Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дидактическая игра – инструмент педагога для обогащения и закрепления знаний детей в области «Художественное творчество»
ИЗО детям
Автор: Корней Ирина Алексеевна   
11.11.2022 06:18

Дидактическая игра – инструмент педагога для обогащения и закрепления знаний детей в области «Художественное творчество»Дидактическая игра – инструмент педагога для обогащения и закрепления знаний детей в области «Художественное творчество»

Воспитатель: Корней Ирина Алексеевна

Что же такое творчество?

Творчество — это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Художественное творчество, включающее рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Позволяющее ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем оно имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей; формирования художественного вкуса.

 

Главный мотив детского творчества — это стремление выражать свои впечатления, переживания, осваивать их в деятельности. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности.

Дошкольники учатся лепке, рисованию, различным поделкам и многому другому. Изобразительная и другие виды искусства развивают фантазию, усидчивость, память и мелкую моторику рук. Кроме того, эта деятельность доставляет детям массу удовольствия.

Но иногда объяснить ребенку какой-то материал бывает очень сложно. И конечно еще сложнее объяснить его так, чтобы он его запомнили. И здесь на помощь воспитателю приходят дидактические игры. Я использую дидактические игры для обогащения и закрепления знаний по изобразительной деятельности. С их помощью можно незаметно для ребенка развивать его творческие способности. Даже малоактивный ребенок, проникаясь интересным и новым занятием, делает свои первые успехи. Для развития умений и навыков у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности соответствуют такие художественно-дидактические игры и упражнения, которые помогают им лучше понять смысл учебной задачи и осознать способы выполнения действий.

Для удобства использования все игры распределяют по видам деятельности: рисованию, лепке, аппликации. Дидактические игры, используемые по рисованию, направлены на закрепление знаний о цвете и его оттенках, развитие фантазии детей. Игры, используемые по лепке, помогают закрепить представление детей о плоских и объемных геометрических формах, развивают творческую фантазию детей, мелкую моторику рук, активизируют поисковую деятельность ребенка. Выполняя игровые задания с бумагой, дети закрепляют умения вырезывать различные геометрические фигуры из бумаги, составлять композицию по замыслу, развивают воображение, творческие способности.

Художественно-дидактические игры можно разделить на условные группы:

  1. Игры, способствующие развитию графических навыков, пониманию конструктивных особенностей формы. Играя в эти игры, дети развивают пространственное воображение, учатся узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям. Например: «Собери фигуру по картинке», «Формы», «На что это похоже», «Узнай предмет по силуэту».
  2. Игры, развивающие у детей цветовое восприятие, способствующие реализации живописных и колористических задач обучения. Например: в игре «Теплый – холодный», мы уточняем с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; в игре «На лугу расцвели красивые цветы» дети собирают букеты цветов определенной цветовой гаммы: теплой или холодной; в играх «Палитра осени», «Палитра весны», «Времена года» ребята подбирают цветовую гамму к определенному времени года и закрепляют знания о сезонных изменениях в природе.
  3. Игры, закрепляющие знания о свойствах предмета: их цвете, форме, строении, величине. Например: в игре «Парные картинки» необходимо найди сходство и отличия предметов; играя в конструктор «Животные», дети собирают целое животное из различных частей тела (голова, уши, туловище, лапы, хвост).
  4. Игры, на развитие чувства ритма и симметрии. В этих играх дети учатся самостоятельно составлять узоры, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдать симметрию и ритм учат игры — «Выложи узор на коврике», «Продолжи орнамент», «Сложи узор из предложенных элементов».
  5. Игры, способствующие развитию композиционных умений, начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине. Например: «Составь натюрморт», «Дорисуй картину», «Перспектива». В этих играх дети учатся воспринимать такие характеристики, как далеко, близко, там, здесь, верх, низ, справа, слева, впереди, сзади, вокруг, в стороне. Таким образом, в процессе дидактических игр дошкольники овладевают многими практическими навыками, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.

Длительность одной игры составляет 5-10 минут.

При этом необходимо выполнять следующие требования:

  • в играх объем практических заданий должен быть таким, чтобы не терялась основная игровая задача;
  • повтор упражнений должен осуществляться на разных уровнях трудности и с использованием различного материала;
  • должны быть в наличии все необходимые вспомогательные пособия и инструменты для работы;
  • должен осуществляться личностный подход к ребенку.

Особенностью дидактической игры и её завершающим концом является результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами. Результат игры является показателем уровня достижения детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Для детей результат игры выступает как определённое достижение.

Заканчивая игру, я поддерживаю у ребенка чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатом.

Таким образом, включая дидактические игры в художественно-творческую деятельность, я добиваюсь того, что дети с интересом включаются в творческий процесс, с удовольствием выполняют различные виды изобразительной деятельности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год