Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности»
ИЗО детям
Автор: Гостева Л.А. Малахова Т.Г. Хруслова В.М.   
14.08.2022 06:25

«Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности»«Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности»

  • Гостева Л.А.
  • Малахова Т.Г.
  • Хруслова В.М.

МБДОУ «Детский сад «Колокольчик» п. Чернянка

Одной из задач образовательной области «Художественно — эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. У дошкольников творчество находится в начальной стадии развития. Не случайно Е. А. Флерина назвала его «зернышком», а в зернышке заложено все, что появляется в зрелом растении, только вырастить надо.

Развитие творческих способностей осуществляется в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. В связи с этим — задача педагогов найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения творческого потенциала дошкольника.

 

Для развития творческого потенциала в изобразительной деятельности детей необходимы следующие условия:

организация предметно-развивающей среды; создание ситуации успеха; сочетание индивидуальных и коллективных видов работы; выстраивание на занятии игрового сюжета; создание ситуации творческого поиска; стимулирование детского творчества занимательным содержанием; применение разнообразных художественных материалов и техник; наличие творческих заданий; интеграция различных видов искусства; предоставление ребенку возможности творить самостоятельно; доступность любого материала для изодеятельности; обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.

Работая над этой темой, мы стараемся искать и применять в работе новые эффективные технологии развития дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала. Творческий потенциал может развивается только в творческой атмосфере, поэтому большое внимание уделяется развивающей среде группы.

В группе создана зона детского творчества. В ней имеются разнообразные традиционные и нетрадиционные инструменты и материалы для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д, различные дидактические игры, материал для знакомства с различными видами и жанрами живописи. Обеспечена доступность материала.

В групповой комнате имеется мини – музей с игрушками и образцами народно- прикладного искусства. В приемной есть стенд для выставки детских работ.

Основная цель этого центра в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности.

Занятия проводятся с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей дошкольников. Форма занятий: фронтальные, подгрупповые, интегрированные, индивидуальные.

В работе с детьми по ознакомлению с изобразительным искусством проводим беседы, занятия на основе метода интеграции; рассматривание репродукций картин, подлинных изделий декоративно-прикладного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, слайдов; выставки в мини-галерее репродукций картин (Е. Чарушина, Васнецова).

Изделия русского декоративно-прикладного искусства; выставки детских работ; просмотр презентаций ( «Творчество И. Шишкина»); экскурсии (Мини-музей «Народная игрушка»); дидактические игры ( «Цветовые фоны», «Народные промыслы», «Цветовые оттенки», «Составь рисунок» и др.); экспериментирование с различными художественными материалами.

Формирование у детей интереса к продуктивной деятельности, и развитию художественно-творческих способностей осуществляем через создание игровых ситуаций.

На занятиях используем игровой метод, метод обследования, наглядности; словесный; практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков, изделий декоративно-прикладного искусства, использование различных инструментов и материалов для изображения).

Обязательно в конце каждой игровой ситуации проводим анализ детских работ, уделяем этому большое внимание. Достижения ребенка оцениваем с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументируем оценку, которой придаем позитивный характер. Стимулируем и поддерживаем проявление самостоятельности и активности детей. На занятиях осуществляется межпредметная связь с художественно-речевым творчеством (художественное слово, разыгрывание диалогов, сценок из сказок) и музыкальной деятельностью (подбор музыки, характерной для художественного образа, фоновая музыка).

Большой потенциал для развития художественно – творческих способностей дошкольников заложен в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Нашим ребятам очень нравится организовывать выставки своих работ, где они бывают главными экскурсоводами, ( «Осенние фантазии», «Любимая мамочка», и др.).

Для активизации творческого воображения и мышления используем новые технологий, например даем детям задание нарисовать рисунок по фантазийным темам «Крюжа, Злюжа и Закарюжа», «Дорисуй картинку».

Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками, это игры – опыты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками.

Использовали нетрадиционные приемы рисования: «по сырому», «Набрызг», которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации.

В аппликации использовали сочетание разных по фактуре материалов (ваты, бумаги, салфеток, природных материалов, пластилина, наклеивали разные материалы (нитки, ватные шарики), выполняли коллективную аппликацию «Букет для мам».

Познакомились с детскими художниками — иллюстраторами (Г. Никольским, Ю. Васнецовым, с творчеством И. Шишкина.), с различными видами и жанрами живописи (натюрморт, портрет, пейзаж).

Одно из важнейших условий развития детского творчества — взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. С этой целью мы провели ряд консультаций для родителей: «Мы любим рисовать», «Как правильно готовить рабочее место к рисованию», «Развитие творческих способностей в семье», «Изобразительная деятельность в семейном воспитании», родительское собрание «Через красивое – к человеческому». Вовлекаем родителей в активную творческую совместную деятельность, результатами этой деятельности становятся выставки творчества детей и родителей группы: выставка «От ракеты до кометы», «День Победы»», выставки поделок из бросового материала. Был проведен досуг «Нарисуй цветок». Совместная деятельность детей и родителей с использованием нетрадиционной техники рисования (пластилинография). Так же родители изготовили бумажные цветы для оформления группы.

Однако, не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей. Причины (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому необходимо организовать изо уголок дома, пополнить его различными изобразительными и бросовым материалом. Вовлечь родителей в творческий процесс с детьми. Проводить совместные мероприятия.

В результате проделанной работы дети стали увлекаться продуктивной деятельностью, их поделки отличатся новизной и оригинальностью, появился интерес к творческому экспериментированию. Многие ребята самостоятельно выбирают изобразительные средства и материалы. Повысился уровень ручной умелости, координации движений.

У детей мы стараемся формировать мотив — стремление выполнить изображение по-своему, «не так как другие», и затем на этой основе еще более высокий мотив – потребность, желание, стремление заняться творческой деятельностью.

В дальнейшем будем продолжать развивать художественно-творческие способности детей дошкольного возраста в процессе обучения изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода, т.е строить процесс развития изобразительной деятельности детей с учетом способностей каждого ребенка, с опорой на его индивидуальные особенности, помня о том, что каждый ребенок уникален и неповторим.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год