Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Модель взаимодействия специалистов в рамках интегрированных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ТНР в условиях групп комбинированной направленности
Психология
Автор: Кожевникова Мария Евгеньевна Родионова Ирина Германовна Круглова Наталья Олеговна Сипакова Ольга Валентиновна   
06.11.2024 12:00

Модель взаимодействия специалистов в рамках интегрированных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ТНР в условиях групп комбинированной направленностиМодель взаимодействия специалистов в рамках интегрированных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ТНР в условиях групп комбинированной направленности

  • Кожевникова М. Е. педагог-психолог, МДОУ «Детский ад № 243»
  • Круглова Н.О., инструктор по физическому воспитанию МДОУ «Детский сад № 243»
  • Родионава И.Г., музыкальный руководитель МДОУ «Детский ад № 243»
  • Сипакова О.В., учитель-логопед МДОУ «Детский ад № 243»

С момента вступления в силу приказа о принятии Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностямиздоровья (Программа утверждена приказом Министерства Просвещения Российской Федерации 30 сентября 2022 года), перед специалистами МДОУ «Детский сад № 243» (г. Ярославль) остро встала проблема поискаэффективных форм работы в условиях групп комбинированной направленности.

скачать конспект

Специфические принципы и подходы Федеральной адаптированной образовательной программы (далее — ФАОП), в нашем случае для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее — ТНР), не предусматривают деление Программы в соответствии с Стандартом на отдельные образовательные области, где каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. В ФАОП между отдельными ее разделами существуют многочисленные взаимосвязи: познавательное развитиеобучающихся с ТНР тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое с познавательным и речевым. Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития обучающихся с ТНР (ФАОП п. 10. 3. 3. №4 с.8).

Актуальность связана в первую очередь с поиском эффективных форм работы с детьми с ТНР в условиях групп комбинированной направленности в соответствии с ФАОП. Опираясь на содержание Программы педагогическим коллективом нашего детского сада для работы с детьми с ТНР была выбрана форма интегрированных коррекционно-развивающих занятий. Данная форма отвечала и условиям нашего детского сада (наличие одного музыкального зала, отсутствие отдельного кабинета педагога-психолога и учителя- логопеда), а также позволяла в рамках одного занятия объединить усилия сразу нескольких специалистов, повысив эффективность их взаимодействия.

Новизнасвязана смоделью взаимодействия специалистов в рамках интегрированных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ТНР в условиях групп комбинированной направленности. На подготовительном этапе специалистами МДОУ «Детский сад № 243» был проведен анализ методических источников, где освещалась проблема интегрированного взаимодействия специалистов дошкольного учреждения в условиях групп комбинированной направленности. Так, например, в работе О. Д. Голубец и М.Ю. Жиличкиной «Проектная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда ДОО. Познавательное и эмоционально-волевое развитие детей 5-7 лет» описывается схема совместной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога и учителя-логопеда по развитию познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников. В пособии М. Б. Бойцевой под редакцией О.А. Денисовой «Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида» обобщен опыт по организации взаимодействия специалистов в процессе формирования коммуникативной деятельности дошкольников с нарушением речевого развития. В книге М.А. Поваляевой «Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов» также описана модель взаимодействия специалистов в работе с детьми с нарушениями речи. Она представлена в виде цветка, где середину занимает логопед и ребенок, лепестками цветка являются все остальные специалисты ДОУ и родители ребенка. С каждым из «лепестков» логопед выстраивает свой индивидуальный маршрут взаимодействия. В работе Капраловой Т. А. «Взаимодействие воспитателей со специалистами ДОУ» модель взаимодействия педагогов также представлена в форме цветка, центром которого является ребенок.

Подробно изучив материалы, мы пришли к выводу, что, хотя модели взаимодействия специалистов ДОУ в коррекционно-развивающей работе с детьми ТНР в выше указанных источниках описаны, моделям взаимодействия специалистов в рамках интегрированных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ТНР в условиях групп комбинированной направленностивнимания уделено не было. Таким образом, работа имеет практическую значимость и может стать принципиально новым опытом с точки зрения комплексного подхода специалистов в работе с детьми с ТНР и использоваться в качестве примера специалистами других ДОУ.

Целью работы является построение модели взаимодействия специалистов в рамках интегрированных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ТНР в условиях групп комбинированной направленности.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • сформировать эффективное взаимодействие специалистов на уровне задач и стратегий;
  • сформировать эффективное взаимодействие специалистов на уровне методов и приемов;
  • сформировать эффективное взаимодействие специалистов на уровне конспекта интегрированного коррекционно-развивающего занятия;

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы и формы.

Методы:

  • анализ документации и научных источников по данному вопросу;
  • целенаправленные наблюдения;
  • элементы замещающего онтогенеза;
  • элементы телесно-ориентированной терапии;
  • элементы сказкотерапии.

Формы:

  • фронтальное коррекционно-развивающее интегрированное занятие в сказочной канве.

Исходя из особенностей возраста и наличия проблемных зон воспитанников экспериментальных групп, наша работа основывалась на следующих приемах:

  • спонтанные движения с голосом;
  • растяжка;
  • глазодвигательные движения;
  • перекрестные движения;
  • сказочная канва;
  • использование сказочных предметов и превращений.

Этапы реализации:

Занятия были рассчитаны на один учебный год, с учетом их проведения 2 раза в месяц. Всего за учебный год было проведено 14 занятий. Занятия были разработаны для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

На первом этапе педагоги старших возрастных групп вместе со специалистами ДОУ один раз в месяц знакомили детей с новой сказкой: читали, проводили беседу, рисовали, лепили, проигрывали сказку.

На втором этапе, специалисты составляли конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия на основе уже знакомой детям сказки. На данном этапе происходил сбор рекомендаций от логопеда; учет задач, методов и приемов специалистов; выработка единой стратегии поведения специалистов в рамках интегрированного коррекционно-развивающего занятия; осуществлялся подбор материала.

На третьем этапе, в экспериментальных группах проводились занятие и диагностика (по Люшеру). Цветовой тест Люшера проводился до и после занятия. Автором теста является швейцарский психолог Макс Люшер. Целью проведения методики является диагностика эмоциональной сферы, эмоциональных состояний и динамики эмоциональных проявлений детей дошкольного возраста. Стимульный материал сокращенного варианта теста Люшера (который мы использовали) состоял из карточек восьми цветов: 4- основных, 4- дополнительных. Зная интерпретацию цветов, мы смогли отследить динамику эмоционального фона группы в начале и в конце занятия. Кроме наблюдения, тест Люшера подтвердил высокий эмоциональный отклик у детей и показал эффективность данной формы работы. Для отслеживания результатов также был составлен опросник для специалистов и педагогов, работающих с данной категорией детей. Опросник давался педагогам до начала цикла занятий и после его завершения. Благодаря наблюдениям со стороны воспитателей и специалистов мы смогли составить динамику развития эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ. Опросник состоял из 5 закрытых вопросов, включающие в себя вопросы на развитие эмоционально-волевой сферы и произвольных процессов. В каждом вопросе нужно было проставить баллы от 1 до 10. Все вопросы были составлены по запросу логопеда.

На четвертом этапе, проводился анализ видеоматериалов; учитывались слабые и сильные места; составлялась картотека наиболее удачных и эффективных упражнений.

Описание модели:

В нашем случае специалисты выстроили свое взаимодействие по принципу ромба, в котором верхняя и нижняя вершины отводились учителю-логопеду.

учитель- логопед

педагог-психологмуз. рук. (физ. рук)

учитель- логопед

Работа специалистов началась с верхней вершины – заявки учителя-логопеда. Как показывает практика у детей со сложными речевыми нарушениями, часто страдают и неречевые психические процессы. Так же наблюдаются особенности и со стороны их эмоционально-волевой сферы: мышечные зажимы, вялость, многократная смена настроений, сниженная критичность, импульсивность, плаксивость и т.д. Эти причины создают трудности в налаживании с ними контакта и сильно осложняют логопедическую работу.

За помощью логопед обратился к специалистам, которые на интегрированных занятиях стали прорабатывают слабые зоны воспитанников с ТНР. На данной схеме видно, что взаимодействие происходило между педагогом – психологом и музыкальным руководителем, педагогом-психологом и инструктором по физической культуре. Такой порядок взаимодействия был обусловлен сеткой занятий специалистов в музыкальном зале и отсутствием отдельного кабинета у педагога-психолога.

На схеме видно, что нижнюю вершину ромба снова занимает учитель-логопед. Это не случайно. Выступая в роли координатора и наблюдателя, учитель – логопед в процессе занятий следил за реакциями воспитанников, выбирал наиболее понравившиеся упражнения, а потом адаптировал их в своей работе с детьми с ТНР. Что значительно сказалось на результативности логопедических занятий.

Построение занятий:

Интегрированные занятия были построены на элементах метода замещающего онтогенеза, телесно-ориентированного подхода и сказкотерапии, которые способствовали решению проблем эмоционального, коммуникативного и частично речевого характера у детей с ТНР.

Элементы метода замещающего онтогенеза были представлены упражнениями на растяжку, ползанием, перекатыванием, глазодвигательными движениями, перекрестными телесными движениями.

Элементы телесно-ориентированного подхода на интегрированных занятиях были представлены упражнениями на мышечную релаксацию по контрасту с напряжением, мышечную релаксацию по представлению, саморегуляцию, дыхательные упражнения и танцевальную терапию.

Элементы сказкотерапии были представлены сказочной канвой, использованием сказочных персонажей, превращений, волшебных предметов, волшебных помощников, нравственных уроков.

За основу интегрированного занятия были взяты структуры музыкального и физкультурного занятий.

Основным инструментом для построения интегрированных занятий специалистами была выбрана сказка, в рамках которой так же закреплялась и лексическая тема.

  1. «Теремок»«Дикие животные»
  2. «репка»«Осень»
  3. «Волк и семеро козлят»«Профессии»
  4. «Серая шейка»«До свидание, птицы!»
  5. «Снегурочка»«Зима»
  6. «Федоринго горе»«Посуда»
  7. «Зимовье зверей»«Домашние зивотные»
  8. «Гадкий утенок»«Домашние птицы»
  9. «Гуси-лебеди»«Домашние птицы»
  10. «Лягушка-путешетсвенница»«Транспорт»
  11. «Маугли»«Животные жарких стран»
  12. «Дюймовочка» м – «Насекомые»

Материал для блоков занятий подбирался по следующим параметрам:

  • упражнения должны были решать задачи сразу обоих специалистов;
  • быть яркими, доступными, вызывать эмоциональный отклик у воспитанников;
  • отвечать потребностям детей с ОВЗ.

Коррекционно- развивающие задачи интегрированных занятий:

  • координации
  • сенсомоторной чувствительности
  • мелкой моторики
  • средней моторики (движения рук, кистей, пальцев рук, тактильные ощущения)
  • крупной моторики (растяжка, ходьба, бег, прыжки, ползание, перекатывание, взаимодействие с предметами, подвижные игры)
  • снятия напряжения
  • саморегуляции, эмоциональной сферы (навыкам общения по средствам использования образцов, моделирования эмоций, создания положительного эмоционального настроя).

Для решения поставленных задач на занятиях были использован следующие группы упражнений:

  • на расслабление по контрасту с напряжением
  • на расслабление с фиксацией внимания на дыхании
  • на расслабление- медитацию
  • на дыхание (физиологическое, речевое, в сочетании с голосом и движением)
  • упражнения на активизацию и обогащение словарного запаса
  • развития голоса (высоты, длительности звучания)
  • упражнения на развитие слухового и зрительного внимания; развитие моторики мелкой и средней
  • упражнения на отображение эмоциональных состояний (с помощью мимики, жестов, прикосновений, движений тела)
  • упражнения с танцевальными элементами (танцевальные шаги, плясовые элементы, элементы русских народных танцев, элементы бальных танцев)
  • упражнения на превращения (в растения, в животные, в герои сказок, в предметы, которые мы использовали в играх, этюдах, упражнениях, зарядке, гимнастике, разминке).

В ходе работы нам удалось получить следующие результаты:

  1. После цикла занятий, в процессеобработки данных опросника, мы смогливыявить положительную динамику в развитии эмоционально-волевой сферы у детей с ТНР, что значительно облегчило процесс логопедической работы.
  2. Специалистами дошкольного учреждения велась видеосъемка каждого занятия, что позволило выявить не только слабые места в конспекте занятий, но и составить картотеку наиболее эффективных упражнений и приемов в работе с детьми с ТНР.
  3. На занятиях удалось сформировать партнерский тип взаимоотношений между специалистами. Такой тип отношений был выстроен не только на уровне самого занятия, но и на уровне подготовки к нему. При отработке упражнений происходило взаимообучение специалистами друг друга.

Библиографический список:

  1. Бойцевой М. Б. под редакцией О.А. Денисовой «Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида», Издательство Сфера, 2012
  2. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной работе в развивающей работе с детьми (5-7 лет). — М.: Книголюб, 2004
  3. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2005
  4. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2002
  5. Колганова, В, С. Нейропсихологические занятия с детьми: — М.: АЙРИС – пресс, 2017
  6. Поваляева М. А. и др. «Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов». Ростов н/Д: Феникс, 2002
  7. Проектная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда ДОО. Познавательное и эмоционально-волевое развитие детей 5-7 лет. Комплексные занятия. Досуги/ авт. -сост. О.Д. Голубец, М.Ю. Жиличкина. – Волгоград: Учитель, 2019
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год