Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»
Психология
Автор: Васюкова Анастасия Александровна   
28.03.2024 14:30

«Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»«Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»

Метафорические ассоциативные карты (МАК) – это проективная психологическая методика, которая представляет собой набор карт с изображением людей, природы, событий, образов, объединённых одной темой или идеей автора. Каждый рисунок на карте – это ассоциация или метафора мыслей, чувств, воспоминаний или переживаний человека. При этом проекция является основой – это эффекта.

Главным законом в работе с МАК является то, что сама карта ничего не обозначает, на ней находится то, что видит человек, который её выбрал. При этом чувства и мысли, которые возникают у одного человека при взгляде на карту, могут кардинально отличаться от впечатлений другого.

При работе с картами с детьми есть определённые правила, которых необходимо придерживаться, а именно:

  • МАК можно использовать в работе с детьми с 4-5 лет, когда ребёнок уже хорошо разговаривает и может рассказать о том, что он видит на карте.
  • Чем меньше ребёнок, тем меньше карт должно быть в колоде (часть карт можно просто убрать).
  • В работе с дошкольниками лучше использовать колоды с понятными для них изображениями.
  • Абстрактные колоды с детьми дошкольниками не используются.
  • Если ребёнок отказывается от игры с картами, то не заставляйте его!

Хотелось бы обозначить преимущества, которые перед нами открываются если мы будем использовать с вами МАК в работе с детьми: карты воспринимаются ребёнком как игра, это снимает напряжение и тревожность, также они облегчают установление контакта между ребёнком и психологом, как правило, дети с увлечением включается в рассматривание карт, использование карт даёт нам дополнительную информацию о ребёнке и его окружении, что мы сможем в дальнейшем использовать для своей работы. С помощью карт можно развивать эмоциональный интеллект, творческое начало, познавательные процессы, что даёт возможность использования их в коррекционно-развивающей работе.

 

В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать следующие колоды МАК:

  1. отражающие различные эмоции и чувства. Например, «Волшебный сундучок: эти разные эмоции» (Авторы: Васильева И., Лебедева М.), МАК «Котейка» (Автор: Седова Н.) и МАК «Монстрики» (Автор: ЮттаГох-Корона и Кристиан Корона).
  2. сказочные колоды. Например, МАК «Волшебный сундучок» (Авторы: Васильева И., Лебедева М.), МАК «Проективные сказочные карты» (Автор: Олифирович Н.И., Малейчук Г.И.), МАК «Мастерская сказок» (Авторы: Т. Зинкевич-Евстигнеева, А. Зинкевич).
  3. Сюжетные колоды МАК — «Расправляя крылья» (Автор: Крюгер Камилла) МАК «Домик номер 6» (Автор: Добычина Светлана) МАК «Дружок» (Автор: Ирина Фёдорова).
  4. Портретные — МАК «Роботы».

Основныминаправлениями работы с детьми с использованием МАК это: диагностика, развитие когнитивных процессов, развитие эмоциональной сферы и коррекция детско-родительских отношений в консультирование.

Я приведу примеры упражнений с использованием МАК.

Первое упражнение называется «Когда я это чувствую?» (психолог раскладывает карты из колоды «Монстрики чувств на столе в закрытую). Вы видите, перед собой карты из колоды «Монстрики чувств». Они представлены в закрытом виде. Ваша задача в закрытую выбрать любую из этих карт (участники выбираю карту). Отлично. Теперь давайте перевернём наши карты и посмотрим, что за чувство там спряталось (участники по очереди называют чувства).

Это упражнение можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста. В дополнение можно попросить детей озвучить, когда они испытывают это чувство (можно попробовать и это проговорить с участниками). Для этого упражнения можно использовать любые колоды, где есть чувства и эмоции.

Следующее упражнение называется «Составляем сказку». Для этого понадобятся любые сюжетные колоды, например колода «Домик № 6». В чём оно заключается. Раскладываем перед детьми карты в закрытую. Затем предлагаем детям поочереди брать по одной карте и начинать составлять сказку с опорой на картинки. Психолог открывает любую карту и начинает рассказ, затем карту открывает другой участник и на основе изображения на своей картинке придумает продолжение истории и так пока все участники не примут участие. Вот такая история у нас с вами получилась.

Следующее упражнениене только коррекционное, но и диагностическое. Его цель: отреагирование актуального эмоционального состояние и диагностика эмоционального мира ребёнка. Называется это упражнение «Сказочный герой». Для него нам понадобятся карты с изображением сказочных персонажей и любая колода МАК с изображением эмоций и чувств. Перед детьми лежат карточки с изображением сказочных персонажей, психолог предлагает вам выбрать сказочного героя, которым хотел бы быть ребенок. А теперь расскажи, какой по характеру ваш герой (участники высказываются). Здесь можно добавить мяч, чтобы это было более динамично, и дети не скучали, пока кто-то говорит. Тогда право голоса будет у того, у кого в руках мяч.

Когда характер персонажа описан детьми, то мы переходим к следующему этапу работы над упражнением. На этом этапе я предлагаю детям определить, какие чувства живут внутри их сказочного героя, что мы сейчас с вами и сделаем, выбрав эти чувства из колоды с чувствами и эмоциями (участники выполняют задание). Далее вы можете детям можно предложить подобрать цвета к этим чувствам и раскрасить человечка, используя эти цвета. Можно арт-терапию не применять к этому упражнению и ограничиться только работой с картами.

Таким образом, метафорические карты- это уникальный инструмент в работе педагога-психолога, имеющий широкий спектр возможностей.

Список использованной литературы:

  • Ингерлейб М. Метафорические ассоциативные карты. Полный курс для практики. – СПб.: Питер, 2021 г.
  • Толстая С.В. Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании. – М., 2019 г.
  • Буравцова Н.В. Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками. – Новосибирск, 2017 г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год