Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Применение игрового оборудования при формировании логики и пространственного мышления у дошкольников.
Развлекательные занятия
Автор: Муха Людмила Владимировна   
21.01.2023 20:46

Применение игрового оборудования при формировании логики и пространственного мышления у дошкольников.Применение игрового оборудования при формировании логики и пространственного мышления у дошкольников.

Муха Людмила Владимировна воспитатель, МОУ СОШ №31 Московская область, Г.о. Подольск

В настоящее время знакомство с формированием элементарных математических представлений детей дошкольного возраста немыслимо без использования современного математического игрового оборудования. Практика показывает, что чем интересней игровое оборудование, которое мы используем, тем незаметнее и эффективнее закрепляются полученные знания, ведь оно не только развлекает детей, дает возможность отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, стимулирует развитие нестандартного мышления.

При этом данное оборудование соотносится с принципами всестороннего развития и воспитания, обозначенными в ФГОС ДО, и отвечает основным требованиям к наполнению развивающей предметно-пространственной образовательной среды ДОО:

  • учитывает, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра
  • его использование соотносится в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа и индивидуальными особенностями и склонностями ребенка
  • обеспечивает условия развития общения детей друг с другом и со взрослыми
  • обеспечивает вариативность и разнообразие его применения при реализации любой ООП ДО
  • активизирует умственную деятельность, создавая условия для развития потенциальных способностей и творческих возможностей каждого ребенка
  • создает условия для применения его в других видах деятельности, новой обстановке.

Скачать конспект

Развитие логического мышления ребёнка происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. А источником их развития является чувственный опыт. Как отмечал К.Д. Ушинский: «Дитя мыслит образами, звуками, красками», а В.И. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев».

Потребности нынешнего времени требуют от педагога знаний, для того чтобы обучение было развивающим, увлекательным, проблемно игровым, обеспечивать субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. На успешность обучения влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

Какое же оборудование использую я в своей работе для формирования логики и элементарных математических представлений?

Счетные палочки Кюизенера Они способствуют формированию у ребенка понятия последовательности чисел, их состава, а также сравнения чисел по возрастанию или убыванию, сравнения размера и длины; способствуют развитию в ребенке творческого потенциала, воображения, мелкой моторики, внимания, фантазии, восприятия, познавательной активности, а также конструкторских способностей.

Логические блоки Дьенеша. Они являются наиболее эффективным пособием среди огромного количества разнообразных дидактических материалов. В комплект игры входят карточки с условным указанием свойств блоков и карточки с отрицанием свойств. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно — схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому. Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Игры Никитина. Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора — механика и т.д. Большинство творческих развивающих игр Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка. В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.

Игры Воскобовича развивают конструкторские способности, логическое и пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять, формируют математические навыки, направленные на конструирование и моделирование, а также навыки исследовательской деятельности и творческий потенциал. Дети, которые развиваются по данной методике, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания. Также им легко дается обучение в начальной школе. Они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.

Мелкая моторика рук отвечает за речь ребенка, его интеллектуальные способности и навыки письма. Развивающая игра Воскобовича «Шнур-затейник» делает пальчики ребенка ловкими и умелыми, развивает мышление, память, внимание и воображение. Учит различать буквы и звуки, вырабатывают навык чтения.

Математический планшет — это возможность исследовательской деятельности для ребенка, содействие его психосенсомоторному, когнитивному развитию, а также развитию творческих способностей. Пособие представляет собой деревянный квадрат, в который вбиты цветные кнопки. К нему прилагается набор цветных резинок.

Детский математический планшет несёт в себе огромное познавательное значение. Он способствует исследовательской деятельности малышей, содействуют их гармоничному психологическому, сенсорному и моторному развитию, а также развитию творческих способностей и воображения. Таким образом, у детей великолепно работает мелкая моторика рук, включается дифференцированное восприятие информации, тренируется память и внимание, усваиваются обобщённые знания и способы действий. Всё это, несомненно, положительно влияет на готовность ребёнка к серьёзному образовательному процессу и его дальнейшие успехи в школе.

Счетные бусы представляют собой бусины нанизанные на прочную веревочку. С их помощью можно узнать числовой ряд, выполнять действия сложения и вычитания, использовать при изучении состава числа, решать задачи, составлении объектов по образцу, а так же по собственному замыслу.

Игры – головоломки ( «Пифагор», «Танграм», «Листик» и т.п) Сущность игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Дети старшего дошкольного возраста могут использовать игры на составление фигур – силуэтов, геометрических фигур из специальных наборов. Набор элементов таких игр состоит из фигур, полученных при разрезании по определённым правилам какой-либо геометрической фигуры. Например, квадрата – в игре «Танграм», головоломке «Пифагор»; прямоугольника – в игре «Пентамино»; овала – в игре «Колумбово яйцо»; круга – в играх «Вьетнамская игра», «Волшебный круг». Эти игры предназначены для развития у детей пространственного изображения, логического и интуитивного мышления. Цель упражнений – способствовать совершенствованию практической ориентировки детей в геометрических фигурах (уметь вычленять стороны, их пропорциональное соотношение; уметь соединять фигуры с целью получения новой, располагать их в пространстве, предвидеть видоизменение фигур в связи с изменением расположения составляющих частей).

Настольно-печатные логические игры: «Из каких фигур постройка?», «Который час?» «Найди недостающую фигуру», «Числовой ряд», «Математическая цепочка», «Шашки», «Палитра» и т.п. При правильной организации и руководстве со стороны взрослых эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, и геометрическими фигурами, величинами, решению задач. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.

Особое значение уделено использованию ИКТ. Дидактические игры и пособия, созданные с помощью информационно-коммуникационных технологий, дают возможность в игровой форме, ненавязчиво ввести детей в мир геометрических фигур, важны для развития логического мышления, творческого воображения, умения рассуждать и доказывать, декодировать информацию, так же познавательные игры – онлайн (размещенные на детских порталах)

Опыт работы показал, что твёрдая ориентация на игру, как средство, метод и форму организации образовательной деятельности детей помогает достигнуть необходимых результатов и сделать обучение радостным. Использование современного игрового оборудования благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей. Помогает закрепить или сформировать представления об объектах окружающего мира (форме, размере, цвете, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и многое другое).

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей. А роль взрослого в этом процессе – поддерживать и направлять интерес ребенка. Таким образом, современное математическое игровое оборудование позволяет совершенствовать содержание и повышать качество образовательного процесса с детьми.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год