Психолого-педагогического сопровождение семьи, воспитывающие детей раннего возраста, имеющих особые образовательные потребности с задержкой речевого развития |
Психология | |||
Автор: Захарова Ольга Дмитриевна | |||
28.12.2023 21:55 | |||
Психолого-педагогического сопровождение семьи, воспитывающие детей раннего возраста, имеющих особые образовательные потребности с задержкой речевого развития Захарова Ольга Дмитриевна учитель-логопед МБДОУ д/с № 196 «Подснежник» г. Новосибирск Аннотация: в статье рассматривается комплексная организация психолого-педагогической помощи семье с ребенком с особыми образовательными потребностями, имеющего задержку речевого развития. Рассмотрены модели развития ребенка, а также предупреждение нарушений в речевом развитии. Ключевые слова: задержка речевого развития, индивидуальная модель, психолого-педагогическое сопровождение. Появление ребенка в семье с нарушеннымразвитиемзачастую становится сложнейшим испытанием для семьи. Члены семьииспытываютпсихологическую сложную ситуацию: они впадают в эмоциональное переживание, чувство вины становится непреодолимым. Именно таким семьямнеобходимакомплексная психолого-педагогическая помощь.
При взаимодействии с семьей, в которой воспитывается ребёнок с задержкой речевого развития, учитываются гуманистическиепозиции, ориентируя родителей на опережающую подготовку своего ребенка к жизни. Семьям, нуждающимся в помощи, необходимо психолого-педагогическое сопровождение, в которой принимают участие специалисты по развитию ребенка раннего возраста имеющие особые образовательные потребности. Работа направлена на укрепление отношений внутри семьи, коррекцию негативных эмоционально-личностных проявлений членов семьи, а также интеграцию семьи и ребенка, имеющего задержку речевого развития в общество. Казакова Е.И. определяет сопровождение как метод, направленный на формирование условий для принятия адекватных решений субъектом развития (ребенком и/или образовательной системой) в жизненных ситуациях выбора. При этом Казакова Е.И. определяет обладателя психолого-педагогической проблемы самого ребенка и его ближайшего окружения (родителей, воспитателей, педагогов) [3]. Прежде всего, хотелось бы отметить, что дети, имеющие особые образовательные потребности, нуждаются в создании специальной коррекционно-развивающей среде, которая может обеспечитьсоответствующие условия для развития и получения специальных образовательных стандартов, а также коррекционную помощь в развитии и социальной адаптации. Ткачева В.В. определяет ведущую роль нескольких теоретических положений и концептуальных задач, в которой оказывают психолого-педагогическую помощьнуждающимся семьям, воспитывающиеребенка, имеющего задержку речевого развития [2]. Считается, что оказание помощи ребенку с нарушенным развитиемтребуется комплексная модель в системе психолого-педагогического воздействия на ребёнка, а также оказание помощи семье. Определяется подход к реализацииследующих задач: развивать, обучать, воспитывать и безусловно, социализировать с участиемразных специалистов. Также, для реализации разработанной модели необходимо сопровождение, которое носит комплексный характер, в котором принимает участие целый спектр специалистов таких как, учителя-логопеды, педагоги-психологи учителя-дефектологи. Одной из основных задач является преодоление проблемы социализации ребенка, а также компетентность людей близкого окружения ребенка. Семьи, при поддержке психолого-педагогического сопровождения, которые воспитывают детей с задержкой речевого развития, получают помощь в которой решаются основные задачи, направленные напредупреждение возникновения нарушения в развитии ребенка. Султангараева Е.Р. утверждает, что под сопровождением понимается процесс профессионального взаимодействия с индивидом с целью «создания условий для саморазвития, самодвижения в деятельности всех субъектов взаимодействия» [4]. При оказаниипомощи в сопровождении ребенка и его семьи разрабатывается специальная индивидуальная модель развития, в которой обязательным условием является непосредственное участие родителей. Только в этом случае реализациямодели обучениябудет иметь свою высокую эффективность. Шкляр Н.В., Дунаева Е.С. определяютначальный этап содержанияпланируемой работы, роль и профессиональную позицию взрослых по отношению к ребенку имеющего особые образовательные потребности. Определяются функциии обязанности длявсех участников, которые ведут сопровождение. При этом важно учитывать ресурсыданного ребенка, а такжевозможностиродителей, принимающих участие в сопровождении. [5]. Авторы, работающие над данной проблемой такие как С.Г. Лещенко, Н. А. Степанова С.К. Хаидовсчитают, что эффективное сопровождение при психолого-педагогической помощи ребенкуимеющего нарушения в развитии связана с личностными взаимоотношениями детей и родителей, от решения семейных проблем, непосредственно влияющих на воспитательный процесс [3]. Исследования выдающихся отечественных психологов Б.Г. Ананьева, А.А. Бадаляева, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Д. Эльконина и др. доказали ведущую роль деятельности общения в психическом развитии ребенка. Авторы отмечают, что материальная и духовная культура раскрывается ребенку в процессе общения и специально организованной совместной деятельности со взрослым [1]. Рассмотрим способы воздействияразных специалистов ранней помощи ребенка, имеющего задержку в речевом развитии в рамках семейного воспитания. Основным направлением на данном этапе, а именно, в раннем возрасте ведется работа над развитием коммуникативных способностей ребенка. На первый план выступает помощь учителя-логопеда, который помогает ребенку уметь взаимодействовать с окружающими его людьми именно теми средствами коммуникации, которые ему доступны на данном этапе развития. Однако важно помнить, что следует не только научить ребенка пользоваться доступными для него средствами общения, но и близкие люди должны понимать и умело применять те же компоненты коммуникации, которые применяет ребенок. Нужно понимать, что эффективность познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития будет успешна лишь в том случае, если с ребёнком и его семьей работают специалисты в одном направлении. Прежде всего, дети, имеющие задержкув речевом развитии, у которых отсутствует фразовая речь, предусматривается развитие понимания речи, а также важно мотивировать ребенка активно подражать речевую деятельность. Первый блок модели направлен на выполнения инструкций таких как покажи предмет, действие, признак, учить понимать обобщающее значения слов, уметь понимать значение вопросов кто? куда? откуда? Важно, чтобы ребенок научился понимать обращение к одному лицу или нескольким лицам. Учить правильно употреблять в речи грамматические категории числа существительных, глаголов, узнавать предметы по описанию. Второй блок модели подразумевает активную подражательную речевую деятельность. Например, называть людей близкого окружения, уметь подражать животным и птицам, звукам музыкальных инструментов. Учить правильно различать речевые и неречевые звуки, уметь находить источник, силу и направление звука. Использовать в речи глаголы «на, дай, иди». Применять в речи простые предложения которые состоят из аморфных слов-корней. При этом, следует учесть, что необходимо, также на данном этапе развивать память, внимание, логическое мышление. Важно обратить внимание родителей на развитие активного и пассивного словаря, слова должны быть из ближайшего окружения ребенка. Работа педагога-психолога по оказанию ранней помощи семьям имеющих детей с особыми образовательными потребностями имеет свою специфику. Как и все специалисты, он работает с детьми, начиная с периода новорожденности. Данный специалист формирует эмоциональное развитие ребенка, то есть, его работа выстраивается на понимании важности и влияния на последующее развитие раннего эмоционального опыта. Большое значение имеет роль эмоциональной привязанности как особой связи между взрослым и ребенком при которой необходимы конструктивные взаимоотношения. На первичном приеме психолог анализирует сведения о семье и ребенке, принимает решение о том, нуждается ли ребенок в разработке и реализации индивидуальной модели ранней помощи. Далее дает пояснение о том, необходима ли ребенку и семье психологическая помощь икакую функцию должна нести эта помощь, которая включает: консультации, совместные занятия с родителями, психологическая помощь родителям. Кроме того, помощь психолога осуществляется на разных этапах реализации индивидуальной модели, а именнопроводит консультацию при возникновении трудностей в реализации разработанной модели по развитию эмоционально-волевой сферы ребенка. Педагог-психолог вместе с семьей находит пути для оптимального преодоления эмоциональных трудностей ребенка. Следует учитывать мнение родителей, так как их мнение может не совпадать с мнением психолога. Психологическая помощь родителям в проблеме эмоционального развития ребенка часто влекут за собой проблемы родителей, выражается это в повышенной тревожности, хронической усталости, а также в подавленности и депрессии. Специалист помогает родителям справиться с этими состояниями, чтобы они имели возможность более качественно помогать своему ребенку. Немало важным в данном направлении является работа учителя-дефектолога в организации раннейпомощи семьям с детьми, имеющими проблемы в познавательном развитии. Учитель-дефектолог работает над уровнем актуального развития ребенка в познавательной сфере. Уточняет доступность получения знаний для ребенка. Принимает участие в разработке индивидуальной модели ранней помощи, которыйвключает в себя не только индивидуальные занятия, направленные на развитие познавательной области ребенка, но и совместная работа с семьей по ее реализации. Особая значимость индивидуальной модели развития заключается в том, чтобыее реализация происходила как на индивидуальных занятиях в службе ранней помощи, так и в повседневной жизни дома. Кроме того, внедрение индивидуальной модели как оказание ранней помощи семьям воспитывающих детей с задержкой речевого развития, имеет развивающий потенциал для семьи и способствует эффективному решению возникающих трудностей. При этом личностно-развивающий потенциал семьи заключается в положительном детско-родительских отношений. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семей воспитывающих детей с задержкой речевого развития и разработанная индивидуальная модель сопровождения семьи способствуетудовлетворению семейным отношениям, в том числе уменьшениюнервно-психического напряжения и повышению функционального ресурса семьи. Литература
|