Семинар – практикум «Как помочь ребенку разрешить конфликт со сверстниками?» (круглый стол, решение педагогических ситуаций). |
Психология | |||
Автор: Якупова Ляйсян Айратовна | |||
16.06.2025 13:33 | |||
Цель: определить вместе с родителями способы развития коммуникативных навыков ребёнка, а также конструктивные способы решения конфликтов. Задачи:
Участников: педагог, родители.
Этапы
Ход семинара Здравствуйте. Приглашаю Вас на семинар-практикум, но прежде чем начать давайте познакомимся. Каждый из нас берет в руки микрофон, называет себя и озвучивает, что он ждет от сегодняшнего мероприятия. Меня зовут ……………………………………………………… От нашей встречи я жду интересного и продуктивного общения (передает микрофон родителям). Тема сегодняшней нашей встречи «Как помочь ребёнку разрешить конфликт со сверстниками». Прежде всего, давайте попробуем разобраться, что такое конфликт, назовите ваши ассоциации к слову «Конфликт» 2 слайд Конфликт– это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления. Конфликт – это всегда столкновение интересов, когда цель одного человека может быть достигнута только за счёт интересов другого. 3 сдайд Как вы думаете, бывают у вашего ребёнка конфликты со сверстниками? (Ответы родителей) Каковы причины возникновения конфликтов? (Ответы родителей) Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов (игрушки, книги, вещи), поведения, трудностей в общении, потребностей (физиологических или психологических). И наша задача ‒ научить детей общаться культурно, бесконфликтно, конструктивно (плодотворно)». Как же дети пытаются разрешить возникшие конфликтные ситуации? (Родители вспоминают примеры из жизни и отвечают, что дети, решая конфликт, поступают по-разному: кто-то уступает, кто-то лезет в драку, кто-то пытается договориться). 4 слайд Способы выхода из конфликта: компромисс, соперничество, уход, и сотрудничество. В соответствии с правилами выхода из конфликта, лучшее решение – это решение, максимально соответствующее интересам каждой из сторон. Самой лучшей стратегией, позволяющей решить такую задачу, является сотрудничество. В этом случае стороны не только идут на взаимные уступки, они активно взаимодействуют, создавая альтернативные пути решения проблемы. Участники конфликта стремятся совместными усилиями устранить возникшие трудности. В результате использования такой стратегии можно не только успешно решить имеющуюся проблему, но и заложить основы для дальнейшего плодотворного сотрудничества. 5 слайд Упражнение «Слепой и поводыри» Цель: показать, что для эффективного разрешения конфликтных ситуаций между детьми, необходима поддерживающая помощь взрослого. Содержание. К одному участнику привязываем 4 нитки и 4 участника за них берутся. Центральному участнику завязываем глаза. В помещении прячем 3 предмета, участникам игры нужно их найти (любыми способами договариваясь куда пойдут). Во второй раз у центрального участника глаза открыты, и он самостоятельно ищет предметы вместе с другими 4-мя участниками. Обсуждение. После успешного завершения игры родители обсуждают в кругу, легко ли им было выполнить задание, что мешало и почему, был ли в команде человек, который взял на себя ответственность за всех? Каждая группа описывает свои ощущения. Затем воспитатель объясняет участникам, что им была смоделирована ситуация, напоминающая процесс обучения разрешению конфликтной ситуации. Как же научить детей решать конфликты самым конструктивным способом – через сотрудничество? 6 слайд Родителям предлагаются различные ситуации, к которым нужно найти решение, т.е. ответить на вопрос «Что делать?» Ситуация 1. Один ребёнок забрал у другого машинку, тот в ответ ударил его. (Ответом родителей может быть: «Договориться играть по очереди».) Ситуация 2. Дети спорят о том, в какую игру играть – в семью или в магазин. (Можно поиграть в семью, при этом кто-то из членов семьи будет работать в магазине.) Ситуация 3. Дети не приняли в свою игру ребёнка, потому что у них уже были распределены все роли, в отместку непринятый ребёнок сломал их постройку. (Нужно восстановить постройку и добавить какую-либо роль для вновь пришедшего ребёнка.) Обсуждение: Какие мысли и эмоции возникали у вас в процессе выполнения упражнения? (Вероятно, родители ответят, что возникало желание разобраться в том, кто прав, кто виноват.) «Не „кто виноват? “, а „что делать? “» (донести до родителей, что при возникновении конфликта главной задачей является его разрешение, а не поиск виноватого). «Нужно научить детей не искать виноватых, а искать способы исправления ситуации. Ведь не бывает, чтобы в ссоре была виновата только одна сторона. Если кто-то проявляет агрессию, значит, другой её провоцирует». 7 слайд «Мы с вами замечательно придумываем выходы из конфликтных ситуаций для детей. Но для того, чтобы научить детей решать конфликты, нужно, найти пути решения ситуации. Для этого нам поможет техника «активного слушания».
Не подсказывайте детям готовые решения, это приводит к пассивности ребёнка. Он должен приобретать свой собственный опыт общения. К тому же Вы можете и не знать всех тонкостей взаимоотношений ребёнка с друзьями, и Ваш совет может оказаться неудачным в данном конкретном случае. 8 слайд Если ссора приключилась, если друг обидеть смог — не дерись и не ругайся. А беги скорей на мост. Мостик МИРОМ назовём. Потому что в группе нашей очень дружно мы живём. 9 слайд Нам может помочь «Мост мира» или «Тропа примирения». Каждый ребёнок двигается со своей стороны. Когда один находится на остановке "Выслушай", другой имеет возможность высказаться. Затем нужно сказать, что чувствуешь, задать уточняющие вопросы и. прийти к решению. Правила: 1. Ребята, между которыми произошла ссора, встают с двух концов моста и движутся навстречу друг другу. 2. Тот, кто стоит возле изображения рта, объясняет причину ссоры и говорит волшебное слово "прости или извини меня". Второй стоит возле изображения уха и слушает. 3. Затем оба ребёнка делают второй шаг и меняются ролями: тот, что слушал говорит волшебные слова, а второй слушает. 4. 3 шаг к смайликам. Ребята говорят, как у них изменилось настроение. 5. 4 шаг — знак вопроса. Воспитатель спрашивает, что нужно сделать, чтобы помириться. 6. Ребята мирятся: " к нам с тобой подкралась ссора, надо нам её прогнать. За руки с тобой возьмёмся и помиримся опять " 10 слайд Рисуночная терапевтическая техника "Две рыбки" Если у ребенка произошел конфликт в социуме, то можно сделать следующее. Предложите ребенку обвести руку, как показано выше на рисунке. Предложите эти ручки превратить в рыбок. Покажите, как это можно сделать. Потом начните рассказ: "В большом подводном царстве встретились две рыбки. Имен не называть, а только показать на одну рыбку, и спросить у ребенка "Что сказала вот эта рыбка?", и "Что ответила другая?" И так до завершения рассказа ребенка. В процессе важно задавать вопросы "Что почувствовала рыбка, когда...?" Ребенок, отвечая на эти вопросы, скорее всего проговорит все, что произошло во время конфликта. Суть в том, чтобы он проговорил об этом близкому человеку, и тем самым почувствовал себя услышанным и в безопасности. Ведь во время конфликта ему не на кого было опереться. Эта простая техника позволит выговориться и проявить эмоции, связанные с негативным событием. Необходимо обсуждать с детьми реальные конфликтные ситуации, которые способствуют выработке умения самостоятельно налаживать взаимоотношения со сверстниками, формируют положительную самооценку и уважение к другому человеку. Беседа должна быть спокойной и доброжелательной. Обсуждая ситуацию конфликта, взрослый должен вести себя не как судья, а как помощник, нужно помочь увидеть в сверстниках не противников, а партнеров по игре, обучить оказывать и принимать поддержку сверстников. Таким образом, дети научатся выстраивать устойчивые, продуктивные взаимоотношения со сверстниками. Научатся не доводить свои взаимоотношения до конфликта. А если уж случится — научить выходить из него с минимальными потерями. И в завершении упражнение «Солнце любви» Каждый родитель берёт солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей. Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали. Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.
|