Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Детерминанты суицидального поведения у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Диагностика и превенция суицидального поведения.
Психология
Автор: Лебедева Сауле Тлектесовна   
24.12.2022 19:28

Детерминанты суицидального поведения у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Диагностика и превенция суицидального поведения.Детерминанты суицидального поведения у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Диагностика и превенция суицидального поведения.

Педагог-психолог СПБ ГБУ Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 10»

ЛЕБЕДЕВА САУЛЕ ТЛЕКТЕСОВНА СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Суицидальным поведением называют любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.

 

Скачать презентацию

Те случаи, где опасные для жизни действия не связаны с осознанными представлениями о собственной смерти, составляют широкую зону аутодеструктивной активности (парасуицид, сэлфхарм), примыкающую к суицидальной сфере, но не являющуюся таковой в буквальном смысле.

10 общих черт суицида (по Э. Шнейдману)

  • Общей целью самоубийства является нахождение решения
  • Общая задача – прекращение сознания
  • Общий стимул – невыносимая душевная боль (психалгия)
  • Общий стрессор – фрустрированные психологические потребности
  • Общая эмоция – беспомощность, безнадежность
  • Общее отношение к суициду – амбивалентность
  • Общее состояние психики – сужение когнитивной сферы
  • Общее действие – бегство
  • Общее коммуникативное действие – сообщение о намерении
  • Общая закономерность – соответствие суицидального поведения общему жизненному стилю поведения

Факторы риска суицида

  • Возраст (максимум суицидальных попыток 15-29 лет, максимум завершенных суицидов – после 45 лет)
  • Пол (мужчины в 3-6 раз чаще совершают завершенный суицид, женщины чаще совершают попытки суицида)
  • Семейное положение (уровень суицидов выше среди лиц не состоящих в браке, бездетных, проживающих в одиночестве)

Профессиональный статус (потеря работы, выход на пенсию)

  • Религия
  • Попытки суицида в анамнезе
  • Смерть/суицид близкого
  • Зависимость от ПАВ
  • Депрессия
  • Шизофрения
  • Расстройства личности
  • ПРЛ
  • Соматическая патология (онкологические заболевания, потеря физиологических функций, врожденные/приобретенные уродства, ВИЧ/СПИД, др.)
  • Импульсивность, эмоциональная неустойчивость, эмоциональная зависимость, неадекватная самооценка, максимализм и категоричность, низкая фрустрационная толерантность, гипертрофированное чувство вины, чрезмерно выраженное желание достижения целей

Антисуицидальные факторы

  • Эмоциональная привязанность к «значимым другим»
  • Чувство долга, обязанность
  • Убеждение о неиспользованных жизненных возможностях
  • Наличие актуальных жизненных ценностей, целей
  • Религиозность, «самоубийство — грех»
  • Негативные представления о собственном внешнем виде после совершения суицида
  • Высокое внимание к собственному здоровью
  • Причины суицидального поведения
  • Конфликты с родителями/друзьями
  • Безответная любовь
  • Унижения со стороны сверстников, буллинг
  • Тяжелая семейная ситуация
  • Смерть или потеря близкого человека, болезнь близкого

Проблемы в связи с употреблением ПАВ

  • Одиночество
  • Психотравма
  • Проблемы в учебе/на работе
  • Изменение привычного стереотипа жизни
  • Аутинг (публичное разглашение информации о сексуальной ориентации/гендерной идентичности без согласия человека)
  • Денежные потери, потеря источника средств к существованию
  • Экстремальные условия

Тяжелое соматическое заболевание, обезображивающий дефект, отсутствие паллиативной помощи

  • Доведение до самоубийства
  • Религиозный фанатизм
  • Страх наказания, осуждения
  • Вынужденное самоубийство
  • Подражательное самоубийство «Эффект Вертера»
  • Мотивы суицидального поведения
  • Месть, протест, наказание «значимого другого»
  • Самонаказание
  • Привлечение внимания
  • Прекращение невыносимой психологической боли
  • Прекращение физической боли
  • Избегание наказания/страдания
  • Жертвоприношение
  • Личностные детерминанты суицидального поведения
  • Импульсивность
  • Внушаемость
  • Неустойчивая самооценка
  • Эмоциональная лабильность
  • Низкая фрустрационная толерантность
  • Бедность репертуара психологических защит
  • Склонность к фиксации на негативных переживаниях
  • Когнитивные искажения (катастрофизация, сверхобобщение и пр.)

Неадаптивные копинг-стратегии

  • Максимализм
  • Дихотомия мышления ( «все или ничего», «черное – белое»)
  • Замкнутость
  • Трудности в дифференциации и вербализации собственных эмоций / алекситимия
  • Агрессивность, раздражительность
  • Склонность к фантазированию
  • Одиночество
  • Чувство собственной неполноценности, чрезмерная критичность к себе
  • Демонстративность

Факторы риска суицидального поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

  • Смерть/суицид родственников
  • Употребление ПАВ, зависимость родственников
  • Жестокое обращение по отношению к несовершеннолетнему
  • Свидетель насилия
  • Нарушения привязанности
  • Употребление ПАВ
  • Правонарушения
  • Раннее начало половой жизни/промискуитет
  • Внезапное изменение жизненного уклада, обрыв социальных связей, изменение социального статуса
  • Отсутствие значимых взрослых
  • Отсутствие близких доверительных отношений
  • Неопределенность перспектив
  • Отсутствие устойчивых интересов

Нереалистичные ожидания, «долженствования» к людям, иждивенческие установки

Негативные убеждения о собственной личности ( «Я никому не нужен», «Я не достоин любви», «Я не такой» и пр.)

Стигматизация, буллинг

Взаимосвязь суицидального поведения и жестокого обращения по отношению к детям и подросткам

Под жестоким обращением с детьми и подростками принято понимать поведение, выходящее за рамки социальных норм с риском причинения физического или эмоционального вреда ребенку. Подобное поведение может быть как намеренным, так и непреднамеренным, включает в себя как определенные действия, так и бездействие. Принято различать следующие виды жестокого обращения: физическое, сексуальное, эмоциональное насилие, пренебрежение нуждами ребенка.

Причиной суицидального поведения могут являться такие последствия жестокого обращения как наличие физических недостатков в связи с полученными травмами, беременность, ЗППП, негативные убеждения о собственной личности, страх, вина, стыд, чувство собственной неполноценности и малоценности. Так же к последствиям жестокого обращения по отношению к несовершеннолетним относят психопатологические симптомы и синдромы такие как депрессия, ПТСР, расстройства личности.

Жестокое обращение влияет на созревание структур головного мозга активно участвующих в управлении эмоциями орбито-фронтальная кора, гиппокамп, миндалевидное тело, мозолистое тело (Teicher, Schore, Lutz P-E, Mechawar N., G. Turecki)

Застревание в режиме «бей или беги» в связи с хроническим повышением уровня гормонов стресса.

Горе / утрата как фактор риска суицидального поведения у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Синдром утраты / синдром острого горя – состояние, обусловленное потерей особо значимого лица вследствие его смерти или разрыва отношений.

Понятие «синдром утраты» применимо к ситуации резкого изменения образа жизни вследствие утраты чего-либо с субъективным ощущением и переживанием такой утраты.

Синдром утраты является суицидоопасным психологическим состоянием с высокой вероятностью осуществления и рецидивирования суицидальных действий.

Клинические проявления:

Интенсивное чувство физического страдания в виде соматовегетативных пароксизмов;

Поглощенность образом утраченного с возможным иллюзорным восприятием реальности;

Чувство вины по отношению к умершему;

Агрессивность в виде враждебных реакций по отношению к окружающим;

Утрата прежних естественных моделей поведения в виде нецеленаправленных, часто нецелесообразных действий, обусловленных сужением мотивационной сферы;

Идентификация с утратой, обусловленная поглощенностью утраченным.

Стадии горя по Э. Кюблер-Росс

Отрицание

Гнев

Торг

Депрессия

Принятие

Нарушения привязанности как фактор риска суицидального поведения у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Аддиктивное поведение как фактор риска суицидального поведения у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи первичной профилактики

Оценка риска суицида

Выявление антисуицидальных факторов

Валидация эмоций, поддержка

Поиск путей преодоления проблем ребенка

Коррекция негативных глубинных убеждений о собственной личности, других людях и мире в целом

Формирование реалистичных представлений о будущем, развитие навыков планирования и целеполагания

БЛИЗКИЕ ОТНОШЕНИЯ, ПРИВЯЗАННОСТЬ

Восстановление нарушенной самоидентичности (Кто я теперь?)

Оценка риска суицида

БЕСЕДА

Сбор анамнеза, актуальная жизненная ситуация

Отношение к суициду, причины, мотивы, антисуицидальные факторы

Наличие плана, его детализированность

Насколько далеко по плану продвинулся клиент (антивитальные переживания/суицидальные мысли/суицидальные замыслы/подготовка к суициду/попытка суицида)

Оценка риска суицида – психодиагностические методики

Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков (А. Н. Волкова)

Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)

Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер)

Выявление суицидального риска у детей (А. А. Кучер, В.П. Костюкевич)

Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал»

Шкала суицидального риска Г.В. Старшенбаума

Шкала депрессии А.Бека (Beck Depressuon Inventory)

Шкала безнадежности А.Бека (Beck Hopelessnes Inventory)

Опросник ранних дезадаптивных схем Дж. Янга YSQ-S3R

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (реактивная и личностная тревожность)

Интегративный тест тревожности (Бизюк А.П., Вассерман Л.И., Иовлев Б.В.)

Симптоматический опросник SCL – 90

Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко

Мини-мульт (СМОЛ) и др.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год