Модель взаимодействия специалистов в рамках интегрированных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ТНР в условиях групп комбинированной направленности |
Психология | |||
Автор: Кожевникова Мария Евгеньевна Родионова Ирина Германовна Круглова Наталья Олеговна Сипакова Ольга Валентиновна | |||
06.11.2024 12:00 | |||
Модель взаимодействия специалистов в рамках интегрированных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ТНР в условиях групп комбинированной направленности
С момента вступления в силу приказа о принятии Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностямиздоровья (Программа утверждена приказом Министерства Просвещения Российской Федерации 30 сентября 2022 года), перед специалистами МДОУ «Детский сад № 243» (г. Ярославль) остро встала проблема поискаэффективных форм работы в условиях групп комбинированной направленности. Специфические принципы и подходы Федеральной адаптированной образовательной программы (далее — ФАОП), в нашем случае для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее — ТНР), не предусматривают деление Программы в соответствии с Стандартом на отдельные образовательные области, где каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. В ФАОП между отдельными ее разделами существуют многочисленные взаимосвязи: познавательное развитиеобучающихся с ТНР тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое с познавательным и речевым. Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития обучающихся с ТНР (ФАОП п. 10. 3. 3. №4 с.8). Актуальность связана в первую очередь с поиском эффективных форм работы с детьми с ТНР в условиях групп комбинированной направленности в соответствии с ФАОП. Опираясь на содержание Программы педагогическим коллективом нашего детского сада для работы с детьми с ТНР была выбрана форма интегрированных коррекционно-развивающих занятий. Данная форма отвечала и условиям нашего детского сада (наличие одного музыкального зала, отсутствие отдельного кабинета педагога-психолога и учителя- логопеда), а также позволяла в рамках одного занятия объединить усилия сразу нескольких специалистов, повысив эффективность их взаимодействия. Новизнасвязана смоделью взаимодействия специалистов в рамках интегрированных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ТНР в условиях групп комбинированной направленности. На подготовительном этапе специалистами МДОУ «Детский сад № 243» был проведен анализ методических источников, где освещалась проблема интегрированного взаимодействия специалистов дошкольного учреждения в условиях групп комбинированной направленности. Так, например, в работе О. Д. Голубец и М.Ю. Жиличкиной «Проектная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда ДОО. Познавательное и эмоционально-волевое развитие детей 5-7 лет» описывается схема совместной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога и учителя-логопеда по развитию познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников. В пособии М. Б. Бойцевой под редакцией О.А. Денисовой «Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида» обобщен опыт по организации взаимодействия специалистов в процессе формирования коммуникативной деятельности дошкольников с нарушением речевого развития. В книге М.А. Поваляевой «Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов» также описана модель взаимодействия специалистов в работе с детьми с нарушениями речи. Она представлена в виде цветка, где середину занимает логопед и ребенок, лепестками цветка являются все остальные специалисты ДОУ и родители ребенка. С каждым из «лепестков» логопед выстраивает свой индивидуальный маршрут взаимодействия. В работе Капраловой Т. А. «Взаимодействие воспитателей со специалистами ДОУ» модель взаимодействия педагогов также представлена в форме цветка, центром которого является ребенок. Подробно изучив материалы, мы пришли к выводу, что, хотя модели взаимодействия специалистов ДОУ в коррекционно-развивающей работе с детьми ТНР в выше указанных источниках описаны, моделям взаимодействия специалистов в рамках интегрированных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ТНР в условиях групп комбинированной направленностивнимания уделено не было. Таким образом, работа имеет практическую значимость и может стать принципиально новым опытом с точки зрения комплексного подхода специалистов в работе с детьми с ТНР и использоваться в качестве примера специалистами других ДОУ. Целью работы является построение модели взаимодействия специалистов в рамках интегрированных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ТНР в условиях групп комбинированной направленности. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы и формы. Методы:
Формы:
Исходя из особенностей возраста и наличия проблемных зон воспитанников экспериментальных групп, наша работа основывалась на следующих приемах:
Этапы реализации: Занятия были рассчитаны на один учебный год, с учетом их проведения 2 раза в месяц. Всего за учебный год было проведено 14 занятий. Занятия были разработаны для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). На первом этапе педагоги старших возрастных групп вместе со специалистами ДОУ один раз в месяц знакомили детей с новой сказкой: читали, проводили беседу, рисовали, лепили, проигрывали сказку. На втором этапе, специалисты составляли конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия на основе уже знакомой детям сказки. На данном этапе происходил сбор рекомендаций от логопеда; учет задач, методов и приемов специалистов; выработка единой стратегии поведения специалистов в рамках интегрированного коррекционно-развивающего занятия; осуществлялся подбор материала. На третьем этапе, в экспериментальных группах проводились занятие и диагностика (по Люшеру). Цветовой тест Люшера проводился до и после занятия. Автором теста является швейцарский психолог Макс Люшер. Целью проведения методики является диагностика эмоциональной сферы, эмоциональных состояний и динамики эмоциональных проявлений детей дошкольного возраста. Стимульный материал сокращенного варианта теста Люшера (который мы использовали) состоял из карточек восьми цветов: 4- основных, 4- дополнительных. Зная интерпретацию цветов, мы смогли отследить динамику эмоционального фона группы в начале и в конце занятия. Кроме наблюдения, тест Люшера подтвердил высокий эмоциональный отклик у детей и показал эффективность данной формы работы. Для отслеживания результатов также был составлен опросник для специалистов и педагогов, работающих с данной категорией детей. Опросник давался педагогам до начала цикла занятий и после его завершения. Благодаря наблюдениям со стороны воспитателей и специалистов мы смогли составить динамику развития эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ. Опросник состоял из 5 закрытых вопросов, включающие в себя вопросы на развитие эмоционально-волевой сферы и произвольных процессов. В каждом вопросе нужно было проставить баллы от 1 до 10. Все вопросы были составлены по запросу логопеда. На четвертом этапе, проводился анализ видеоматериалов; учитывались слабые и сильные места; составлялась картотека наиболее удачных и эффективных упражнений. Описание модели: В нашем случае специалисты выстроили свое взаимодействие по принципу ромба, в котором верхняя и нижняя вершины отводились учителю-логопеду. учитель- логопед педагог-психологмуз. рук. (физ. рук) учитель- логопед Работа специалистов началась с верхней вершины – заявки учителя-логопеда. Как показывает практика у детей со сложными речевыми нарушениями, часто страдают и неречевые психические процессы. Так же наблюдаются особенности и со стороны их эмоционально-волевой сферы: мышечные зажимы, вялость, многократная смена настроений, сниженная критичность, импульсивность, плаксивость и т.д. Эти причины создают трудности в налаживании с ними контакта и сильно осложняют логопедическую работу. За помощью логопед обратился к специалистам, которые на интегрированных занятиях стали прорабатывают слабые зоны воспитанников с ТНР. На данной схеме видно, что взаимодействие происходило между педагогом – психологом и музыкальным руководителем, педагогом-психологом и инструктором по физической культуре. Такой порядок взаимодействия был обусловлен сеткой занятий специалистов в музыкальном зале и отсутствием отдельного кабинета у педагога-психолога. На схеме видно, что нижнюю вершину ромба снова занимает учитель-логопед. Это не случайно. Выступая в роли координатора и наблюдателя, учитель – логопед в процессе занятий следил за реакциями воспитанников, выбирал наиболее понравившиеся упражнения, а потом адаптировал их в своей работе с детьми с ТНР. Что значительно сказалось на результативности логопедических занятий. Построение занятий: Интегрированные занятия были построены на элементах метода замещающего онтогенеза, телесно-ориентированного подхода и сказкотерапии, которые способствовали решению проблем эмоционального, коммуникативного и частично речевого характера у детей с ТНР. Элементы метода замещающего онтогенеза были представлены упражнениями на растяжку, ползанием, перекатыванием, глазодвигательными движениями, перекрестными телесными движениями. Элементы телесно-ориентированного подхода на интегрированных занятиях были представлены упражнениями на мышечную релаксацию по контрасту с напряжением, мышечную релаксацию по представлению, саморегуляцию, дыхательные упражнения и танцевальную терапию. Элементы сказкотерапии были представлены сказочной канвой, использованием сказочных персонажей, превращений, волшебных предметов, волшебных помощников, нравственных уроков. За основу интегрированного занятия были взяты структуры музыкального и физкультурного занятий. Основным инструментом для построения интегрированных занятий специалистами была выбрана сказка, в рамках которой так же закреплялась и лексическая тема.
Материал для блоков занятий подбирался по следующим параметрам:
Коррекционно- развивающие задачи интегрированных занятий:
Для решения поставленных задач на занятиях были использован следующие группы упражнений:
В ходе работы нам удалось получить следующие результаты:
Библиографический список:
|