Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Развитие социально – коммуникативных навыков посредством песочной анимации»
Психология
Автор: Тазина Мария Юрьевна   
28.12.2021 16:41

Проект «Развитие социально – коммуникативных навыков посредством песочной анимации»Проект «Развитие социально – коммуникативных навыков посредством песочной анимации»

Разработчик: педагог – психолог М.Ю. Тазина г. Дзержинск

Содержание:

I. Описание проекта

  1. Актуальность, новизна 3
  2. Цель и задачи проекта 3
  3. Вид проекта 3
  4. Суть проекта 4
  5. Образовательные области, на которые направлен проект 4
  6. Ресурсное обеспечение проекта 4

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

 

1. Актуальность, новизна

Одно из любимых занятий ребенка – рисование. Рисунок – это язык детства. На смену ему приходит речь, письмо и другие средства выражения эмоций, чувств, настроения. Ребенок рисует и карандашами, и красками, и мелками и другими изобразительными доступными ребенку средствами. Дети используют для этой любимой деятельности любую свободную поверхность, рисуя на земле, на бумаге, на асфальте, на обоях.

Какой материал привлекает ребенка? Детям нравятся такие средства для рисования, которые позволяют:

  • Не ограничивать движения;
  • Свободно манипулировать изобразительными средствами;
  • Оставлять чёткий, яркий след;
  • Быстро получить изображение;
  • Легко исправить неточность в рисунке;
  • Играть, трансформировать рисунок в другое изображение;
  • Экспериментировать с художественным материалом;
  • Выразить посредством изобразительных материалов в рисунке свое состояние, настроение;
  • Вне зависимости от способностей получить эффектный рисунок; проявлять творчество.

Всем этим запросам отвечает такой материал, как песок.

Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний, эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Выражение ребенком своих чувств – важный показатель понимания им внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития.

В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации…) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью. Под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств, посредством подражания. Становятся забытыми важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Появляются черствые, бедные душой дети — а затем и взрослые. Негативные способы поведения дети переносят в игру. А ведь вся жизнь –игра! Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость, создает «зону защиты» для ребенка. «Я в домике», часто произносят дети, испытывающие страх и усталость. Игра- самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.

К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, строится семья.

Взрослые часто ставят перед ребенком череду запретов и указаний. Так кирпичик за кирпичиком растет и крепнет стена отделяя и отдаляя Мир ребенка от Мира взрослого. С помощью песочных игр малыши воссоздают на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.

Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

Данный проект предполагает учет требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного и начального образования и ориентирован на обучение детей технике рисования песком Sand Art. Проект построен по тематическому принципу, включает как репродуктивные виды изобразительного творчества, в частности, создания анимационных сказочных сюжетов и историй на песке. Уникальность проекта заключается в том, что он сочетает в себе педагогическое (художественно- творческое) и арт — терапевтическое направления, что позволяет его использовать в т.ч. в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Реализация проекта обеспечивает психолого — педагогическую поддержку художественно- творческого и эмоционального развития ребенка в изобразительной деятельности.

2. Цель и задачи проекта

Цель проекта – психолого – педагогическая поддержка художественно – творческого и эмоционального развития ребенка в изобразительной деятельности.

Задачи проекта:

Блок 1. Обучающие:

  1. Сформировать у детей интерес к искусству рисования песком на световых планшетах.
  2. Дать детям общее представление об искусстве песочной анимации.
  3. Познакомить детей с техникой рисования на песочном планшете «Sand- Art».
  4. Выработать у детей умения использовать базовые приемы создания песочных картин на световых планшетах, развивать плавность, точность движения, умения работать пальцами обеих рук одновременно, координировать движение руки и глаза.
  5. Помочь детям овладеть техническими умениями: регуляцией силы движений определенной амплитуды, ритмичности движений, навыком изменять размах и направление руки при рисовании, способностью гармонично сочетать линии, свет и тень.
  6. Сформировать у детей представления об изобразительном материале – песке, его видах, свойствах, возможностях использования песка в жизни человека.

Блок 2. Развивающие:

  1. Развивать умение передавать эмоции, настроение в рисунке.
  2. Развивать у детей умение передавать силуэт, форму, строение, пропорции предмета, используя разные оттенки света и тени.
  3. Развивать художественный вкус.
  4. Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.
  5. Развивать умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между динамично сменяющими друг друга изображениями в процессе создания песочной анимации.
  6. Развивать у детей творческие способности, активность, самостоятельность и инициативу в изобразительной деятельности.
  7. Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполушарное взаимодействие.
  8. Развивать познавательные способности дошкольников и младших школьников (внимание, образное мышление, творческое воображение), внутренний план действий.
  9. Развивать речь, способности детей к сочинению сказок, историй.
  10. Развивать эмоциональную сферу ребенка.

Блок 3. Воспитательные:

  1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
  2. Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.
  3. Формировать желание детей выражать свои мысли и чувства в изобразительной деятельности.
  4. Воспитывать усидчивость, стремление начатое дело доводить до конца.
  5. Формировать способность «любования» своим рисунком и изображением сверстников, художников.

Блок 4. Психотерапевтические:

  1. Поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка.
  2. Поддерживать способность получать позитивные эмоции от процесса манипулирования песком и удовольствие от рисования.
  3. Гармонизировать психоэмоциональное состояние детей.
  4. Учить детей отражать свои негативные эмоциональные состояния на песке.
  5. Осуществлять отдельные диагностические процедуры личности ребенка в процессе песочного рисования.
  6. Вид проекта

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Проект намечает определённый объём материала, который может быть использован или изменён с учётом состава группы, а также с учётом особенностей организации учебного процесса: разновозрастных, разноуровневых групп детей.

4. Суть проекта

Программа включает два блока: художественно-эстетический и познавательный.

I.ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ

Разделы:

  1. «Азбука песочной графики»
  2. «Песочные картинки»

II. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ

Раздел:

«Тайны жизни песка»

5. Образовательные области, на которые направлен проект

Содержание проекта должно обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности охватывать следующую структурную единицу, представляющую такое направление развития и образования детей (образовательную область), как социально – коммуникативное развитие. Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в МБДОУ «Детский сад №105»; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

6. Ресурсное обеспечение проекта

В педагогической работе с детьми песок может использоваться в рамках различных средств и методов, преследуя решение определенных психолого- педагогических задач. Необходимо специальное оборудование «Студия для рисования песком», оно включает в себя такой вид песочной среды, как графическая песочница, которая представляет собой специально созданную песочную среду для рисования песком: световые столы-планшеты «Магия песка» — 3 шт., световой стол «Универсальный» — 1 шт, и кварцевый песок (10кг). Рисование в графической песочнице осуществляется в технике «Sand- Art». Основная задача- развитие графических навыков, мелкой моторики руки, фантазии и творчества. Также, используя графическую песочницу, можно получить терапевтические эффекты, например, гармонизировать эмоциональное состояние ребенка.

Данный проект основан на следующей литературе:

  1. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» ДЕТСТВО_ ПРЕСС», 2015. – 80 с.
  2. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В, Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2016. — 64 с. (Библиотека Логопеда).
  3. Тупичкина Е.А. «Мир песочных фантазий: Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «Sand Art» (для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2016. — 112 с. – (Учимся творчеству).

Также в личной библиотеке педагога- психолога имеется следующая литература:

1. Конаныхина Е.Ю. Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми. – М.: Генезис, 2016. – 128 с. + (24л.)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год