей квалификационной категории Смородина Наталья Сергеевна,
  • воспитатель высшей квалификационной категории Швандырева Ирина Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад № 100 «Солнышко» Курган, 2021

Семья ребенка с ОВЗ отличается от других семей. После того, как успешно решаются вопросы лечения ребенка, актуальными становятся проблемы его воспитания и развития. Теперь родители детей с ОВЗ, нуждаются в специализированной помощи со стороны педагога. Образование родителей в том значении, в котором мы используем этот термин, означает систематически проводимую и теоретически обоснованную программу, целью которой является передача знаний, формирование соответствующих представлений или навыков у участников программы в различных областях семейного воспитания.

 Скачать конспект

ФГОС в требованиях к условиям реализации основной образовательной программы указывает на создание условий для участия родителей в образовательной деятельности и поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в статье 44 определяет права и обязанности родителей (законных представителей), обязуя их обеспечить получение детьми общего образования.

Наш детский сад, решая проблему инклюзивного образования, ставит своей задачей дать образование всем детям, посещающим ДОУ, в том числе детям со специальными нуждами и способностями, с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, что позволит им в полном объёме участвовать в жизни коллектива детского сада. Решать эту задачу эффективнее позволит взаимодействие с семьями воспитанников, помощь социального окружения ДОУ.

Построение партнёрских отношений невозможно без осознания педагогами и родителями взаимозависимости семьи и детского сада. Согласно Федеральному закону от 29. 12. 2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основная роль родителей заключается в реализации преимущественного права на воспитание ребёнка, в то время как педагог обязан оказывать посильную консультативную помощь. Подобная законодательная тенденция может осложнить и без того непростое взаимодействие институтов социализации дошкольников в ситуации, когда попытки решения воспитательных проблем предпринимаются на фоне рассуждений о том, «кто кому должен» и «кто виноват»

Не всякий родитель принимает помощь. И задача педагога, непосредственно наблюдающего ребенка и знающего его проблемы, привлечь родителя к сотрудничеству.

Но это должно быть не одностороннее воздействие на родителей, а взаимодействие детского сада и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями.

При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов, детей с ОВЗ и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.

Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур необходимо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Основные задачи работы с родителями:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество — это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

Главный момент в контексте "семья — дошкольное учреждение" — личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой: открытость дошкольного учреждения включает "открытость внутрь" и "открытость наружу".

Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

Пример открытости демонстрирует педагог. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности.

Личной готовностью открыть самого себя педагог "заражает" детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т.д.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего — дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое — они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

"Открытость детского сада наружу" означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательная школа, музыкальная школа, дом культуры, библиотека и др.

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные "визиты" родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада "изнутри", начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это — первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? "Запускается" рефлексивная деятельность: все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.

В современных условиях семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурного развития общества.

Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи.

Семья для ребенка – одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни малыша и, по данным исследований, намного превышает воспитательное воздействие образовательных учреждений, средств массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы и искусства.

Современные родители образованы, обладают широким доступом к научно-популярной информации из области психологии и педагогики. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их психолого-педагогической культуры или грамотности. Родители могут испытывать затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приемов. Не имея глубоких знаний об особенностях психофизического и соматического состояния своего ребенка, родители не всегда понимают трудности детей в обучении и воспитании, могут неадекватно оценивать их возможности, не осознавать своей роли в воспитании и развитии детей, тем более детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема воспитания и обучения детей, имеющих проблемы в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. К сожалению, число детей, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные, лечебно-педагогические услуги, не имеет тенденции к сокращению, напротив, их количество увеличивается.

Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку с ограниченными возможностями нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и абилитационный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и абилитации. При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов, детей с ОВЗ и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.

Семья как социальный институт общества обладает большими возможностями для осуществления процесса социализации ребенка; успешность осуществления этого процесса определяется ее воспитательным потенциалом.

Организация взаимодействия педагога с родителями воспитанников продолжает оставаться одним из наиболее сложных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Понимание того факта, что семья играет важнейшую роль в становлении личности, воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет нам определить одно из главных направлений работы нашего дошкольного учреждения.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.

В то же время значительная часть родителей — не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения.

Именно поэтому в деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Таким образом, особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в систему коррекционно-образовательной работы специальных организованных форм, активной дифференцированной помощи детям, а также их родителям.

Определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняют педагоги.

Специфика формирования педагогической культуры родителей в дошкольном учреждении компенсирующего вида заключается в индивидуальном подходе к каждой семье; в мобильности и большой вариативности при подборе актуальных форм работы с семьей; в возможности психолого-педагогической поддержки семьи. Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости.

Формирование педагогической культуры родителей в дошкольном образовательном учреждении, основано на принципах системности и преемственности в работе; мобильности в выборе форм и средств работы; взаимодействия и соблюдения субъект-субъектных отношений; соблюдения педагогического такта; учета интересов ребенка в ходе работы с семьей.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.

В то же время значительная часть родителей — не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения.

Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.

Именно поэтому в деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Таким образом, особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в систему коррекционно-образовательной работы специальных организованных форм, активной дифференцированной помощи детям, а также их родителям.

Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Как педагоги, так и родители, желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Они готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители — это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей.

Работа с семьей — важное направление деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности. Важность этой проблемы представлена в содержании стандартных государственных требований "Минимального объема социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования". В разделе "Формирование воспитывающей среды" указывается, что "открытый характер воспитательной системы обеспечивается тесным контактом с семьей, участием родителей в процессе воспитания, доступности для родителей информации об эффективности процесса воспитания ребенка в его индивидуальных особенностях духовно-нравственного становления".

Термин "работа с семьей" или иными словами "работа с родителями" фиксирует сам факт деятельности педагога, но отнюдь не раскрывает содержательной характеристики такой работы. Анализ содержательной составляющей воспитательной работы, осуществляемой педагогом в этом направлении целесообразно осуществлять с использованием термина "взаимодействие с родителями воспитанников".

При организации взаимодействия необходимо учитывать следующие факторы:

  • кто вступает во взаимодействие;
  • с какой целью осуществляется взаимодействие;
  • где, в каких условиях оно реализуется;
  • с помощью каких средств, методов и форм осуществляется взаимодействие.

Категория "взаимодействие" все чаще стала использоваться в психолого-педагогической литературе. Содержание этого понятия можно определить, как установление межсубъектного, межличностного взаимосогласуемого общения.

Психологический словарь под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова определяет взаимодействие как "процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающее их взаимную обусловленность и связь". В таком взаимодействии все участники выступают как равноправные партнеры.

Цель такого взаимодействия — установление личностного взаимопонимания по определенному кругу проблем и задач.

Взаимодействие начинается с общения, которое, в ходе своего развития выходит на деятельностный уровень, становясь взаимодействием.

Таким образом, взаимодействие можно рассматривать как систему взаимосогласуемых действий субъектов общения, когда предпринимаемые действия одного субъекта обуславливают логику действий другого.

При организации общения с родителями обучающихся педагогу необходимо учитывать поэтапность решения задач выстраиваемого взаимодействия:

  • Достижение взаимопонимания на уровне взаимодействия между родителями и педагогами.
  • Совместное выстраивание воспитательных действий, ориентированных на личность ребенка, в интересах его развития.

Отношения — это важнейший компонент взаимодействия. В качестве эталонного образца достигнутых взаимоотношений можно представить "сотрудническое взаимодействие". Этот уровень отношений характеризуется следующими параметрами:

  • Открытым характером общения, подтвержденным готовностью взаимодействующих сторон к открытому обсуждению проблем обучающихся.
  • Стремлением определять наиболее целесообразные пути жизненного, личностного и профессионального развития ребенка.
  • Трехсторонней субъектной позицией всех участников целостного педагогического процесса: педагог — родитель – ребенок.
  • Деятельностно-практической направленностью на своевременное разрешение возникающих проблем.

Формы взаимодействия педагогов и родителей — это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

Коллективные формы работы — это лекции, беседы, встречи за круглым столом, практикумы, диспуты, конференции.

К индивидуальным формам повышения педагогической культуры родителей относятся индивидуальные консультации и беседы.

В зарубежной психологии родительские группы зарекомендовали себя как весьма эффективная форма обучения и решения психологических проблем родителей. Разные направления группового «образования родителей» ориентированы на различную практику работы с родителями, имеют различные цели, задачи, установки, а также различные уровни сложности.

В последнее время и в нашей стране стало активно развиваться направление практической психологической работы, использующее групповые формы обучения родителей (Ю. Б. Гиппенрейтер, Д. И. Ежов, И. М. Желдак, Е. И. Лебедева, И. М. Марковская, Е. А. Мухаматуллина, Р. В. Овчарова, Е. В. Сидоренко и др.). Кроме того, в отечественной практической психологии упоминание работы с родительскими группами можно найти в различных исследованиях (А. Я. Варга, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская и др.), где такая работа сама по себе не является самоцелью, а проводится как дополнение к коррекционной программе, проводимой с детьми, или является составной частью проведения психологической коррекции.

Групповые формы работы с родителями базируются на современных научных представлениях о личности, формах личностного развития в общении, которые разрабатываются в психологических исследованиях А. Г. Асмолова, А. А. Бодалева, Б. С. Братуся, А. Я. Варги, Ф. Е. Василика, Л. Я. Гозмана, А. Ф. Копьева, Л. А. Петровской, Е. Т. Соколовой, А. С. Спиваковской, В. В. Столина, В. А. Смехова, Е. В.Субботского, А. У. Хараша и др.

Групповые формы, как отмечает Л. А. Петровская, стали подлинным знамением времени как в силу экономичности, так и в силу своей эффективности, в ряде случаев более высокой по сравнению с коллективными формами и индивидуальной работой.

Система работы с педагогами по повышению психолого-педагогической компетентности в вопросах сотрудничества с семьей

Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, педагогам следует пересмотреть основы взаимоотношений с родителями. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационного контакта – готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках. Высшей целью и основным содержанием работы педагога должен стать РЕБЕНОК.

Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов для развития личности ребенка, как семья, так и дошкольное учреждение, это два наиболее важных института социализации дошкольников. Если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь, то можно сказать, что его развитие и воспитание будет проходить в благоприятных условиях, а, значит, и эффективность воздействия на ребенка будет гораздо выше.

Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно поэтому мы ориентируемся на поиск таких форм взаимодействия и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию их активной родительской позиции.

Проблема конструктивных взаимоотношений педагогов и семьи приобретает еще большую актуальность в условиях специального детского сада, так как контингент детей и родителей крайне неоднороден в таком учреждении. Прежде всего, родители детей с ограниченными возможностями здоровья заинтересованы изначально только в оздоровлении своего ребенка. Неоднородность также проявляется и в социально-экономических условиях семьи, в образовательном уровне родителей, в их информированности по проблемам образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

При организации сотрудничества с родителями необходимо соблюдать следующие принципы:

  1. Преемственности — предполагает непрерывность в работе педагогов и родителей.
  2. Научности – указывает на то, что весь консультативный материал базируется на современных научно-методических разработках.
  3. Доступности – все рекомендации и консультации предоставляются родителям в доступной форме.
  4. Сотрудничества – взаимоотношения с родителями строятся на основе взаимоуважения и взаимопонимания.
  5. Комплексности – используются разнообразные методы и приемы работы.
  6. Систематичности – взаимодействие осуществляется регулярно на протяжении всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении и воспитательной – образовательной и коррекционной работы.
  7. Дифференцированности – работа строится с учетом многоаспектовой специфики каждой семьи.
  8. Индивидуализации (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития).

Также следует учитывать:

  • Возрастной характер работы с родителями
  • Доброжелательность, открытость
  • Учет педагогической подготовленности родителей
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год