Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Программа дополнительного образования «Развитие творческих способностей детей 5 — 6 лет в изобразительной деятельности». Творческая мастерская»
ИЗО детям
Автор: Рогожкина Анна Евгеньевна   
24.09.2022 18:42

Программа дополнительного образования «Развитие творческих способностей детей 5 — 6 лет в изобразительной деятельности». Творческая мастерская»Программа дополнительного образования «Развитие творческих способностей детей 5 — 6 лет в изобразительной деятельности». Творческая мастерская»

“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”…

(В. А. Сухомлинский)

 

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной, продуктивной деятельности. В программе представлен перспективный план работы на учебный год. Учебно — тематический план включает в себя работу по 5 разделам. Программа может быть полезной воспитателям, родителям.

Срок реализации: 1 год

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно – тематический план
  3. Содержание программы
  4. Методическое обеспечение программы
  5. Заключение

Используемая литература

Диагностическая карта

1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях в творческой мастерской у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Развитие творческого потенциала, разнообразных способностей детей – актуальные проблемы современной педагогики. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, в частности применение нетрадиционных технологий, экспериментирование влияет на развитие способностей к творчеству. Все мы знаем, что рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Но желание творить у старших дошкольников пропадает, если у них что- то не получается, если они плохо освоили какие –то приемы, появляется страх что не получится. А через применение разных нетрадиционных способов и техник, через экспериментирование в изобразительной деятельности ребенок получает иногда неожиданную информацию, которая ведет к изменению направленности его деятельности.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления детей о видах, жанрах изобразительного искусства, знакомит с нетрадиционными техниками, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса, учит понимать назначение искусства в жизни людей, формируют у детей художественные представления, и развивает познавательный интерес. Благодаря разнообразной тематике, дети познают окружающий мир, учатся видеть в нём прекрасное, соотносят увиденное со своим опытом, чувствами и представлениями. Главное – суметь вовлечь детей в творческий процесс.

Новизна программы в том, что занятия включают элемент исследования, использование нетрадиционных способов и техник изготовления. Ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. Тесная взаимосвязь изобразительной и исследовательской деятельности детей.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в самостоятельной деятельности. Особое место в развитии и воспитании детей занимает изобразительная деятельность, которая наиболее ярко раскрывает все их универсальные способности. Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности. Данная программа составлена на основе изучения следующих программ: под ред. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы «От рождения до школы»; «Занятия по изобразительной деятельности в дс» Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой «Цветные ладошки»; Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в дс». Цель кружка – создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с разнообразными изобразительными техниками изображения.
  • Обучать основам создания разных художественных образов. Развивающие:
  • Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
  • Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных изобразительных техниках.
  • Развивать воображение, мелкую моторику детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
  • Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Ожидаемый результат:

  1. Создание детьми художественных образов различными изобразительными материалами и техниками.
  2. Сформируются у детей изобразительные навыки и умения, в соответствии с возрастом.
  3. Научатся выполнять работу в определенной последовательности согласно инструкции взрослого.
  4. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
  5. Проявление творческой активности детьми и уверенности в себе.

Возраст детей: программа рассчитана на возрастную группу детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.

Организация занятий кружка: количество занятий: 2 занятия в неделю, 8 занятия в месяц по 25 – 30 минут. Занятия проводятся во второй половине дня.

Формы организации занятий:

  1. Игры и упражнения,
  2. Практические занятия, теоретические занятия,
  3. Индивидуальная работа,
  4. Подгрупповые занятия с детьми,
  5. Самостоятельная деятельность в центре творчества.

Все занятия предусматривают усвоение теоретических знаний, и формирование деятельностно -практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, умение выражать свои мысли через продуктивные виды деятельности.

Структура занятия:

  1. Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации.
  2. Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 8 минут).
  3. Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.
  4. Словесные игры, игры – драматизации.

Деятельность на занятии строится по коммуникативному принципу:

  1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
  2. Обеспечение главных условий общения.
  3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
  4. Использование различных коммуникативных средств.

Методы и приемы работы с детьми:

  1. Словесные.
  2. Наглядные.
  3. Практические.
  4. Приемы совместной деятельности.

Методические приёмы

Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.

Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности). Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения. Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам. Проведение выставок, вернисажей – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей.

Показатели прохождения программы:

- Узнают много об окружающем мире, т.к занятия проходят в определенной теме.

- Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.

- Учатся рисовать различными материалами.

- Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).

- Развивать навыки по составлению сюжетов.

- Экспериментируют.

- Развивается связная речь.

- Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- Тематические выставки в ДОУ.

- Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.

- Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.

- Оформление эстетической развивающей среды в группе.

Оценка: результативности программы проводится два раза в год (декабрь, май) сформированности уровня художественно – эстетического развития детей.

2. Учебно – тематический план работы

План занятий рассчитан на 1 год.

Раздел I. Вводное занятие, техника безопасности

Раздел II. Аппликация из бумаги

Раздел III. Нетрадиционные способы и техники рисования

Раздел IV. Поделки (объемные) из бумаги

Раздел V. Лепка (пластилин, тесто)

Название тем и разделов

Общее количество занятий Теоретические занятия Практические занятия

  1. Вводное занятие
  2. Аппликация из бумаги в смешанной технике
  3. Рисование (нетрадиционные техники)
  4. Поделки из бумаги (оригами, квилинг.)
  5. Лепка (пластилин, тесто) + бросовый материал

Перспективный план – сентябрь

Тема

Программное содержание

Количество занятий

1-2 неделя Диагностика

   

I техника безопасности

Познакомить с правилами пользования ножницами. Учить правильно их держать

1 занятие

II Овощи (фрукты)

Учить вырезать овощи и фрукты из бумаги, сложенной вдвое. Развивать чувство цвета

2 занятия

III Осенние листочки (рисование штампами, отпечатки)

Знакомить с новой техникой рисования.
Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа

1 занятие


.Перспективный план – октябрь

Тема

Программное содержание

Количество занятий

I Сказка про краски

Познакомить со свойствами различных художественных материалов; вызвать у детей интерес к изобразительному искусству; научить отдельным приемам работы кистью и карандашом.

2 занятия

II Ёжик с яблоками

Учить вырезать части из бумаги, передавать пропорции. Закрепить приемы работы с ножницами. Развивать внимание, воображение, композиционные умения.

2 занятия

III Нетрадиционное рисование: Колючий ежик (оттиск бумагой)

Формировать умение создавать рисунки путем прикладывания мятой бумаги, формировать эстетическое отношение к действительности, развивать наблюдательность.

2 занятия

V Натюрморт

Учить рисовать контур на картоне, размазывать пластилин, не выходя за контур. Создавать натюрморт, подбирать цвет.

2 занятия


Перспективный план – ноябрь

Тема

Программное содержание

Количество занятий

I техника безопасности

Продолжать знакомить детей с правилами пользования ножницами. Учить правильно их держать, упражнять в вырезывании разной формы

1 занятие

II Ветка рябины

Формировать умение выполнять аппликацию с натуры, передавать форму вазы и ветки, учить дорисовывать детали.

2 занятия

III Веселые ладошки

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.

2 занятия

V Картины из пластилина

Отрабатывать обобщенные способы создания изображения животных в лепке. Продолжать учить передавать характерные особенности

2 занятия

IV Снежинки

Формировать умение складывать из бумаги снежинку. Упражнять в приемах вырезывания. Развивать чувство композиции. Развивать длительный плавный выдох.

1 занятие



Перспективный план – декабрь

Тема

Программное содержание

Количество занятий

I техника безопасности

Упражнять в умении вырезать фигуры разных форм из бумаги, картона. Вырезать из бумаги, сложенной пополам или гармошкой.

1 занятие

II Елочка нарядная

Формировать умение рисовать ель, закрепить умение изображать елочные игрушки с помощью печаток. Воспитывать эстетическое восприятие природы

2 занятия

III Разноцветная мозаика

Продолжать формировать умение составлять мозаику из кусочков пластмассы, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей. Располагать узор на силуэте.

2 занятия

IV Лепка Птичка

Учить заполнять силуэт птички пластилином, составлять сюжет, используя бросовый материал (веточки, семечки…)

2 занятия





Перспективный план – январь

Тема

Программное содержание

Количество занятий

1 - 9 января выходные

   

III Узоры на окне

Отрабатывать технику закрашивания набрызг. Продолжать закреплять умение правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение.

2 занятия

IV Дерево счастья –топиарий (квилинг + папье маше)

Упражнять в приемах работы в технике квилинг, торцевание. Формировать умение выполнять работу в определенной последовательности. Развивать воображение – дополнять деталями.

. 2 занятия

V Рисуем животных из фигур

Развивать воображение, творческие способности детей. Продолжать учить составлять образ животного с помощью геометрических фигур

 
     


Перспективный план – февраль

Тема

Программное содержание

Количество занятий

Тема

Программное содержание

Количество занятий

II «Красивая картинка»

Напомнить правила при работе с ножницами, клеем, бумагой, техника безопасности. Продолжать знакомить с приемами вырезывания из бумаги сложенной вдвое, аккуратно наклеивать.

1 занятие

III Граттаж «Волшебница Зима»

Познакомить с новой техникой изображения. Учить подготавливать лист для работы (основа воском). Развивать воображение – задумывать содержание, процарапывать палочкой.

2 занятия

IV Танк (оригами)

Формировать интерес к виду изобразительной деятельности – оригами. Учить складывать лист бумаги пополам, действовать по схеме, дорисовывать детали

1 занятие

IV Цветы, птицы (салфетки)

Продолжать учить работать с разной бумагой (салфетки, креповая). Показать способы изготовления поделок из бумажных шариков. Развивать мелкую моторику

2 занятия



Перспективный план – март

Тема

Программное содержание

Количество занятий

I Техника безопасности

Напомнить правила при проведении экспериментов с водой, красками. Техника безопасности при пользовании утюгом для разглаживания рисунков.

1 занятие

II Аппликация «Корзинка к Пасхе»

Продолжать учить аккуратно работать с бумагой. Упражнять в знакомых приемах складывания бумаги и вырезывания.

2 занятия

III Техника эффект потрескавшегося воска «Комнатное растение»

Развивать интерес к исследовательской деятельности – эксперименты с материалом. Познакомить с новой техникой. Развивать творческие способности, дополнять изображение деталями.

1 занятие

IV Цветы из бумаги, фетра (торцевание)

Формировать желание сделать подарок своими руками. Учить скручивать бумагу, выкладывать на основу, приклеивать. Развивать художественный вкус.

2 занятия

V Фруктовая сказка (тестопластика)

Развивать интерес к исследованию – познакомить с лепкой из соленого теста. Закреплять умение делать набросок, заполнять тестом, разукрашивать.

2 занятия


Перспективный план – апрель

Тема

Программное содержание

Количество занятий

I Рисуем мыльными пузырями

Формировать положительные эмоции. Познакомить с приемами рисования цветными мыльными пузырями.

1 занятие

II Черепаха

Воспитывать эстетическое восприятие природы: учить изображать животных, развивать цветовосприятие и чувство композиции. Совершенствовать умения в техниках, учить изображать животных наиболее выразительно.

1 занятие

III Рисуем бабочек, цветы (монотипиия)

Продолжать знакомить детей с новыми техниками – монотипия. Закреплять приемы работы с красками. Развивать цветовосприятие. Воспитывать любовь к природе.

1 занятие

IV Петушок (из бумажных шариков)

Формировать желание сделать коллективную работу. Продолжать знакомить детей с приемами работы с бумагой – бумажные шарики, подбирать цвет.

3 занятия

V Лепка «Любимые животные»

Учить детей работать с пластилином, делать объемные фигурки и плоские изображения, используя различные приемы и способы.

2 занятия



Перспективный план – май

Тема

Программное содержание

Количество занятий

IСалют победы (цветной граттаж)

Развивать умение подбирать цвет и оттенки. Продолжать учить выполнять рисунки в технике граттаж, процарапывать изображение палочкой.

2 занятия

II Рисунки – пушистики (метод тычка)

Расширять знания детей о животных. Учить рисовать способом тычка, закреплять умения рисовать разными способами: тычками и концом кисти.

2 занятия

3- 4 неделя Диагностика

   



3. Содержание дополнительной программы
Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Занятия проводятся во 2 половине дня, в рамках кружковой работы, два раза в неделю в группе наполняемостью не более 6 -8 человек. Продолжительность занятий: -25 - 30 минут. Количество занятий в месяц -8 занятий.
Раздел 1.Вводное занятие, техника безопасности
Знакомство воспитанников с тематикой занятий через показ готовых аппликационных работ и работ, выполненных в технике оригами, торцевания, из салфеток; знакомство с рабочими материалами, техникой безопасности при работе с ними, выработка правил поведения.
Раздел 2. Аппликация из бумаги
Теория: правила работы с бумагой, техника безопасности. Показ техник вырезывания разных форм из цветной бумаги, разными способами.
Практическая работа: использовать в работе показанные техники работы с бумагой. Упражнять в приемах вырезывания из бумаги сложенной пополам; раскатывать бумажные шарики. Закреплять умение составлять из фигур предметную аппликацию и аккуратно ее приклеивать на лист; объединять свои работы в коллективную композицию при помощи взрослого.
Умения и навыки: умение пользоваться приемами работы с бумагой; аккуратно пользоваться клеем, рационально использовать цветную бумагу, ориентироваться на листе при выполнении работы; умение пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении аппликации.
Раздел 3. Нетрадиционные способы и техники рисования
Теория: Рассматривание работ выполненных в разных техниках.
Практическая работа: Приобщать детей к миру изобразительного искусства. Эксперименты с материалом. Знакомить с разными техниками рисования красами, карандашами, (нетрадиционные техники). Упражнять в умении аккуратно закрашивать, подбирать цвет, форму, экспериментировать с цветом, формой, материалами.
Умения и навыки: умение пользоваться карандашами, красками, самостоятельно применять нетрадиционные техники изображения.
Раздел 4.Поделки (объемные) из бумаги
Теория: Рассказать детям о старинном японском искусстве складывания из бумаги – искусстве оригами. Знакомство детей с техникой «Бумажный комочек». Познакомить с техникой торцевания. Рассматривание готовых работ. Вызвать интерес к художественному конструированию.
Практическая работа: Развивать воображение, творческие способности детей. Научить детей работать с разным материалом – делать объемные фигурки и плоские изображения, используя различные приемы и способы. Развивать мелкую моторику рук.
Умения и навыки: умение создавать оригинальные поделки, передавать характерные особенности, выразительность.
Раздел 5. Лепка (пластилин, тесто)
Теория: Познакомить детей с техникой пластилинография, тестопластика. Развивать у детей воображение и творчество.
Практическая работа: Учить создавать композиции из пластилина, последовательно и аккуратно прикреплять готовые детали на основу. Отрабатывать обобщенные способы создания изображения животных в лепке. Продолжать учить передавать характерные особенности животных. Развивать мелкую моторику рук. Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и ее результата.
Умения и навыки: умение использовать вылепленные формы для выполнения работ; правильно находить место на листе для выполнения работы; умение пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении композиции.

4. Методическое обеспечение дополнительной программы
Программа кружка составлена на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А., Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в д\с», К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка».
Направленность: художественно-эстетическая.
Возраст: старший дошкольный возраст, дети 5-6 лет.
Срок реализации: сентябрь – май 2017 года Программа кружка представляет содержание, организационные условия, этапы деятельности дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов предоставляет воспитанникам более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогу - новые возможности для реализации своего творческого потенциала.
Дидактические принципы проведения занятий:
Общепедагогические принципы:
• принцип систематичности и последовательности- системность подачи материала, взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
• принцип наглядности в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
• принцип активности, непрерывности - цикличность построения занятия, занятия составлены на основе предыдущего занятия;
• принцип психологической комфортности - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
Специфические принципы:
• принцип обогащения содержания деятельности – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
• принцип интеграции различных видов деятельности;
• принцип обогащения сенсорно – чувственного опыта – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Работа по программе строится на основе нормативно – правовых документов:
-декларация прав ребенка, конвенция о правах ребенка, семейный кодекс РФ;
-нормативные документы: « Закон об образовании»; -устав ДОУ, локальные акты, образовательная программа ДОУ.
Методическое оснащение занятий:
Оформление и оснащение группы: предметно – развивающая среда направлена на развитие творческих способностей детей. В группе необходимо создание предметно – развивающей среды согласно ФГОС, которая наполнена случайностями, требующими от ребенка поиска, способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность. Для более эффективного усвоения детьми знаний в группе создается центр творчества. Здесь сосредоточены все пособия, игры и упражнения на закрепление сенсорных эталонов, знакомство с разными техниками изображения, развитие мелкой моторики и т.д.
Техническое оснащение занятий( средства) : телевизор, магнитофон, компьютер, ИКТ - электронные презентации, фотоаппарат.
Учебно – наглядные пособия: альбомы, схемы рисования, оригами; книги по изготовлению поделок; изобразительный материал.
Работа с родителями: Консультации. Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке. Выставки.мастер - классы совместно с детьми.

5. Заключение
Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе работы, основная задача – подвести ребёнка к поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в поделке замысла, своих переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник работы с бумагой предоставляет возможность почувствовать свойства материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании поделок. Итак можно сделать вывод, что такие занятия способствуют успешному развитию у ребенка эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, развитию творческой личности ребенка.

Используемая литература:
1. Аллаярова И. Е. Симфония красок. М.: Гном и Д, 2006г.
2. Козлина А.В. Уроки ручного труда М.: Мозаика- синтез, 2002г.
3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в д\с. М.: Мозаика – си нтез 2016г.
4. Лыкова И. А. Цветные ладошки. М.: Творческий центр Сфера, 2012 ;
5. Малышева А.Н. Аппликация. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
6. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, занятия, планирование под ред. Р.Г. Казаковой. М.: ТЦ Сфера, 2005г.
7. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М.: Айрис-Пресс, 2004.
8. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в д\с. М.: 2000г.
9. Утробина К.К. Увлекательное рисование методом тычка. М.: Гном и Д, 2004.

Воспитатель: Рогожкина Анна Евгеньевна

МАДОУ «Детский сад №279 комбинированного вида»

Город Казань, Республика Татарстан

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год