Использование современных игровых технологий в процессе ознакомления с миром животных детей 5-6 лет с ЗПР |
Психология | |||
Автор: Чимбарева Лариса Михайловна | |||
21.11.2024 08:35 | |||
Использование современных игровых технологий в процессе ознакомления с миром животных детей 5-6 лет с ЗПР Дошкольное детство – период интенсивного психического развития ребёнка. В это время закладываются основы всех психических качеств и свойств личности, видов деятельности, а также познавательных процессов. Это период активного познания окружающего мира. Ребёнок дошкольного возраста знакомится с разными предметами, познает их свойства и качества, овладевает речью, формами поведения, различными видами деятельности. В ФАОП ДО большое внимание уделяется экологическому воспитанию дошкольников. Познание природы детьми — это насыщенное радостными впечатлениями восприятие разнообразных, ярких объектов и явлений мира животных, растений, неживой природы, практическое экспериментирование с ними. В дошкольном возрасте ребёнок получает первые знания об окружающем мире. Знакомство с природой – один из важнейших методов развития ребёнка. Но процесс понимания и усвоения природоведческих знаний у ребёнка с задержкой психического развития отличается от такого же процесса у ребёнка в норме. У ребёнка дошкольного возраста с ЗПР весь окружающий мир фрагментален. Все части окружающего мира не имеют сплоченности между собой. У дошкольника не получается синтезировать даже родственные объекты, определять взаимосвязи между объектами и явлениями природы. Изучение окружающего мира невозможно осуществить, не имея личного опыта. А так как у детей с ЗПР интеллектуальная деятельность развита не полностью, то познание мира, с опорой на уже имеющиеся знания, является для них тяжелодоступным. К тому же, для таких детей инстинктивное изучение окружающего мира является невозможным. Освоение объектов и явлений природы необходимо осуществлять планомерно и целенаправленно. Развитие навыков и умений осваиваться в окружающем мире, служит для детей с ЗПР основной частью процесса адаптации в жизни. Порой, у детей нет желания узнавать что-то новое. В этот момент, нужно помочь ребёнку. Можно развить интерес через ознакомление с миром животных. Необходимо наладить эмоциональный контакт ребёнка и показать ему красоту и многообразие животного мира. У детей дошкольного возраста накапливается значительный объем знаний о природе. Но при этом самая важная часть этих знаний – это определенный материал об индивидуальных видах живых организмов, наиболее своеобразных особенностях их строения и поведения. Это может быть выражено тем, что ребёнок может узнать и назвать животное или растение, перечислить самые яркие приметы его внешнего вида, его повадки. Данные об особенностях жизни животных (место обитания, характер питания, сезонные перемены) у детей с задержкой психического развития разрозненные и неоднозначные.
Для формирования у детей с ЗПР представлений о животном мире, познавательного интереса, наблюдательности, необходимо использовать разнообразные игровые технологии в образовательной деятельности и в повседневной жизни. Только организованная познавательная и исследовательская деятельность даёт положительные результаты. С момента внедрения ФГОС ДО каждый педагог находится в постоянном поиске новых форм организации образовательной деятельности. В своей работе по формированию представлений детей с задержкой психического развития о животном мире использую технологии «Лэпбук» и «Педагогический кейс». Лэпбук – замечательная находка для воспитателя. Этот вид пособия появился сравнительно недавно у нас, но популярность его только растет. Лэпбук (lapbook) или, как его еще называют, интерактивная тематическая папка — это самодельная бумажная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Возможности использования лэпбуков обширны и многофункциональны. Во – первых, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Во – вторых, это отличный способ закрепления и повторения пройденного материала. В – третьих, это возможность работы с детьми с ЗПР, поскольку задания можно подбирать в соответствии с уровнем их развития. Для решения задач по ознакомлению детей с миром животных были изготовлены лэпбуки: «Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые». 1. «Дикие животные». Цель: формирование представлений у детей 5-6 лет с ЗПР представлений о диких животных. Задачи: систематизировать знания детей о диких животных (внешний вид, пища, жилище); закреплять умение узнавать и называть животных; воспитывать интерес к природе, бережное отношение к животным. 2. «Домашние животные». Цель: закрепление и систематизация знаний детей 5-6 лет с ЗПР по теме «Домашние животные». Задачи: упражнять детей в умении называть домашних животных, их детенышей и отличать их от диких животных; воспитывать любовь и бережное отношение к животным; развивать любознательность, познавательный интерес; уточнить знания о способах питания и месте обитания домашних животных. 3. «Насекомые» Цель: расширение и систематизация знаний детей 5-6 лет с ЗПР о насекомых. Задачи: закреплять представление детей о многообразии насекомых, их строении, образе жизни; развивать внимание, память, мышление, воображение воспитанников; воспитывать бережное отношение к природе. Метод кейс-технологии также широко используется в педагогике. Название кейс-технология произошло от латинского «casus» — запутанный, необычный случай; а также от английского «case» — портфель, чемоданчик. Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности с детьми с ЗПР, как для мотивации перед занятием, так и как самостоятельное занятие. Новизна данного материала заключается в комбинировании известных методик посредством использования игрового занимательного материала для детей, с целью достижения желаемого результата. Мной были разработаны развивающие и дидактические игры по ознакомлению с животным миром и собраны в три педагогических кейса: «Подводный мир», «Птицы», «Земноводные и пресмыкающиеся». Кейс «Подводный мир». Цель: формирование познавательной активности у детей с ЗПР в процессе ознакомления с подводным миром. Кейс «Птицы». Цель: формирование представлений о птицах у детей 5-6 лет с ЗПР * Кейс «Земноводные и пресмыкающиеся» Цель: Расширение и обобщение знаний детей о пресмыкающихся и земноводных животных. Таким образом, использование кейс технологии и технологии «Лэпбук» в образовательной деятельности позволяет целенаправленно формировать у детей с ЗПР представления о животном мире, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей, сочетать индивидуальные, подгрупповые формы организации детей в совместной и самостоятельной деятельности.
|