Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие у дошкольников с задержкой психического развития сенсомоторных навыков по средствам игрового набора психолога «Приоритет»
Психология
Автор: Горяинова Виктория Васильевна   
15.11.2022 04:45

Развитие у дошкольников с задержкой психического развития сенсомоторных навыков по средствам игрового набора психолога «Приоритет»Развитие у дошкольников с задержкой психического развития сенсомоторных навыков по средствам игрового набора психолога «Приоритет»

Горяинова Виктория Васильевна, педагог – психолог МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №10 с. Таврово Белгородского района Белгородской области"

«Если ребенок в детстве не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать и копировать»

Л. Н. Толстой.

Одной из главных задач современного мира является воспитание всесторонне развитого человека. Дошкольный возраст это важный период для того, чтобы заложить «фундамент» для формирования личности и развития всех познавательных процессов. В некоторых случаях развитие детей осложняется различными негативными влияниями, что влечет за собой задержку в психическом развитии.

 Скачать конспект

И ни для кого не секрет, что с каждым годом в дошкольные учреждения поступает все большее количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Известно, что задержка психического развития ограничивает, затрудняет, либо исключает возможность своевременного развития у ребенка конструктивной деятельности, что очень сказывается на ограничении развития конструктивного праксиса.

Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, и развитие моторной сферы. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Для полноценного и углубленного сенсомоторного развития детей с задержкой психического развития, необходимо комплексное сопровождение сразу всеми специалистами.

В нашем дошкольном учреждении так же посещают дети с задержкой психического развития.

Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания выстраивается с позиции системного, комплексного подхода. В связи с этим специалисты дошкольной организации для становления психических функций создают специальные психолого – педагогические условия, необходимые для формирования познавательной деятельности в целом, так и сенсомоторных навыков в частности.

Сенсомоторное развитие у дошкольников с ЗПР находиться на низком уровне и имеет следующие недостатки, связанные с особенностями их развития:

  • нечеткость структуры образа
  • нечеткость и неустойчивость замысла
  • нечеткое представление о цвете, форме, размере
  • нечеткое положение в пространстве

- нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать.

Огромной помощью педагогу – психологу, учителю — дефектологу, учителю логопеду, педагогам детского учреждения, работающим с детьми с задержкой психического развития, стало включение в деятельность игрового набора психолога «Приоритет». Набор психолога предназначен для развивающей и коррекционной работы с детьми, а так же организации инклюзивной образовательной среды при работе с детьми с ОВЗ. Главное достоинство игрового набора психолога «Приоритет» заключается в его многофункциональности. Набор состоит из 7 модулей, разнообразные элементы модулей позволяют сформировать образ предмета или явления, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, кинетических). Педагогами ДОУ разработана система индивидуальных, коллективных, групповых игровых игр и упражнений. Все игры и упражнения разные по уровню сложности, обучение начинается с более легких, постепенно осуществляется переход к более сложным вариантам игр.

Наиболее эффективным в организации обучения оказалось последовательное освоение разных форм — свободное конструирование, представление о геометрических формах, цвете и размере, способности к классификации. При переходе дошкольников к каждой новой форме не отменял прежние, а основывался на них и способствовал их развитию. Учитывая особенности детей с ЗПР, на первом этапе обучения, постепенно усложнялось.

Для развития сенсомоторных навыков, чаще всего используются модули "Геометрические фигуры", "Схожее и различное", "Пространственные объекты", "Движение на плоскости", "Хватательные движения", «Навыки письма» которые позволяют формировать у детей представления о геометрических фигурах, способность к классификации, развивать пространственные отношения, формировать навык создания симметричных узоров, развивать содружественные движения глаз и руки, пальцев правой и левой рук, координацию внимания.

Работая с игровым набором психолога «Приоритет» сложилось положительное мнение. Разработана система индивидуальных, коллективных, групповых игровых игр и упражнений. Все игры и упражнения разные по уровню сложности от более легких, к более сложным.

Работать с игровым набором дошкольники могут как индивидуально, так и подгруппами. Работу с любым набором игровых средств надо начинать с изучения каждой детали, нужно ощупать, обвести пальцем форму фигуры, потрогать поверхность. Важно отметить, что взаимодействие ребенка в процессе обследования с множеством красочных и приятных на ощупь игровых элементов вызывает у дошкольников интерес, повышает их познавательную и конструктивную активность. Этим самым дети учатся исследовать, сравнивать, классифицировать, учатся использовать полученный опыт. Ребенок видит результат своего труда, его самооценка повышается.

Все игровые пособия находятся в зоне доступа ребенком. Дети самостоятельно могут выбрать игру. Занимаются с ней в индивидуальном темпе, сами выбирают нагрузку и решают, когда им переключиться с одного задания на другое. В результате чего дети с ЗПР становятся более самостоятельными.

Важно, что мышление детей с ЗПР в процессе сенсомоторной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. В процессе развивается мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании интеллектуальных способностей.

Работать с игровым набором дети с ЗПР могут как индивидуально, так и подгруппами. На начальном этапе детей знакомим с каждой деталью, важно ощупать, обвести пальцем форму фигуры, потрогать поверхность. Взаимодействие ребенка в процессе обследования с множеством красочных и приятных на ощупь игровых элементов вызывает у дошкольников интерес, повышает их познавательную и конструктивную активность.

На следующем этапе дети учатся сравнивать фигуры по сенсорным признакам (цвет, форма и величина), классифицировать. Переход дошкольников к каждой новой форме не отменяет использование прежних, а основывается на них и способствует их развитию. «Узнай фигуру», «Познакомимся с формами», «Сложи фигуру», «Отыщи бусину», «Продолжи бусы», «Угадай-ка», «Вспомни фигуры», «Узнай на ощупь».

На заключительном этапе дети учатся понимать и выполнять инструкцию. Наиболее эффективным в организации обучения оказалось последовательное освоение разных форм конструирования — конструирование по образцу, конструирование по условиям, по теме, конструирование по замыслу. Важно также научить дошкольников с ЗПР использовать полученный опыт в сознательной, целенаправленной работе по созданию разных объектов конструирования. Самостоятельно созданные постройки, узоры, лабиринты вызывают положительные эмоции у детей, а сменяемость игрового материала позволяет детям многократно выполнять одну и туже инструкцию, не вызывая их раздражение. «Повтори узор», «Узор», «Найди лишнее», «Лабиринты на дорожке», «Построй букву», «Придумай дорогу», «Построй две пирамиды», «Распредели бусины», «Цветные узоры», «Похожи — не похожи», «Пестрые ряды», «Хоккейный матч», «Графический диктант».

Таким образом, игровой набор "Приоритет" является эффективным средством развития сенсомоторных навыков у дошкольников с ЗПР, позволяет сделать коррекционные занятия интересными и увлекательными.

Литература

  1. Особенности игровой деятельности у дошкольников с ЗПР / Алпатикова С.В. // Молодой ученый. 2018. №50. С. 309-310. Источник: https: //moluch. ru/archive/236/54721/ (дата обращения: 05. 04. 2020).
  2. Приказ об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / Российская Газета // Источник: https: //rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html.
  3. Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича / Отдел по образованию Кобринского РИК // Источник: http://kobrin.edu. by/ru/main. aspx? guid=64401.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год