Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Применение мозжечковой стимуляции и коррекции психических процессов в условиях дошкольного учреждения
Психология
Автор: Зидиханова Рида Рашитовна   
14.01.2023 11:33

Применение мозжечковой стимуляции и коррекции психических процессов в условиях дошкольного учрежденияПрименение мозжечковой стимуляции и коррекции психических процессов в условиях дошкольного учреждения

Автор: Зидиханова Р.Р., педагог-психолог МБДОУ «Морозко», ЯНАО, г. Ноябрьск

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Специалисты отмечают, что за последние десятилетия в России и, в частности, в ЯНАО, резко возросло число детей, нуждающихся в комплексной реабилитации физического и психического здоровья. Поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. Анализ анамнестических данных некоторых категорий детей, посещающих наше дошкольное учреждение, также констатирует различные отклонения в развитии. Самой частой патологией на сегодняшний день являются различные нарушения эмоционально-волевой сферы — гиперактивность, дефицит внимания, задержка психического развития, расстройства аутичного спектра, тяжелое нарушение речи. Эти нарушения влекут за собой, прежде всего социальные, а в последствии и учебные проблемы детей: сложность, а зачастую и невозможность адаптироваться в детском коллективе, трудности в усвоении учебного материала.

 

Всем известно, что мозжечок – это быстро действующий механизм в мозге. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга, определяет скорость работы всего головного мозга в целом.

Одним из эффективных методов развития речи является метод мозжечковой стимуляции. Мозжечковая стимуляция — это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка, активно участвующих в формировании речи.

Мозжечок — это место сбора информации, которая поступает из всех отделов мозга, его задача быстро переработать информацию и отправить её по адресу (лобные доли). И если есть нарушение связи между мозжечком и лобными долями, то у ребёнка будут нарушены речь, а также психическое и интеллектуальное развитие. Многие исследователи считают, что мозжечок — это «ключ» к обучению.

Как и многие другие специалисты: логопеды, дефектологи, нейропсихологи и педагог-психологи, в своей работе с детьми задержкой психического развития, задержкой речевого развития и развитием аутистического спектра, в своей практике применяю методы мозжечковой стимуляции.

Этот метод пришёл к нам из Америки, в 60-е годы прошлого столетия американец Фрэнк Бильгоу, работая с детьми, которые плохо умели читать, заметил взаимосвязь между их двигательной активностью и изменениями в навыках чтения. Это и послужило началом развития методики мозжечковой стимуляции, концепции по работе с детьми, имеющими нарушения в сенсорной интеграции.

Для успешной деятельности практического психолога в образовании важно грамотно организовать своё рабочее пространство и обеспечить необходимым инструментарием. Освещение в кабинете осуществляется при помощи ламп дневного света и соответствует нормам СанПина. В кабинете имеются коррекционное оснащение: балансировочная доска Бильгоу, балансировочная полусфера, стабилоплатформа.

Индивидуальное занятие начинаю с игры совместно с ребенком в паре на тех устройствах, о которых перечислила выше.

Какую же проблему решаем, используя в работе с детьми вышеперечисленное оборудование?

У большинства детей с проблемами развития функции мозжечка нарушены. Таким детям нужна мозжечковая стимуляция, вестибулярные, тактильные и мышечные ощущения. Выполнение упражнений на балансировочной доске улучшает взаимодействие и синхронизацию работы обоих полушарий, а также взаимодействие вестибулярной, зрительной, кинестетической и тактильной систем, улучшает общее восприятие, познавательную деятельность и обучаемость. В результате тренировок повышается концентрация внимания, укрепляются мышцы тела, повышается контроль над равновесием своего тела, развивается общая моторика, стабилизируется психоэмоциональное состояние.

Упражнения постепенно усложняются, а посторонняя помощь при выполнении заданий – уменьшается. В результате ребенок переходит от совместной деятельности к самостоятельной, руководствуется сначала развернутой, а затем свернутой инструкцией. Занятия проводятся в игровой форме. Это необходимо для устранения напряженности, повышения мотивации, усиления эффективности деятельности.

На балансировочной доске Бильгоу дошкольники выполняют следующие действия:

  • бросание мяча друг другу, называя домашних или диких животных, насекомых, овощи и фрукты, играем в аналогии;
  • бросание цветных шариков то правой, то левой рукой. (изначально задаю, например, брось правой рукой желтый шарик и т.д.);
  • бросание мешочков друг другу, либо бросание над собой и выполнять хлопок;
  • стоя на балансире ребенок выстраивает кубики друг на друга;
  • бросание колец в кольцеброс, так же стоя на балансире, либо на полусфере.

Все эти задания развивают у ребенка ловкость, улучшает зрительно-моторную координацию, крупную моторику, мышечный тонус и мышечную чувствительность, развивает вестибулярную систему. Далее после стимулирования мозжечка, переходим к когнитивным играм за столом, направленные за развитие высших психических функций мышления, внимания, памяти, речи.

Стабилоплатформа в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога

решает следующие задачи:

  • развитие равновесия и координации движений;
  • улучшение регуляции психоэмоционального состояния;
  • развитие способности ребенка планировать свою деятельность;
  • повышение чувствительности стоп;
  • развитие памяти
  • развитие физической ловкость и навыков владения телом;
  • развивает мозжечок и его нейронные связи с любыми отделами головного мозга, тем самым помогает улучшить контроль над своими движениями и действиями.

Занятие на стабилоплатформе активно задействует опорно-двигательную систему детей и высшие психические функции, благодаря чему происходит комплексное воздействие на развитие.

В заключении можно отметить, что мозжечковая стимуляция, является базальным уровнем развивающей работы с детьми, должна быть системной и начинаться в раннем детском возрасте.

Таким образом, мы вместе шаг за шагом учимся преодолевать сложности и искать решение проблем.

Список использованной литературы:

  1. Бехтерев В.М. О связи так называемых периферических органов равновесия с мозжечком. Опыты с перерезкой ножек мозжечка. СПб.: Русская медицина, 1884.
  2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960.
  3. Зуева Ю.В., Корсакова Н.К., Калашникова Л.А. Роль мозжечка в когнитивных процессах. URL: http: //virtualcoglab. cs. msu. su/html/Zueva. Html
  4. Кипхард Э.Й. Гиперактивность как проблема психомоторного развития /Гиперактивные дети. Под ред. М. Пассольта. М., 2004.
  5. Клоссовский Б.Н. Циркуляция крови в мозгу. М.: Медицинская литература, 1951. 356 с.
  6. Лейтес Н.С., Голубева Э.А., Кадыров Б.Р. Динамическая сторона психической активности и активированности мозга /В книге «Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности». М.: Наука, 1980.
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005.
  8. Лурия А.Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка //Вопросы психологии. 1962. №3. С.13-19.
  9. Острая мозжечковая атаксия. URL: http: //medicalhandbook. ru/disease/2486-acute-cerebellar-ataxia. html
  10. Псеунок А.А. Анатомия мозга. Майкоп: Аякс, 2002. 112 с.
  11. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. М.: Сфера, 2009.
  12. Трухина С.И., Циркин В.И., Физиологические основы психической деятельности и поведения человека. М.: Медицинская книга, 2001.
  13. Физиология человека /Под редакцией В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. М.: Медицина, 2007.
  14. Хомская Е.Д. Латеральная организация мозга как нейропсихологическая основа типологии нормы /Материалы конференции «I Международная конференция памяти А.Р. Лурия». М.: РПО, 1998.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год