Применение нейропсихологических игр и упражнений для развития психических процессов и межполушарного взаимодействия у дошкольников |
Психология | |||
Автор: Ершова Ольга Георгиевна | |||
13.01.2024 00:05 | |||
Применение нейропсихологических игр и упражнений для развития психических процессов и межполушарного взаимодействия у дошкольников Ершова Ольга Георгиевна, педагог-психолог муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №410», г. Нижний Новгород В данной статье рассматривается наш опыт работы по развитию памяти, внимания и других психических процессов у детей дошкольного возраста, а также межполушарного взаимодействия посредством нейропсихологических игр. Работа проводится нами в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №410» (г. Нижний Новгород). Нейропсихологические игры и упражнения базируются на активизации отделов и функций головного мозга, а также межполушарном взаимодействии. В ходе занятий с такими играми и упражнениями происходит одновременная активизация двигательной и интеллектуальной деятельности детей.
Занятия с применением нейропсихологических игр и упражнений мы проводим в рамках кружка «Росток», который посещают воспитанники нашего детского сада в возрасте от 3 до 7 лет. В ходе занятий в кружке у детей развиваются память, внимание, воображение, логическое мышление. Нейропсихологические игры позволяют развивать не только когнитивные функции у детей, но и способствуют стабилизации эмоционального состояния, помогают детям обрести внутреннюю гармонию. Поэтому посещение кружка рекомендовано детям, у которых наблюдается агрессивное поведение или трудности в социальной адаптации, общении с другими детьми. Каждое занятие кружка направлено на развитие какого-либо психического процесса. Соответственно, детям предлагаются игры, сгруппированные нами по дидактической цели. Так, нами составлена картотека и проводятся с детьми игры на развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, творческого воображения, восприятия, мелкой моторики. Проводим с детьми упражнения по рисованию одновременно двумя руками (для развития межполушарного взаимодействия), предлагаем детям пальчиковые игры, загадки, игры-лабиринты и т.д. Игра – это основная форма работы, которую мы применяем с детьми на занятиях кружка «Росток». Играя, дети развиваются. Игра вызывает интерес у детей и мотивацию к деятельности, так как она является главным радостным детским занятием в дошкольном возрасте. Для организации работы кружка «Росток» и проведения с детьми нейропсихологических игр и упражнений нами подготовлено методическое обеспечение и развивающая пространственная среда. В частности, составлена картотека игр и упражнений. Присутствуют и применяются в работе с детьми камешки Марблс, кинетический песок, игры «Повтори за ежиком», «Домино», «Елочка нарядная с карточками», «Признаки», цветные счетные палочки, мозаика «Бабочка» и др. Работа с детьми проводится по разработанным нами одноименным дополнительным образовательным программам «Росток». Всего разработано 4 программы на каждый возраст от 3 до 7 лет. В каждой программе содержится учебный план на 2023-2024 учебный год. С каждой возрастной группой (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет) с сентября по апрель проводится по 8 занятий в месяц. Продолжительность каждого занятия составляет 30 минут. Направленность занятий различается в зависимости от особенностей детей, их образовательных потребностей, а также от возрастной группы. Например, в работе с детьми 3-4 лет значительное внимание уделяется вопросам адаптации, обучению социальному взаимодействию, развитию навыков общения со сверстниками. На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста акцент смещается в сторону всестороннего развития мыслительной деятельности (в частности, развитие таких операций, как анализ и синтез информации, абстрагирование, сравнение, обобщение, установление закономерностей и причинно-следственных связей). Особое внимание в ходе занятий с детьми всех возрастов мы уделяем проведению упражнений на закрепление нейронных связей мозга, на развитие межполушарного взаимодействия и зрительно-моторной координации, кинезиологические упражнения. Приведем несколько примеров игр и упражнений, которые мы проводим с детьми. Например, детям предлагаются комплекты игровых полей, на которых представлены ряды с изображениями разных объектов, в том числе повторяющихся. К примеру, изображения листочков, грибочков, желудей и т.д. Дошкольнику необходимо камешками Марблс закрыть все листочки или все грибочки, в итоге при правильном выполнении игрового задания получается выложенное из камешков изображение какой-либо цифры. Так включается механизм нейропсихологии: дети одновременно осуществляют двигательное действие (выкладывают камешки), осуществляют мыслительную деятельность (стараются найти изображения, развивая внимание) и получают эстетическое удовольствие, рассматривая красивые прозрачные камешки разного цвета (гармонизируется эмоциональное состояние детей). Нейропсихологические механизмы работают в играх-лабиринтах (на плоскости), когда детям предлагается сосредоточиться и, двигая фломастером, провести линии, найдя выход из лабиринта. Также дети на занятиях составляют разрезные картинки, фигурки животных и растений из частей. На занятиях дети повторяют на плоскости узоры, собирают по образцу объекты из набора геометрических фигур. Для развития межполушарного взаимодействия предлагаем детям выполнить такое игровое задание: необходимо двумя руками на двух листах одновременно провести непрерывные линии по пунктиру (чтобы помочь рыбкам доплыть до дна сверху вниз). Межполушарное взаимодействие является механизмом объединения работы правого и левого полушария головного мозга. Синхронное взаимодействие полушарий обеспечивает эффективную работу всех психических процессов. Развитию межполушарного взаимодействия способствуют не только интеллектуальные, но и телесные игровые упражнения. Например, в ходе упражнения «Перекрестная маршировка» детям нужно шагать, при этом высоко поднимая колени, касаясь попеременно правой и левой рукой по противоположной ноге. Необходимо сделать шесть пар движений. Детям очень нравится нейропсихологическая игра «Ладошки». Перед ребенком расположено 10 предметов разной формы и цвета. Мы называем дошкольнику объекты, а ему необходимо показывать нужные объекты левой или правой рукой, дотрагиваясь соответствующим пальцем руки. Скорость игры постепенно увеличивается. Проводим с детьми как сложные нейропсихологические игры, так и нейрогимнастику – простые упражнения для мозга. Одно из простейших упражнений «Ухо – нос»: ребенку предлагается левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Потом нужно одновременно отпустить нос и ухо, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук наоборот. В течение учебного года с каждой возрастной группой нами проводятся десятки игр и упражнений, в том числе на основе нейропсихологической технологии. Нейропсихологические игры и упражнения вызывают большой интерес у детей, нередко поднимают настроение и помогают создать ситуацию успеха. Дети радуются, когда решают дидактическую задачу. Наши наблюдения и диагностика показывают, что занятия в кружке «Росток» с применением нейропсихологических упражнений и игр позволяют детям адаптироваться в социуме, научиться решать сложные интеллектуальные задачи, стать более уверенными, понимать свои эмоции и эмоциональное состояние других людей. Дети старшего дошкольного возраста становятся лучше подготовленными к дальнейшему обучению в школе. Следует отметить, что работа с детьми организуется нами на базе достижений отечественной науки и практики в сфере нейропсихологии. Так, основы нейропсихологии исследовали А.Р. Лурия 4, Н.А. Курдюкова, Т.В. Коростелева 3, практические вопросы применения нейропсихологических игр с детьми исследованы К.Н. Гончаровой 1, И.И. Праведниковой 5 и другими авторами. Ценные задания для детей представлены в нейротренажере М.А. Жуковой 2. В современной науке и практике разработан большой объем нейропсихологических игр и упражнений. Необходимо применять разнообразные игры, обращая особое внимание на те, которые вызывают повышенный интерес у конкретной подгруппы детей. Таким образом, нейропсихологические игры и упражнения эффективны для развития психических процессов и межполушарного взаимодействия у дошкольников. Чтобы работы с применение нейропсихологических игр и упражнений была эффективной, они должны быть разнообразными и вызывать интерес у дошкольников, соответствовать возрасту детей, с которыми проводятся, а сами занятия должны быть систематическими. Литература
|