Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста
Психология
Автор: Кириллова Наталья Сергеевна   
19.05.2025 17:33

Агрессивное поведение у детей дошкольного возрастаАгрессивное поведение у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст — это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно в дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим.

Одной из важных проблем в психологии и педагогике является повышенная агрессивность детей дошкольного возраста. Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее эффективный и быстрый способ достижения своей поставленной цели.

Многочисленные наблюдения показывают, что агрессивное поведение, сложившееся в детстве, остается устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. У определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, превращаясь в устойчивое качество личности.

Агрессивное поведение у ребенка способно значительно ограничивать и даже снизить его активность, а также сформировать у него тревожность и низкую самооценку. При наличии агрессивного поведения у ребенка значительно снижается его способность к продуктивной деятельности и к общению и взаимодействию с другими людьми. Такое поведение отрицательно влияет на развитие личности. Таким образом, агрессивное поведение носит отрицательный характер, как для общества, так и для самого ребенка.

 

При изучении классификации агрессивных действий можно отметить, что к основным из них относятся:

  • разделение по направленности на объект: гетероагрессия, аутоагрессия
  • разделение по причине появления: реактивная, спонтанная
  • разделение по целенаправленности: инструментальная, целевая
  • разделение по открытости проявлений: прямая, косвенная
  • разделение по форме проявления: вербальная, экспрессивная, физическая.

Такая классификация имеет практическую значимость, поскольку позволяет более четко увидеть в каждой конкретной ситуации преимущественный вид агрессивного поведения ребёнка и найти наиболее приемлемые способы коррекции.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Так, например, возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.

Кроме этого быть агрессивными дети учатся в окружающем их мире. Дети черпают знания о моделях поведения, т.е., информацию о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации, в том числе, что нужно быть агрессивными, из трех источников.

Первый источник — это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать ее закрепление.

Второй источник — агрессии дети обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. Наблюдения показывают, что дети, регулярно посещавшие детский сад несколько агрессивнее тех детей, которые посещали детский сад не регулярно, либо вовсе в него не ходили.

Третий источник содержит в себе следующее: дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнений тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, агрессивные компьютерные игры, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.

Формы и методы профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Под профилактикой подразумевается, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

  • предотвращение возможных физических, психологических и социальных коллизий у отдельных индивидов и групп риска
  • сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей
  • содействие им в достижении поставленных целей.

К методам профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста можно отнести игровую терапию, проективное рисование, куклотерапию, музыкотерапию, танцевальную терапию.

Игровая терапия позволяет решить ряд следующих задач:

  • предотвращение появление у детей нервно-психических нарушений
  • развитие у детей способности к регулированию своих эмоций
  • формирование доверия к взрослым и сверстникам
  • избавление ребёнка от психологической напряжённости
  • предотвращение и корректировка отклонения в поведении ребёнка
  • развитие у детей творческого потенциала.

Занятия изобразительным творчеством может помочь ребёнку осознать и понять самого себя, свободно выразить свои мысли и чувства, быть самим собой. Самое главное заключается в том, что с помощью творчества ребёнок может избавиться от негативных переживаний. При этом изобразительное творчество является проекцией личностных особенностей ребенка, а также отражает как реальную действительность, так и моделировать желаемую.

Проективное рисование позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, а также эмоциональные проблемы. Может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Основная задача проективного рисунка заключается в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем и переживаний детей дошкольного возраста. Темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить участникам возможность выразить графически или рисунком свои чувства и мысли. Метод так же позволяет работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам.

Метод куклотерапии направлен на актуализацию чувств ребенка. Как метод основан на процессах идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки или с любимой игрушкой.

Куклотерапия широко используется для профилактики и коррекции агрессивного поведения, страхов, для снятия напряжения. Куклотерапия используется для преодоления конфликтных ситуаций, для улучшения адаптации детей, а также при работе с детьми, которые имеют какую-либо эмоциональную травму.

Музыкотерапия это метод работы с детьми дошкольного возраста используется музыка в любом виде. Она используется в качестве средства коррекции. Классическая, джазовая, народная музыка повышает жизненный тонус человека, активизирует его творческие способности и в целом оказывает благоприятное действия на психику. Все виды роковой музыки действуют угнетающе. Резко уменьшают объём памяти, внимания. В головном мозге образуются вспышки, аналогичные приступам эпилепсии. Тихие и спокойные звуки – стабилизируют психику. Громкие звуки – дестабилизируют психику.

Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, попутно воспитывая приверженность к музыкальному искусству и, формируя нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.

Танцевальная терапия это метод, в котором используются танцевальные движения как средство воздействия на личность. Танцевальная терапия может использоваться для профилактики агрессивного поведения, тревожности, напряжённости, неврозов и других эмоциональных расстройств у детей. Цель танцевальной терапии – развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта.

Танцевальная терапия будет полезна для детей, которые боятся общаться и взаимодействовать со сверстниками, то есть, этот метод будет полезен для развития коммуникативных навыков у детей.

Танцевальная терапия необходима для развития эмоциональной, физической, когнитивной или социальной жизни дошкольника.

Прежде всего, этот метод направлен на тех людей, которые переживают серьезные эмоциональные стрессы, тяжелые заболевания или периоды снижения способностей, а также метод направлен на развитие коммуникативных навыков. Существуют как групповая танцевально-двигательная терапия, так и индивидуальная. Это позволяет помочь человеку сформировать навыки общения, и увидеть собственный позитивный образ, и наконец-то обрести эмоциональное успокоение.

Танцевальная терапия приводит к свободе выразительности движений, укрепляет силы, как на психическом, так и на физическом уровне, заряжает бодростью и энергией. Главная установка формулируется следующим образом: движения отражают черты личности. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как душевное, так и физическое, и соответственно меняется характер движений.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 20 (382) выйдет
7 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год