Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Значение самодельной куклы в развитии ребёнка.
Психология
Автор: Дорофеева Маргарита Михайловна   
22.08.2024 07:04

Значение самодельной куклы в развитии ребёнка.Значение самодельной куклы в развитии ребёнка.

Автор: Дорофеева М.М

Современные образовательные дошкольные учреждения все чаще ищут новые гуманистические, личностно ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги заняты поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и в доступной форме рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является игровая деятельность, а значит и игрушка, в нашем случае кукла, созданная своими руками.

Кукла для ребёнка — не только игра, забава. Кукла или мягкая игрушка может заменить реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому, потребность в такой кукле возникает у большинства детей. Играя, ребенок примеряет на себя разные роли, разные способы поведения, делится с игрушечным любимцем

 

своими переживаниями, которые пришли и помогут в игре освоить роль доброго, смелого, умного и заботливого человека.

Иногда и сама игрушка может подсказать во что, стоит поиграть. Создавая куклу, подумайте, какую историю может рассказать малышу уже всем известный герой сказок или мультиков Куклы имеют особое значение для развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и

чужой жизни в особых эмоциональных, нравственных проявлениях, доступных его пониманию. С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода,

залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников.

Кукла – это важный элемент в развитии любого ребенка. Но они интересны не только детям. Некоторые творческие люди всю свою жизнь посвящают куклам, на полном праве считая их своими детьми.

Ведь кукла это живое существо, если в нее вложена частичка души художника, зародившая неповторимую ауру куклы. Создание куклы позволяет, как нельзя полно отразить внутренний мир создателя. Ведь кукла повторяет человека не только внешне. И после рождения каждая кукла начинает жить своей жизнью, создавая свою неповторимую историю и накапливая в себе энергию, которую она впоследствии передает людям, созерцающим ее. Значение игр и игрушек для развития ребенка в дошкольном возрасте часто недооценивается. Большинство родителей не понимают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка. Как и в какие игры должен играть ребенок? Куклы важны для ознакомления детей с окружающей

действительностью, для их сенсорного развития. Куклы помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует развитию творческого начала. Ведущей деятельностью маленьких детей является игра и как ее средство игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме, объеме, социальных ролях, быте, природе. В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у

большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.

Куклотерапия это метод лечения с помощью кукол.

Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок родитель. Куклы могут многое и учить, и лечить, но только если попадают в добрые руки. Появилось целое самостоятельное направление куклотерапия. Куклы могут служить и наглядным пособием. Ребята рассматривают и описывают их внешность, одежду, определяют характер.. Действительно, куклы могут многое но не нужно забывать, что всетаки и учат, и лечат не куклы, а люди, и поэтому многое зависит от того в чьих руках они оказываются. Куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль. Они способствуют формированию позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков.

Куклы лечат страхи, энурез и заикание, помогают в социальной реабилитации инвалидов, позволяют найти внутренние резервы для борьбы с болезнью. В качестве побочного эффекта куклотерапия помогает справиться с бронхиальной астмой, диатезом и сердечнососудистыми заболеваниями. Воспитатель показывает ребёнку куклу, задаёт вопросы в следующей последовательности. Скажи, что такое кукла? • Ребёнок даёт определение (кукла — это игрушка, с куклой играют). • Называет отдельные признаки (кукла красивая) и действия (она стоит). • Не выполняет задание, повторяет слово "кукла". Какая на кукле одежда? • Ребёнок называет более четырёх слов;

  • Называет более двух вещей.
  • Показывает, не называя.

Созданные своими руками куклы очень нравятся детям. Их роль велика, возможность использования в разных областях педагогической деятельности – «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Познание». Нужно обезательно работать и дальше в этом направлении и постараться создать вместе с детьми много интересных и познавательных кукол.

Использованная литература.

  1. Татаринцева А. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. СПб.: Речь, 2006, с. 102
  2. Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с дошкольниками /Управление ДОУ, №5-2008, с. 100.
  3. Коссановская Е.А. Игрушка в жизни ребенка. – М.: Просвещение, 1980. 20 с.
  4. Флерина Е.А. Игра и игрушка. – М.: Просвещение, 1973. 35 с.
  5. Хинькова Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. — М.: Педагогика, 1969. 86с.
  6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2001. 335 с.
  7. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции народной куклы. М.: Белый городок, 2003. С. 310.
  8. Соколова Л., Некрылова А. Воспитание ребенка в русских традициях. — СПб.: Речь, 2006. С. 144.
  9. Дубровина И.В. Психология: Учеб. Пособие для начальной школы., 1998. 176 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год