Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности проявления сопереживания героям литературных произведений у детей 4-5 лет
Психология
Автор: Хлыбова Анастасия Максимовна   
23.04.2025 06:50

Особенности проявления сопереживания героям литературных произведений у детей 4-5 летОсобенности проявления сопереживания героям литературных произведений у детей 4-5 лет

Тематика публикации: гуманитарные науки.

  • Савинова Светлана Васильевна, Заведующий кафедрой, Кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования, Вятский государственный университет
  • Хлыбова Анастасия Максимовна, студентка 3 курса, Направления подготовки 44. 03. 02. Психолого-педагогическое образование. «Педагогика и психология дошкольного образования» Вятский государственный университет

Аннотация: предметом исследования в данной статье являются особенности проявления сопереживания героям литературных произведений у детей 4-5 лет. Теоретическая основа материала опирается на научные работы в области детской психологии и педагогики по проблеме исследования. Диагностика уровня выраженности и особенностей проявления сопереживания героям литературных произведений у детей 4-5 лет проводилась на основе методики «Сопереживаем литературному персонажу», используемой в исследованиях A.B. Запорожца, А.Д. Кошелевой, Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной. Диагностические результаты показали преобладание у дошкольников низкого уровня выраженности сопереживания, которое осуществляется в большей степени по подражанию и образцу взрослого. Результаты эксперимента обосновали необходимость воспитания сопереживания героям литературных произведений у детей 4-5 лет.

 

Скачать конспект

Ключевые слова: сопереживание, сопереживание героям литературных произведений, проявления сопереживания героям литературных произведений у детей 4-5 лет.

Введение.

Воспитание сопереживания героям литературных произведений – одно из направлений художественно-эстетического развития в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) [8]. Сопереживание является необходимым условием восприятия художественного произведения, способствующим пониманию эмоционального содержания произведения. Проблеме воспитания у дошкольников сопереживания героям литературных произведений посвящены работы Э.А. Барановой [1], Н.Н. Бахтияровой [2], И.И. Беленькой [3], А.В. Запорожца [4], Т.В. Зерновой [5], А.Д. Кошелевой [6] и др. Но следует признать, что среднему дошкольному возрасту уделяется гораздо меньшее внимание.

Проанализировав ряд определений понятия «сопереживание», мы определили сопереживание героям литературных произведений как представление себя в роли героя литературного произведения, переживающего радость или горе и действия по отношению к нему такие, какие человек хотел бы получить к себе, будучи реально в таком состоянии.

Э.А. Баранова отмечает, что в онтогенезе развития сопереживания выделяют два пиковых периода: дошкольный и подростковый возраст. При этом вторая вершина не достигается при неосуществлении перехода первой границы [1]. А.В. Запорожец выделяет особенности развития сопереживания у детей среднего дошкольного возраста, которые заключаются в том, что ребенок интересуется окружающим миром, начинает различать эмоциональное состояние других людей. Печаль, грусть, меланхоличные эмоции рассматриваются им как странные, непривычные переживания, которые нужно исправить. В такие моменты ребенок старается прижаться к опечаленному человеку и пожалеть его, рассказать о своих чувствах, о том, что он любит этого человека. Переживание другими людьми положительных эмоций (радости, увлеченности, восторга, удовольствия) рассматриваются детьми как естественные и правильные. Проявление гнева, злости, злобы и ярости не всегда понятны для ребенка и выступают как пугающие (учитывая, что социальная среда ребенка благополучна). При этом дети не всегда способны к сопереживанию. Ребенок научается четко различать «своего» и «чужого» и степень сопереживания варьируется в зависимости от близости оппонента [4].

В настоящее время в большей степени представлены экспериментальные исследования, показывающие развитие сопереживания у дошкольников и в меньшей степени развития сопереживания героям литературных произведений, в том время как последнее открывает большие возможности перед педагогами и родителями детей дошкольного возраста с целью развития моральных взглядов ребенка.

Методы исследования. Экспериментальная работа проводилась с 27. 01. 2025 г. по 07. 02. 2025 г. на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Умка» р.п. Тоншаево, Тоншаевский р-н, Нижегородской области. Исследование проводилось с участием 20 детей среднего дошкольного возраста.

Целью исследования являлось изучение особенностей проявления сопереживания героям литературных произведений у детей 4-5 лет. Диагностика уровня выраженности и особенностей проявления сопереживания героям литературных произведений у детей 4-5 лет проводилась на основе методики «Сопереживаем литературному персонажу», используемой в исследованиях A.B. Запорожца [4], А.Д. Кошелевой [6], Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной [7]. Инструкция: взрослый эмоционально рассказывает ребенку историю про девочку, которая взяла свою игрушку — «зайку» на прогулку на детскую площадку, посадила его на скамеечку, стала играть с другими детьми. Через некоторое время появились на небе тучи и пошел дождь. Все дети разбежались домой, и эта девочка тоже. Она забыла своего «зайку» на улице под дождем. Читается эмоционально стихотворение «Зайку бросила хозяйку, под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог, весь до ниточки промок». Ребенку показывается иллюстрация, где грустный зайка сидит под дождем. «Как ты думаешь, что чувствует зайка один под дождем?» (Ему грустно, что его бросила девочка). «Что ты чувствуешь, когда видишь на картинке зайку под дождем». (Жалко зайку, он же промокнет и заболеет). «Что тебе хочется сделать, чтобы ему помочь?» (Пожалеть и спасти от дождя). «И мне стало его жалко, поэтому я взяла его со скамейки» (дается игрушка ребенку). Ребенку предлагается помочь зайке. «Давай пожалеем Зайку, он промок весь, может заболеть, надо его скорей согреть и завернуть в полотенце, прижать к себе». После действий задается вопросы: «Как ты думаешь, хорошо или плохо поступила девочка, бросив свою игрушку под дождем?».

Оценка результатов основывалась на количественном и качественном анализе. Количественный анализ проводился по трёхбалльной системе. Качественная оценка строилась на основе критериев: когнитивного (понимание и оценка поступка), эмоционального (мимика, пантомимика) и действенного компонента.

Результаты исследований, их обсуждение.

Высокий уровень выраженности сопереживания отмечался у 10% дошкольников. Дети понимали содержание стихотворения, адекватно оценивали поступок девочки, проявляли сочувствие герою литературного произведения и демонстрировали эмпатию в эмоционально выраженных действиях с игрушкой (закутывание в полотенце, прижимание к груди, поглаживание, сопровождение словами «мы спасли тебя»). Средний уровень проявления сопереживания наблюдался у 40% дошкольников. Дети оценивали поступок девочки, бросившей игрушку, с помощь наводящих вопросов взрослого, совершали действия по «спасению зайки» после указания педагога, что можно сделать, чтобы помочь зайке не заболеть. Низкий уровень выраженности сопереживания персонажу стихотворения присутствовал у 50% младших дошкольников. Дети не могли дать вербально оценку поступку девочки, действия с игрушкой были формальными без эмоционального сопереживания. Полученные результаты отражены на рис. 1.

Рисунок 1. Уровни выраженности сопереживания героям литературных произведений у детей 4-5 лет

Таким образом, у детей 4-5 лет преобладает низкий уровень выраженности сопереживания героям литературных произведений. Дети не проявляют интереса к эмоциям героев, не понимают причин изменения их настроения; не проявляют эмоциональной реакции на состояние, настроение, не идентифицируют свое состояние с эмоциональным состоянием литературного героя; не готовы утешать, жалеть героя литературного произведения.

Выводы. Результаты исследования обосновывают необходимость воспитания сопереживания героям литературных произведений у детей 4-5 лет.

Библиографический список

  1. Баранова Э.А., Кучкина А.А. Эгоцентризм и эмпатия в детском возрасте: обзор исследований // Педагогика и образование: вызовы и перспективы: электронный сборник статей по матер. внутивуз. науч. -практ. конф. / отв. ред. А.А. Кириллов. Чебоксары, 2022. С. 592–596.
  2. Бахтиярова Н.Н., Дубенцова Н.А., Бурнашева О.А. Художественно-эстетическое развитие. М.: ВХЦТ, 2005.
  3. Беленькая Л.И. Ребёнок и книга исследования: учебное пособие. Москва: Педагогика, 2012. 320 с.
  4. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические дошкольников через стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений // Молодой ученый. 2019. № 49 (287). С. 462–464.
  5. Зернова Т.В., Ладыгина В.В. Художественно-эстетическое развитие: стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений у дошкольников// Роль психолого-педагогических исследований в инновационном развитии общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2022. С. 127–129.
  6. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 176 с.
  7. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1998. 304 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2023. 48 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 14 (376) выйдет
20 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год