Автор: Овсянникова Ольга Георгиевна, педагог -психолог Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Мурманска Дом детского творчества им.А. Торцева Возраст детей: 5 – 6 лет.
Цель: развитие и обогащение эмоциональной сферы детей. Задачи: 1) развивать умение распознавать эмоции, уметь рассказывать о них; 2) совершенствовать коммуникативные навыки; 3) развивать эмпатийные проявления по отношению к сверстникам и взрослым.
Материалы и оборудование: пиктограммы с изображением настроений (хорошее, плохое, нормальное); мягкая игрушка Винни-Пух; фигурки гномов; лепестки, вырезанные из цветной бумаги разных цветов; клей-карандаш по количеству детей; картонные тарелочки по количеству детей; маленькие тарелочки по 2 штуки на ребёнка; заготовки для цветов по количеству детей (сердцевины); мешочек; клубок шерсти яркого цвета, корзинка, сердечки по количеству детей. ТСО: аудиозапись песни «Улыбка» В. Шаинского, магнитофон.
Ход занятия. Дети заходят в группу, где их встречает педагог. Педагог: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Георгиевна. Я очень рада встрече с вами. Знаете, у меня сегодня отличное настроение. Мне хочется шутить, играть. А вы любите играть? Дети: Да. Педагог: Я знаю одну очень простую и интересную игру «Змейка». Давайте встанем друг за другом. Руки кладём на пояс впереди стоящему соседу. У нас получиться большая красивая змейка. Я буду головой, а вы все – туловище. Старайтесь не расцеплять рук. Начинаем. Педагог играет с детьми, затем подводит их к столам, дети рассаживаются. Педагог: ребята, какое сейчас настроение у вас? Детям предлагаются пиктограммы с различными настроениями, и они выбирают ту, которая соответствует их настроению. Педагог: Очень хорошо. Мне приятно, что у вас тоже хорошее настроение. Радостный человек ощущает необыкновенную лёгкость, ему хочется плясать, прыгать, чтобы выплеснуть переполняющую его радость. Кто из вас любит слушать что-нибудь приятное в свой адрес? А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям? У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Оле (педагог показывает детям клубочек). Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и передаёт клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т.д. - А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему? Заслушиваются ответы детей о том, как изменилось их настроение. Раздаётся стук в дверь. Педагог: Ребята, как вы думаете, кто это к нам пришёл? Открывается дверь и появляется Винни-Пух ( другой педагог держит в руках игрушку Винни-Пуха). Винни-Пух: Здравствуйте, ребята. Как у вас здесь здорово, интересно. Я тут слышал, вы говорили о настроениях. Можно мне вместе с вами позаниматься? Так хочется много знать и уметь. Педагог: Ну что, ребята, вы не против? Дети: Нет. Педагог: Ну вот и хорошо. Педагог обращается к Винни-Пуху: Винни-Пух, какое у тебя настроение? Винни-Пух: Теперь уже очень хорошее. (Он выбирает соответствующую пиктограмму). Педагог обращается к Винни-Пуху: Скажи нам, пожалуйста, какие ты знаешь настроения? Винни-Пух: Ребята, а разве их бывает так много? Я думал, что есть только одно - хорошее. Педагог: Нет, Винни-Пух их много и все они разные. Расскажем, ребята, ему о том какие бывают настроения? Дети: Да. Перед детьми выкладываются тарелочки с цветными лепестками. Педагог на своём столе расставляет фигурки гномов с разными настроениями: грустным, сердитым, обиженным, злым, удивлённым, радостным, весёлым. Педагог: Хорошо. Помогать нам будут волшебные гномы. Посмотрите они разные: по настроению, внешнему виду. Педагог: Ребята, давайте выберем гнома с грустным настроением. Дети выбирают. Педагог: Почему вы выбрали именно этого гнома? Дети объясняют причины выбора. Педагог: Хорошо. Теперь давайте подберём этому настроению цвет. Дети выбирают в тарелочке подходящий лепесток. Педагог: Молодцы. Отложите его в тарелочку справа от себя. Педагог: А сейчас мы выберем гнома с обиженным выражением и подберём ему подходящий цвет. Дети выбирают в тарелочке подходящий лепесток. Педагог: Молодцы. Отложите его в тарелочку справа от себя. Педагог: А сейчас мы выберем гнома со злым выражением и подберём ему подходящий цвет. Дети выбирают в тарелочке подходящий лепесток. Педагог: Молодцы. Отложите его в тарелочку справа от себя. Затем педагог просит выбрать гномов с весёлым, радостным, удивлённым и мечтательным настроениями, подобрать им соответствующие лепестки и откладывать их в тарелочку слева от себя. Дети выполняют и объясняют свой выбор. Винни-Пух обращается к детям: Ребята, как у вас хорошо всё получается. Только знаете, я немного устал. Давайте немного поиграем? Винни-Пух: Я знаю одну игру – интересную и простую, а главное – весёлую. Для этой игры нам понадобятся разноцветные ладошки. Ребята, они вам ничего не напоминают? Дети: Светофор. Винни-Пух: Правильно. Молодцы. Но наш светофор будет необычный. Если я покажу ладошку красного цвета – это значит, что нужно замереть на месте и не произносить ни слова; если я покажу ладошку жёлтого цвета – это значит, что можно шёпотом разговаривать и тихо ходить; если я покажу ладошку зелёного цвета – это значит, что можно бегать и громко говорить. Все запомнили. Ладошки я буду менять, будьте внимательны. Начинаем. Винни-Пух: Хорошо. Я отдохнул. Ребята, только что-то я забыл слева вы складывали лепестки с хорошим настроением или с плохим? Дети: С хорошим. Педагог: Ребята, а как вы думаете, плохие настроения и эмоции нам нужны? Дети: Нет. Педагог: Почему вы так думаете? Заслушиваются варианты ответов детей. Педагог: Давайте мы листочки с плохим настроением спрячем, чтобы у нас было только хорошее настроение. Детям выполняют упражнение «Волшебный мешочек». Дети и Винни-Пух “складывают” в мешочек свое плохое настроение, все отрицательные эмоции, проговаривая при этом свои действия. Винни-Пух: Я теперь столько всего знаю. Я стал таким умным. Самое главное - ничего не забыть. Ведь у меня в голове опилки. Педагог: Ребята, давайте сделаем Винни-Пуху подарки – цветы хорошего настроения, из которых он сможет собрать букет приятных впечатлений. Звучит песня «Улыбка» В. Шаинского. Детям предлагается выполнить упражнение «Ромашка». Они берут на тарелочках слева от себя оставшиеся лепестки с хорошим настроением, сердцевинку и при помощи клея «собирают» цветок. Педагог: Винни-Пух из этих замечательных цветов ты сможешь составить свой прекрасный букет, который будет тебе поднимать настроение. Я думаю, ребятам будет очень интересно, если ты снова придёшь к ним в гости. Винни-Пух: Спасибо, ребята. Мне у вас очень понравилось. Но пора мне возвращаться к своим друзьям, рассказать, что интересного я узнал. Мне бы тоже хотелось сделать вам подарок - маленькие волшебные сердца, и я очень хочу, чтобы они вас радовали и дарили хорошее настроение. Дети: Спасибо, Винни-Пух. До свидания.
|