ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК И СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА |
Психология | |||||||
Автор: Коробкова Елена Юрьевна | |||||||
11.09.2024 09:51 | |||||||
ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК И СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА МБОУ ОЦ «ФЛАГМАН» Детский сад №5, 14 Педагог-психолог: Коробкова Е.Ю. Один из основных факторов, влияющий на формирование личности ребенка — взаимоотношения родителей и детей. Влияние структуры семьи на формирование личности ребенка неразрывно связано с царящими в семье отношениями. Дисгармония семейных отношений дает ребенку образцы агрессивности, непостоянства, враждебности и асоциального поведения. Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения ребенка и в формировании отрицательных черт личности. Один из основоположников отечественной психиатрии Иван Михайлович Белинский (1859) считал строгое, несправедливое отношение к детям в семье немаловажная причина развития у них болезненного состояния;
Психиатр Иван Алексеевич Сикорский пришел к следующим сопоставлениям:
В своих исследованиях русский педагог, врач, специалист по изучению детского характера, Петр Францевич Лесгафт, в 1884 году выделил шесть позиций родителей, оказывающих влияние на поведение ребенка. Если родители не обращают внимания на детей, унижают их, игнорируют их потребности и интересы, не считаются с ними, не прикладывают ни малейших усилий к их воспитанию и обучению, то в таких семьях дети вырастают лицемерными или лживыми. У них часто наблюдаются проблемы, связанные с обучением и развитием. Когда родители постоянно восхищаются своими детьми, считая их образцом совершенства, дети вырастают эгоистичными и поверхностными. Эта позиция чрезмерного восхищения может сформировать у ребенка необоснованную самоуверенность при полном отсутствии самобытности. В тех семьях, где царят покой и счастье, где отношения между родителями гармоничны и строятся на основе искренней любви и уважения, дети, достигнув зрелости, отличаются добросердечием и глубиной мышления. Они постоянно стремятся к учению, к овладению новыми знаниями. Когда родители постоянно недовольны ребенком, критикуют и порицают его, считают во всем виноватым — ребенок в ответ начинает поступать «наоборот», проявлять непослушание. В глубине его сердца всегда живут гнев и обида — он растет раздражительным и эмоционально неустойчивым. Если родители чрезмерно балуют и оберегают ребенка, удовлетворяют каждую прихоть, обращаются как с младенцем, не считаясь с реальным возрастом, — тем самым они препятствуют развитию самостоятельности, ограничивают его умственную и физическую активность. В результате дети растут ленивыми, социально незрелыми, неспособными взглянуть в лицо реальной жизни. Если финансовые трудности не влияют на позицию родителей по отношению к детям, на проявление их любви — дети вырастают трудолюбивыми, эмоционально спокойными. Но когда низкий уровень жизни отражается на семейном климате, из дома уходят любовь и родительская доброта — дети чувствуют себя несчастными, заброшенными, на будущее смотрят пессимистически, их не покидает чувство разочарования и горя. Работа психолога с родителями по профилактике нарушений в системе детско-родительских отношений.
Установки
|