Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ
Психология
Автор: Ломакина Наталья Леонидовна Дурова Лина Сергеевна   
31.03.2022 16:15

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИРАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ

Дурова Лина Сергеевна педагог-психолог

Ломакина Наталья Леонидовна педагог-психолог

МБДОУ д/с № 58 г. Белгород

Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста является фактором, укрепляющим психическое и эмоциональное здоровье ребенка, это основа развития положительной адаптации и социализации в детском коллективе и в обществе в целом. Ребенок учится выражать чувства с помощью интонации, мимики, пантомимики; понимать переживания другого человека; управлять своими эмоциями в трудных ситуациях. Положительное эмоциональное состояние детей относится к числу важнейших условий развития личности.

Высокая эмоциональность ребенка, которая окрашивает его психическую жизнь и практический опыт, составляет характерную особенность детей дошкольного детства. Внутренним, субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому факту собственного существования является эмоциональное мироощущение. В одних случаях – это радость, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие аффективности и уходов в себя; в других — чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия.

Эмоциональный опыт ребенка, то есть опыт его переживаний, может иметь как позитивную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его актуальное самочувствие.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.

 

Ранний возраст — время, когда идет изучение многоцветной палитры чувств и эмоций, ребенок обучается распознавать и верно показывать свои переживания. На данном этапе ребёнок осваивает новые для него чувства: эмпатия, предвосхищение, сопереживание. Только благодаря положительным эмоциям, совершенствуется способность запоминать информацию и говорить.

Восприятие детей раннего возраста отличается от восприятия старшего дошкольника тем, что его развёрнутая деятельность нуждается во внешних опорах.

В своей работе с детьми мы используем технологию развития эмоционального интеллекта на основе сказкотерапии посредством русско-народных сказок. Таких как, Курочка-Ряба, Репка, Теремок, Колобок, Рукавичка.

Эмоциональный интеллект ребенка развивается весьма продуктивно. Ребенок активно сопереживает главным героям, ставит себя на их место, вербализирует эмоции естественным образом в процессе монологов и диалогов. Помимо этого, активно развивается способность к эмоциональному воображению: ребенок вместе с героем проживает все происходящее.

Сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребёнком художественного произведения, каждый ребёнок открывает в ней свое собственное решение жизненных проблем. В этом возрасте у детей персонажами сказок являются животные. Характеры и поступки зверей дети соотносят с собой. Сказка очень близка ребёнку эмоционально, по мироощущению, поскольку ребёнок в некотором смысле находится ближе к животному миру, чем к миру взрослых. Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

Каждое педагогическое мероприятие с детьми раннего возраста с использованием сказкотерапии имеет свою структуру. Рассмотрим структурные компоненты на примере сказки «Курочка-Ряба».

Сюрпризный момент – создает эффект неожиданности, который заинтриговывает, вызывает интерес, ребенок ждет продолжения, а что же дальше будет.

Введение в ситуацию – на этом этапе использование потешек, прибауток, малых фольклорных форм помогает педагогу легко установить с ребёнком эмоциональный контакт.

Во время проигрывание сказки вместе с детьми отражаем мимически и жестово характер героев, проговариваем их эмоции и примеряем на себя их черты характера.

Рефлексию для детей раннего возраста целесообразно провести в форме беседы с детьми с целью эмоционального отреагирования на сказочный сюжет.

Продуктивная деятельность является стимулом к развитию творческой активности ребенка, способствует развитию воображения, что играет значительную роль в его общем психическом развитии.

На сегодняшний день в ДОУ 35 воспитанников раннего возраста. Использование технологии РЭИ посредством сказкотерапии существенно сократило время адаптационного периода к новым условиям ДОУ, способствовало снятию эмоционального и мышечного напряжения, снижению импульсивности, тревоги, развитию навыков взаимодействия детей друг с другом, развитию внимания, восприятия, речи, воображения, развитию общей и мелкой моторики, координации движений.

В работе с детьми по методу сказкотерапии в процессе адаптации легкая и средняя степень адаптации составила 97 %.

Таким образом, использование сказкотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста является эффективным средством развития эмоционального интеллекта.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год