Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проблема негативных психических состояний у педагогов дошкольного образовательного учреждения
Психология
Автор: Владимирова Татьяна Генриховна   
28.11.2021 11:37

Проблема негативных психических состояний у педагогов дошкольного образовательного учрежденияПроблема негативных психических состояний у педагогов дошкольного образовательного учреждения

Владимирова Татьяна Генриховна Воспитатель ГБОУ школа №69 имени Б.Ш. Окуджавы ДО «Росинка»

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию его творческого потенциала. Современному обществу необходимы такие специалисты образования, которые способны не только видеть проблемы, но и продуктивно решать их.

 

Среди актуальных проблем современной педагогики проблема психических состояний человека занимает значительное место. В то же время, несмотря на интенсивное изучение проблемы психических состояний личности, в том числе педагогов дошкольного образовательного учреждения, она остается недостаточно разработанной проблемой. Так, даже при определении понятия, выявлении его сущности в разных источниках разными авторами используются различные базовые категории. Психолого-педагогические основы личности педагогов дошкольного образовательного учреждения раскрываются в исследованиях В. И. Загвязинский, А. И. Кочетов, Н. В. Кузьмина, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др. В частности в системе личностных качеств и свойств педагогов дошкольного образовательного учреждения исследовали А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев и др. рассматривают и психические состояния (усталость, апатию, стресс, тревожность, депрессию), что позволяет говорить о наличии внимания к психическим состояниям личности у педагога дошкольного образовательного учреждения в его профессиональной деятельности и необходимости их педагогической коррекции.

Психическое состояние – это форма саморегуляции психики и как один из важнейших механизмов интеграции человека как целостности – как единства его духовной, психической и телесной организации.

Весьма существенно для психического состояния то, что оно, как сказано в определении, на некоторое время характеризует психическую деятельность, а характеристика всегда подчеркивает своеобразные и типические черты

Как отмечает А. Г. Маклаков, вне психических процессов нет и не может быть никаких психических состояний. Как и психические процессы, психические состояния имеют начало и конец, изменяются. Но психическое состояние отличается большей целостностью и устойчивостью. Психический процесс может перейти в психическое состояние. Например, процесс восприятия художественной картины может перейти в довольно сложное психическое состояние под впечатлением этой картины.

Кроме того, как указывает В. Н. Мясищев, психические состояния тесно связаны с индивидуальными особенностями личности.

Общее заключается в том, что психические состояния и индивидуальные особенности дают индивидуальную и синтетическую характеристику психической деятельности, а не просто характеристику ее отдельных элементов, функций или сторон. Эта связь психических состояний с индивидуальными особенностями личности находит свое отражение в том, что терминология, примененная к психическим состояниям, в значительной мере взята из области характерологии. Так, мы говорим о решительности или нерешительности, об активности или пассивности, о бодрости или подавленности и как о временных состояниях, и как об устойчивых чертах личности.

Всякое психическое состояние является как переживанием, так и деятельностью, имеющей некоторое внешнее выражение. Только следуя принятому в отечественной психологии принципу единства психики и деятельности, можно правильно описать и объяснить психическое состояние. Если свести психическое состояние к переживаниям, то мы не выйдем из круга той субъективности, при которой и переживание может быть понято неправильно.

Психические состояния, как и другие психические явления, можно рассматривать с позиции общего, особенного и единичного. С позиций общего исследуются характеристики, присущие всем состояниям и существующие у всех людей. С позиций особенного изучаются характеристики отдельных определенных состояний безотносительно к индивидуальной специфике их протекания у конкретного человека. С позиций единичного рассматриваются реализации конкретного состояния у данного человека.

Психические состояния человека могут быть классифицированы по возрастному принципу, по характеризующей их ведущей деятельности, по видам труда, в которых эти состояния возникают, по принципу значимости и наибольшей выраженности в них существенных личностных свойств человека. Психические состояния различаются по степени их напряженности, по их силе, по причинам, их вызывающим.

Современная жизнь с ее многочисленными трудностями, как экономического, так и психологического характера, требует от человека любой профессии напряжения всех нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи сем, что их труд, даже в самые стабильные времена, отличаются высокой эмоциональной загруженностью и стрессонасыщенностью. Педагогическая деятельность наполнена различными наряженными ситуациями и разнообразными факторами, несущими потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования. По степени напряженности эмоциональная нагрузка учителей и воспитателей в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть тех, кто непосредственно работает с людьми. Условия деятельности приобретают условия напряженной ситуации, когда воспринимаются, понимаются, оцениваются как трудные, сложные и опасные.

Профессия «воспитатель» предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам, но и к уровню физического и психического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию.

В отдельных случаях негативные психические состояния достигают критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, отравляя организм стрессовыми токсинами. Профессиональный долг обязывает воспитателя принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности, отчаяния. Внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный процесс, отнюдь не приводит к успокоению. Наоборот, эмоциональное напряжение повышается и негативно отражается на здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания. Кроме того, повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния, нередко приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога (раздражительности, тревожности, пессимизма и т. д.), что в свою очередь негативно сказывается на эффективности деятельности и на взаимоотношениях с детьми и коллегами. Ведет к ухудшению результатов их деятельности, к снижению работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению показателей психических познавательных процессов (памяти, внимания, мышления).

Профессия педагога является на сегодняшний день одной из стрессогенных. Возникновение стресса у педагогов связано с высоким эмоциональным напряжением, социальным напряжением (выстраивание индивидуальной модели общения с воспитанником и коллегами, координация общения в коллективе), а также информационными перегрузками в процессе профессиональной деятельности. Можно говорить о возникновении профессионального стресса в деятельности педагогов – состояния напряжения, возникшего в результате действия неблагоприятных факторов профессиональной деятельности и ведущего к снижению эффективности выполняемой деятельности, а также деформации личности и характерологических качеств индивида.

В. З. Коган и ее коллегами было проведено психодиагностическое обследование с целью выявления основных черт личности педагога (в том числе и дошкольного образования) и особенностей их психической адаптации. Определились четыре группы:

  1. Педагоги с достаточно высоким уровнем психической адаптации. Для них характерны устойчивость к стрессовым воздействиям, рациональный подход к решению проблем, способность не идти на конфликт с окружающими.
  2. Педагоги, способные противостоять трудностям, нести все тяготы жизни на своих плечах, активно отстаивать свою позицию. При затруднении в решении проблем они полностью погружаются в общественно-полезную деятельность, но такой «уход», являясь защитным механизмом личности, при длительном действии приводит к физическому и психическому перенапряжению и повышает предрасположенность к заболеваниям.
  3. Педагоги с определенной неустойчивостью личностной сферы и склонностью к неврастеническим реакциям. Для них характерны высокая потребность в самореализации, сочетающаяся с высоким самоконтролем и тенденцией к сдерживанию поведенческих реакций, осторожность и осмотрительность, сочетающиеся с раздражительностью. Основная проблема – сдерживание самореализации, сверхконтроль над эмоциями, повышенные нравственные требования к себе и другим. Такие особенности создают условия для усиления эмоциональной напряженности, что усугубляет дезадаптацию, повышает внутреннюю конфликтность и тревожность.
  4. Педагоги с ярко выраженным невротическим развитием личности, которое характеризуется психической неустойчивостью, чувствительностью к воздействиям окружающей среды, склонностью к тревожности, боязливости, что обуславливает низкую стрессоустойчивость.

Программа психологической помощи воспитателям по поддержанию и улучшению их эмоционального и физического самочувствия, укрепление психического здоровья педагогов, профилактика синдрома «эмоционального выгорания», обучение осознанному управлению собственными эмоциональными состояниями, приемам и способам саморегуляции.

Профессионально-личностное становление педагога – развернутый во времени процесс, включающий определенные этапы, стадии, каждая из которых имеет особые характеристики тех психофизиологических и социально-психологических особенностей, которые обеспечивают успешное осуществление профессиональной деятельности.

Поводом для разработки программы коррекции негативных психических состояний педагогов являются такие напряженные ситуации педагогической деятельности как:

  1. Ситуации взаимодействия педагога с детьми на занятии (нарушение дисциплины и правил поведения, непредвиденные конфликтные ситуации, непослушание, игнорирование требований педагога, «глупые» вопросы);
  2. Ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией образовательного учреждения (резкие расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, чрезмерный контроль за воспитательно-образовательным процессом, непродуманность нововведений и т. д.);
  3. Ситуации взаимодействия педагога с родителями детей (невнимание со стороны родителей к процессу воспитания детей и т. д.).

Список литературы

  1. Белкин, А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А. С. Белкин. – Челябинск, 2004. – 120 с.
  2. Коган, В. З. Охрана и укрепление здоровья учителя / В. З. Коган, Н. К. Барсукова, В. А. Полесский // Школа здоровья. − 1997. − №2. − С. 108-113.
  3. Мясищев В. Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / В. Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева. – М.: Модэк МПСИ, 2005. – 158 с.
  4. Психические состояния: Хрестоматия / сост. Л. В. Куликов. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.
  5. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности / С. Л. Рубинштейн // Психология личности: Сборник статей / Сост. А. Б. Орлов. – М.: Вопросы психологии, 2003. – С. 19-26.
  6. Сосновикова Ю. Е. Принципы классификации психических состояний / Ю. Е. Сосновикова // Психические состояния. – СПб.: Питер, 2000. – С. 184-189.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год