Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Игры, как средство всестороннего развития детей в дошкольном возрасте»
Психология
Автор: Арсламбекова Сутият Асановна   
11.06.2024 12:55

«Игры, как средство всестороннего развития детей в дошкольном возрасте»«Игры, как средство всестороннего развития детей в дошкольном возрасте»

Арсламбекова Сутият Асановна, педагог-психолог МБДОУ детский сад «Умка» Сургутского района Тюменской области п. г.т. Федоровский

«Играй и развивайся!»

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В.А. Сухомлинский

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и обучения в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Одним из таких путей является игра. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель — играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. И поэтому развивающая игра является средством воспитания, когда она включается в педагогический процесс.

 

Ценность развивающей игры как воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в развивающей игре, педагог формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки и нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми, развивающая игра становится школой обучения и воспитания.

В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство обучения, педагог имеет

возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И, вместе с тем, он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний, а через игру, в процессе игры формирует умение применять знания в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, и находить, обогащать духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат различные развивающие игры.

Развивающие игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ценность игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Игра будит детское воображение. Создает приподнятое настроение. Классики русской педагогики К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на необходимость разработки игр для дошкольников. Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшнего дня. Игра является действенным средством познавательного и социального, физического и психического развития, формирования у ребенка основ общечеловеческой культуры.

Исследования психологов показали, что в процессе развивающей игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен на обычном занятии. Моя практика и теоретические исследования по изучению данного вопроса, говорят о том, что развивающая игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс. Таким образом, в своей работе я использую, развивающие игры, которые содержат разнообразные условия для формирования наиболее ценных качеств личности. Но, чтобы их развитие действительно состоялось, необходимо соблюдать определенную последовательность в подборе игр.

Выбор развивающих игр для меня — дело серьезное и ответственное. Я считаю, что игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, и побуждать к усвоению нового. Важно проследить внутреннюю связь предыдущей игры с последующей, чтобы в каждой игре ребенок опирался на приобретенный опыт и совершал новый шаг в своем развитии. Именно в такой последовательности выстроены игры в моей работе.

Для нормального психического развития ребенка и его благополучия в детском саду, мною организуются и проводятся такие развивающие игры, в которых формируются

доброжелательные и открытые отношения со сверстниками и воспитателями, способность к сотрудничеству, совместной деятельности. Ведь оттого, как сложатся отношения ребенка с педагогом и с другими детьми, зависят и его настроение, хорошее самочувствие, а также успехи в познавательном и личностном развитии.

Поэтому в первую очередь я использую игры, направленные на формирование социально-коммуникативных и эмоционально-волевых качеств личности. Это подвижные

игры, игры-разминки, в которых развиваются гуманные, нравственные отношения между детьми; волевые качества личности (умения преодолевать препятствия, владеть собой и пр.).

Важное значение имеют игры, направленные на сенсорное развитие. С помощью них ребенок учится выделять и осознавать отличительные качества окружающих предметов:

форму, величину, цвет, а также различным приемам зрительного, слухового и осязательного обследования.

Уделяю большое внимание развитию у дошкольников мелкой моторики рук. Именно эти игры очень нравятся нашим детям. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". С развитием моторики у ребенка растет возможность овладения способностями (познавательными, эстетическими, творческими).

Как педагог-психолог в детском саду, ставлю перед собой задачи по развитию у дошкольников высших психических функций. Поэтому в своей работе использую множество

развивающих игр на развитие внимания, мышления, восприятия, памяти, воображения и речи. Они открывают широкие возможности для познавательных процессов, поскольку ребенок не просто выполняет требования взрослого, как это происходит на занятиях, но активно действует. В играх создается необходимая связь между практическими и умственными действиями, которая ведет к развитию ребенка. В каждой игре, используемой мною, есть два начала: одно несет развлекательный

характер, другое требует серьезных усилий. Провожу игры-забавы, игры с ролью, игры- задачи и игры-соревнования. Данные виды не только учитывают интересы дошкольников, но и способствуют их развитию. В этом решающая роль принадлежит педагогу.

Кроме вышеперечисленных развивающих игр, для детей предлагаю огромное количество развивающих дидактических игр. Это неплохо, всегда есть возможность

подобрать интересную игру для ребенка. Работая педагогом-психологом, наблюдая за детьми разного возраста, отметила, что именно дидактические игры, изготовленные своими руками, остаются привлекательными для детей и не теряют своего развивающего эффекта, а иной раз — оказывают более сильное воздействие на них, особенно в коррекционно-развивающей работе. Возможно из-за своей простоты и доступности.

И с помощью игр — я открываю для детей маленькую дверь в большой мир!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год