«Повышение эмоциональной устойчивости педагогов «Погода в ДОУ»» |
Психология | |
Автор: Гайворонская Виктория Анатольевна | |
24.08.2025 17:40 | |
Социальный педагог МБДОУ «Колокольчик» Гайворонская Виктория Анатольевна Актуальность данной темы заключается в том, что научно-практическая проблема в психологии является проблемой эмоциональной устойчивости педагога, поскольку его деятельность относится к разряду стрессогенных, требующих больших резервов самообладания и саморегуляции. Еще в 1927 г. М. М. Рубинштейн говорил о том, что педагог, прежде всего, должен развивать в себе эмоциональную устойчивость, чтобы справиться с трудностями педагогической деятельности. Исследуя это феномен, я исходила из определения эмоциональнойустойчивости как психологической характеристики взрослого человека, представляющей его как эмоционально зрелую личность. Устойчивость характеризует неподверженность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий. Я рассматриваю эмоциональную устойчивость как интегральное свойство психики, выражающееся в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности и поведения в сложной жизненной обстановке. В процессе педагогической деятельности эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий, предупреждает крайний стресс, способствует повышению творчества педагога. Это один из психологических факторов надежности, эффективности и успеха в экспериментальной деятельности.
З. Н. Курлянд, определяет эмоциональную устойчивость педагога как – «синтез качеств и свойств личности, позволяющий уверенно, самостоятельно, без эмоционального напряжения выполнять свою профессиональную деятельность с минимальными ошибками на протяжении длительного времени». С учетом приведенного высказывания можно выдвинуть предположение о том, что личностные качества педагога являются необходимым условием его как профессиональной, так иэмоциональной устойчивости. В педагогической профессии личностныекачества играют определяющую роль, т.к. благодаря им педагог может ослаблять или нейтрализовать негативные эмоциональные факторы, сглаживать или подавлять конфликтные ситуации, постоянно возникающие в работе. В качестве основных симптомов снижения эмоциональной устойчивости Е. Малер (1983) выделяет: усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания; негативное отношение к самой работе; скудность репертуара рабочих действий; негативную Я-концепцию; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции. Последствием эмоциональной неустойчивости могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в группе. И как следствие приводит к эмоциональному выгоранию педагога. В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает "выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия". В. В. Бойко выделяет три фазы формирования выгорания. Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов. Каждая фаза содержит определенные симптомы, описывающие динамику развития синдрома выгорания. Обобщая исследования В. В. Бойко, Г. П. Звездиной, К. Кондо, Е.Малера, С. Маслач, В. Спиридонова, Т. В. Форманюк и др., можно выделить две группы факторов, оказывающих влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания у воспитателейдошкольных образовательных учреждений. К внешним факторам, провоцирующим выгорание, можно отнести:
К внутренним факторам относят:
Особенности уравновешенного педагога: Физический-обладает телесным здоровьем, хорошим телосложением, любит физические усилия, умеет сопротивляться усталости. Аффективный — устойчив в эмоциональном плане, способен устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, проявляет внимание к партнеру, чувствителен к состоянию и потребностям другого, обладает эмоциональной гибкостью. Социальный- способен устанавливать непринужденные и непосредственные отношения. В общении не прибегает к манипулированию. Интеллектуальный- обладает хорошими умственными способностями, мыслит и действует продуктивно, стремится найти надлежащий выход из сложной ситуации, полагаясь на факты, использует собственные возможности, совершенствует навыки, реализует поставленные цели, любит искать нетрадиционные пути решения проблем. Нравственный- обладает чувством справедливости и объективности, склонен полагаться на собственные суждения. Принимает самостоятельные решения, в том числе относительно социальных норм. Обладает твердой волей, не упрям, признает собственные ошибки, не выставляя их напоказ. Личностный- оптимист, любит жизнь, чаще добродушен, жизнерадостен, самостоятелен, реалистичен, способен принимать ответственность на себя, не проявляет излишней доверчивости или подозрительности, достигает желаемого собственными усилиями, с уважением и симпатией относится к самому себе. Обладает чувством юмора, не принимает себя и свой статус слишком серьезно, может посмеяться над собой. Организация и проведение образовательного процесса в дошкольном учреждении немыслимо без максимального использования творческих возможностей. Как достичь предела совершенствования и нужно ли уметь работать на пределе? Или стоит попытаться «прыгнуть выше головы»? Эти и другие вопросы связаны с психическим здоровьем педагога. Совместно с руководителем ДОУ было решено разработать систему работы в форме тренингов, консультаций для педагогов. Данная работа ориентирована на оказание помощи и поддержки воспитателям, специалистам дошкольных учреждений. Практическая часть. Работа реализуется по трём направлениям: теоретическое, диагностическое и практическое. Теоретическое направление позволило ввести участников в смысловое поле проблемы. Совместно с методической службой были организованы консультации по вопросам экспериментальной деятельности, эмоциональной устойчивости педагогов и т.д. Консультирование проводилось как в групповой, так и в индивидуальной форме. Перед диагностикой педагоги были осведомлены о феномене «эмоциональная устойчивость» и «эмоциональное выгорание». Воспитатели и специалисты ДОУ заинтересовались данной проблемой и еще не зная о результатах диагностики, интуитивно чувствовали нарушения своего самочувствия, поведения и практически безошибочно ставили себя на ту или иную фазу (что было доказано после обработки данных). Многие воспитатели просили проинформировать их о данном синдроме, его проявлениях и последствиях, а также о способах его профилактики и коррекции. Диагностическое направление необходимо для диагностики психических состояний, свойств личности, особенностей проявления эмоциональной неустойчивости. Задача исследования: экспериментально изучить особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у воспитателей разного возраста, педагогического стажа и специальности педагогического образования. Из наблюдений и результатов диагностики (Тест В. В. Бойко «Диагностика эмоционального выгорания педагогов» приложение 1), проведенных в начале года, видно, что у педагогов:
Анализ полученных данных показал, что у педагогов дошкольного образовательного учреждения в целом отмечается критический уровень эмоциональной устойчивости независимо от возраста и стажа работы. Высокий уровень наблюдается по шкале «редукция личных достижений» (52, 4%)., что сказывается на появлении негативного отношения к своей профессии, сознательному ограничению своих возможностей. Стремлению найти нишу, в которой можно было бы укрыться от необходимости саморазвития. По шкале «деперсонализация» результаты более удовлетворительные (19% — высокая степень и 48% — средняя). Наблюдается излишняяконформность, чувство зависимости, частичные нарушения с другими людьми, с воспитанниками. Эмоциональное истощение может проявляться в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии и усталости. Данные, полученные в ходе нашего исследования, говорят о том, что при проведении определенной работы большее количество воспитателей может справиться с негативными проявлениями и повысить эмоциональную устойчивость. В практическом направлении педагоги знакомились с различными методами и технологиями. Занятия проводились в форме игро-тренинга 2 раза в месяц. В основе работы лежал принцип поэтапности и постепенности развития группы. Каждая встреча логически вытекала из предыдущей и являлась в содержательном плане основой для следующей. В игровые тренинги вошли игры и упражнения: на сплочение коллектива и построение эффективного взаимодействия в группе; на развитие чувства уверенности и снижение тревожности; на развитие творческого потенциала и креативности; на снятие нервно-мышечного напряжения. Так же были разработаны полезные памятки для педагогов: «Позитивные установки», «Секреты стрессоустойчивости», «приемы активного слушания», «10 заповедей творческой личности», «Будь уверен!» и т.д. Совместно с воспитателями подобраны пословицы, поговорки, афоризмы и создана Копилка Мудрых Мыслей, которые использовались на занятии. Творчество заряжает наше мышление особой энергией, доставляет огромное удовольствие и положительные эмоции. При информационной перенагрузках и прочих тяготах жизни это хорошее тонизирующее средство. А главное – это способ предотвращения эмоционального напряжения. По результатам работы повысилась сплоченность коллектива, командное взаимодействие стало более эффективным. Выросло чувство уверенности у 20%; а тревожность снизилась у 18%, раскрылся творческий потенциал у всех участников экспериментальной группы. В заключении следует сказать, что только систематическая психогигиена является основой эмоциональной устойчивости педагога. Именно этот навык «чистки души» вырабатывает иммунитет к синдрому эмоционального выгорания, обеспечивает поддержание здорового микроклимата в дошкольном учреждении и повышает эффективность экспериментальной работы. ЛИТЕРАТУРА
|