Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ МЕЖГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ДЕТИ — ДЕТЯМ»
Психология
Автор: Фукалова Ирина Александровна   
31.12.2022 09:20

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ МЕЖГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ДЕТИ — ДЕТЯМ»ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ МЕЖГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ДЕТИ — ДЕТЯМ»

Фукалова Ирина Александровна, педагог – психолог МДОУ «Детский сад «Газовичок» г. Надыма»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет требования к социально – личностному развитию дошкольников, а именно положительное отношение ребенка к себе и другим людям, коммуникативные и социальные компетенции детей, создание условий для развития у детей положительного самоощущения, приобщение к ценностям сотрудничества с другими людьми, развитие чувства ответственности за другого человека. Все выше перечисленные качества можно развить через формирование детского коллектива.

Общение – одно из основных условий развития ребенка. Чем старше становятся дети, тем труднее развивать навыки общения, ведь специально разработанного алгоритма нет. Учитывая это, можно сделать вывод, что верно организованное общение является не только фундаментом успешности ребёнка, но и главным условием сохранения культуры общения. Работая над формированием доброжелательных отношений между сверстниками старшего дошкольного возраста, очень важно создавать условия и для общения с младшими детьми. Отношение к младшим принципиально отличается от отношения к сверстникам: первостепенными становятся забота и ответственность, тогда как взаимное уважение и признание равных прав, столь значимые в отношениях со сверстниками, отходят на второй план. Позиция старшего, который много знает, умеет и который благодаря своим знаниям и умениям может помочь другим, обогащает представление детей о себе. «Я – тот, кто помогает младшим, кто приносит им радость, кто может защитить их» — так начинают думать про себя старшие дошкольники.

 

Межгрупповое взаимодействие – это активная форма общения в детской среде – от ребёнка к ребёнку, способствующая ранней позитивной социализации через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности. Такое взаимодействие даёт возможность помочь малышу успокоиться, раскрепоститься и начать общаться со сверстниками и детьми старшего возраста, а также доставляет эмоциональную радость.

«Чем разнообразнее и богаче общение человека с окружающими его людьми, тем успешнее осуществляется развитие его личности».

М.В. Бехтерев

Общаясь с детьми, я узнала, что у 3 воспитанников подготовительной группы братья и сестры посещают раннюю группу и проходят адаптацию, в период которой они неохотно идут в сад, а у 50 % детей нет братьев и сестер, но им очень хотелось бы их иметь. Поэтому возникла идея – познакомить воспитанников старшего дошкольного возраста с детьми младшего дошкольного возраста и с помощью игровой ситуации в режимных моментах установить межгрупповое взаимодействие.

Актуальность проекта обусловлена поиском наиболее эффективных средств и методов педагогического и психологического воздействий на формирование коммуникативных навыков в детском коллективе.

Тип проекта: практико-ориентированный.

По содержанию: ребенок и социально коммуникативная деятельность.

Участники проекта: воспитанники – педагоги – родители.

По количеству участников: коллективный.

Возраст воспитанников: воспитанники МДОУ 6-7 лет и 1 год 6 месяцев -3 лет.

Продолжительность проекта: среднесрочный (6 месяцев).

Проблема. У многих дошкольников низкие коммуникативные навыки, отсутствует представление о ценности сотрудничества и чувства ответственности также сформировано недостаточно. У детей младшего дошкольного возраста проходит период адаптации к новым условиям жизни, нахождение в обществе сверстников и конечно же формирование детского коллектива.

Цель: формирование социальных и коммуникативных компетенций дошкольников обеих возрастных групп, а также формирование положительных эмоций в рамках межгруппового общения в МДОУ.

Организуя межгрупповое общение, мы можем решить следующие задачи:

  1. сформировать новый опыт доброжелательного общения у участников проекта;
  2. помочь младшим дошкольникам легче адаптироваться в детском саду;
  3. обогатить образ «Я» старших детей представлениями о себе, как о помощнике и защитнике малышей, а у младших дошкольников развить социально-коммуникативные навыки.

Предполагаемый результат:

  • Воспитанники. У воспитанников подготовительной группы сформируется положительное отношение к себе ( «Я могу», ответственность, целеустремленность) и другим людям (готовность прийти на помощь, разделись радость с другом, и т.д.) У воспитанников младшего дошкольного возраста период адаптации пройдет легче и повысится сформированность коммуникативных навыков.
  • Педагоги. Развитие педагогического коллектива детского сада (в процессе подготовки мероприятий и акций проекта педагоги объединяются в микрогруппы для обсуждения различных организационных моментов (обеспечение оборудованием и пополнением РППС, разучивания литературного материала, изготовление подарков и т. д.), совершенствование личных качеств, в том числе – и коммуникативных.
  • Родители. Помощь в реализации проекта, активное участие в жизни группы.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап:

  • подбор методической литературы;
  • составление перспективного плана совместной работы с детьми, воспитателями и родителями;
  • подбор дидактического материала, фонотеки, разработка сценариев мероприятий;
  • информационный материал для родителей;
  • систематизация и оформление дидактических материалов;
  • подготовка к итоговому мероприятию проекта.
  1. Основной этап:

Образовательная область

Мероприятие

Социально-коммуникативное развитие

Игры во время прогулки. «Кошка и мышки», «Пузырь», «Лови, лови», «Гуси, гуси», «Догони мяч»

Познавательное развитие

«Сказочные герои»

Речевое развитие

Театрализованные постановки сказок: «Колобок», «Курочка ряба», «Три поросенка», «Маша и медведь»

Художественно – эстетическое развитие

«Подарок для малыша»

Физическое развитие

«На прогулку становись!»

Режимные моменты

  • Оказание помощи в одевании на прогулку:
  • Оказание помощи в развитии культурно гигиенического навыка.

Работа с родителями

Консультации

  1. Заключительный этап:

Продукт проектной деятельности:

ü  Методическая копилка к практико-ориентированному проекту межгруппового взаимодействия «Дети - Детям» (приложение 2);

ü  Видео отчет (приложение 2).

Источники:

  1. Белкина И.В. практическое методическое пособие «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воронеж Учитель. 2006 г.
  2. Шипицина Л.М.,
    Заширинская О.ЫВ., Воронова А.П., Нилова Т.А. «Азбука общения» ДЕТСТВО ПРЕСС 2000.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год