Педагогические условия эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности |
ИЗО детям | |||
Автор: Бармышева Анастасия Николаевна | |||
21.01.2023 13:26 | |||
Педагогические условия эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности Эффективность образовательного процесса определяется совокупностью внешних факторов, направленных на достижение определенного результата, то есть педагогическими условиями. На мой взгляд, успешность эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности будет зависеть от педагогических условий, способствующих формированию умений подбирать изобразительные материалы по виду и цвету, проявлять творческую инициативу, рисовать, лепить, создавать аппликации по образцу, самостоятельно определять количество цветов в образе, реализовывать творческий замысел. Необходима организация на занятиях изобразительной деятельности таких педагогических условий, которые бы способствовали развитию эстетического восприятия художественных образов, предметов и явлений окружающего мира как эстетических объектов, позволяли детям свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами. При этом важно на занятиях знакомить детей с разнообразными средствами художественно-образной выразительности, обогащать художественно-эстетический опыт, развивать художественно-творческие способности, воспитывать художественный вкус и чувство гармонии. Создание на занятиях изобразительной деятельности условий для увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира, познании его эстетических ценностей, изобразительных средств (цвет, ритм, линии) благоприятно воздействует на эстетическое воспитание младших дошкольников. Главным условием является – вовлечь детей в деятельность, вызвать желание участвовать в художественно-творческой деятельности, проявлять эстетическую активность. Все это позволяет предположить, что эффективность эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста определяется следующими педагогическими условиями:
1. Разнообразие художественного материала Важным условием эстетического воспитания младших дошкольников на занятиях изобразительной деятельности является разнообразие художественного материала, с помощью которого дети создают рисунки, аппликации, поделки. Согласно Н.А. Ветлугиной, «задача занятий изобразительной деятельности – развитие у детей интереса к рисованию, лепке, аппликации, способностей замечать красивое в окружающем (картинках, игрушках). Знакомство младших дошкольников с разнообразными художественными материалами вызывает живой интерес. Он поддерживается тем, что воспитатель постепенно дает яркие цветные карандаши, бумагу, пластилин, краски». К художественному материалу для рисования относятся также кисти, зубные щетки, трафареты, губки, нити, трубочки, ватные палочки, мятая бумага, природный материал и другие. Разнообразие оборудования побуждает детей к художественно-творческой деятельности, необходимость выбора способствует развитию эстетического вкуса, обогащает художественно-эстетический опыт. По словам Н.П. Сакулиной: «Использование разнообразных художественных материалов позволяет детям создавать вариативные образы, избегать однообразия, обеспечивая живость и непосредственность занятий». В зависимости от содержания задания чередуются используемые материалы. Например, если надо изобразить капли дождя – воспитатель дает карандаш; падающий снег рисуют гуашью. Постепенно в работах детей появляются образы снежной зимы, золотой осени, звездной ночи и др. Так же, как и в рисовании, в лепке возникают ассоциативные образы, с помощью которых дети дают названия полученным формам, фигурам, придают им выразительность, используя стеку, природный материал, бусинки, колпачки и др. Младшие дошкольники, сделав какой-либо предмет, дополняют его словами, игровыми действиями. Важно на занятиях лепкой воспитывать у детей устойчивый интерес, эстетическое восприятие формы. Для этого Н.А. Ветлугина рекомендует, рассматривая с младшими дошкольниками поделки, обращать их внимание на выразительность позы того или иного персонажа. Разнообразный материал используется и в аппликации: ткань, шерстяные нити, вата, гофрированная бумага, бумажные салфетки, природный материал. Чешую у рыбок можно сделать из тыквенных семечек, шубку снегурочки обклеить кусочками ваты, шерсть животных – из мелко нарезанных кусочков шерстяных нитей. Особая структура бумажных салфеток позволяет создавать нежную пушистую поверхность аппликации ( «Пушистые цыплята», «Зайка серенький»). Для этого салфетки разрываются на кусочки, а затем, приклеиваются таким образом, чтобы оторванные края торчали наружу. Для аппликации из круп и семян можно использовать любую крупу, кофейные зерна, семена растений. Этот вид аппликации увлекателен и интересен детям младшего дошкольного возраста. Комплексное воздействие различных видов художественной деятельности способствует созданию эмоционального отношения к образу. Рисуя карандашом, красками, лепя из глины или пластилина, создавая аппликации из бумаги, природного материала, ребенок лучше воспринимает очертания форм, яркость цветовых пятен, что способствует эстетическому воспитанию младших дошкольников. Н.В. Микляева пишет: «На занятиях рисованием и лепкой дети учатся замечать линии, мазки, комочки и понимать, какие они могут изображать предметы и явления, какой использовать для этого художественные материал, цветовые сочетания, проявляя эстетический вкус, накапливая художественно-эстетический опыт». На занятиях изобразительной деятельности воспитатель учит детей с помощью наблюдений, рассматривания иллюстраций, репродукций картин, художественного слова замечать прекрасное в жизни и искусстве, находить сходство с явлениями действительности и воспроизводить несложные предметы. Нарисованные, вылепленные, созданные на занятиях аппликацией образы ребенок воспринимает как живые и очень рад им, проявляя радость, восторг, подмечая средства выразительности. Например, создавая зимние сугробы, ребенок выбирает белую гуашь, отмечая сходства цвета, или наклеивает кусочки ваты, придающие снегу не только нужный цвет, но и пушистую фактуру. Это способствует развитию у детей представлений о таких средствах выразительности, как цвет, ритм, формирует у детей основы эстетического вкуса. Постоянно направляя внимание детей на выразительность образов, предметов, явлений в рисунках, аппликация, поделках из пластилина, на детали, цвет, форму, линии, воспитатель постепенно подводит к умению элементарно оценивать воспринятое, согласно возрастным возможностям. По словам И.А. Лыковой: «Это выражается, прежде всего, в предпочтении наиболее понравившихся детских работ, произведений изобразительного искусства. Дети просят показать еще и еще раз то, что им понравилось, запомнилось. Так расширяется их кругозор, накапливается опыт, вызывая чувство радости, удовлетворения». 2. Нетрадиционные техники на занятиях изобразительной деятельности Применение на занятиях изобразительной деятельности нетрадиционных техник способствует повышению интереса у младших дошкольников к аппликации, рисованию, лепке. С помощью нестандартного оборудования, необычных технических приемов создания образов дети придают выразительность, оригинальность творческим работам. О.В. Солдатова пишет: «Используя самый обычный материал, младшие дошкольники экспериментируют, реализовывают творческий замысел, вместе с воспитателем учатся замечать средства выразительности, гармоничные сочетания цветов и их оттенков в готовых работах, высказывая свое отношение к ним, проявляя эмоции и чувства». Дети постепенно начинают замечать, что любое изображение, поделку, аппликацию можно сделать яркой, неповторимой, если дополнить образ деталями, придать образу фактурность, добавить красок. Обращение к подлинным образцам изобразительного искусства, рисование (лепка, аппликация) с натуры способствует развитию эстетического восприятия художественных образов и предметов и явлений окружающего мира как эстетических объектов. Так, на занятиях рисованием, воспитатель обращает внимание детей на форму деревьев, кустарников, богатство красок осени. Чтобы дошкольники глубже прониклись образностью, взрослый предлагает использовать для их изображения технику «Отпечатывания». Так хвостик моркови превращается в дерево или кустик, или лесную чащу. Сухие осенние листья, покрытые красками разных цветов, при отпечатывании на лист бумаги передают красоту осени, многообразие ее оттенков. Дети проникаются выразительностью образов, учатся замечать красоту не только в рисунках, но и в окружающей природе. О.С. Ионова замечает: «Рассматривая с младшими дошкольниками окружающее, воспитатель обращает их внимание на то, что все предметы состоят из разных форм, имеют определенный цвет, и он учит детей на занятиях не только проводить линии в разных направлениях, но и передавать определенную форму». Взрослый учит дошкольников аккуратно закрашивать, симметрично располагать узор в аппликациях, чередуя цвет и форму, обращая внимание детей на гармоничное сочетание цвета, элементов, развивая эстетическое восприятие. В младшем дошкольном возрасте на занятиях изобразительной деятельности дети знакомятся с такими нетрадиционными техниками, как рисование ватными палочками, коктейльными трубочками, рисование пальчиками, набрызг. Выбор техники определяется творческими способностями детей. На занятиях аппликацией младшие дошкольники с помощью нетрадиционных техник создают объемные изображения, осваивают богатство линий, форм, красок. Например, для передачи фактуры образа (пушистое облачко, кудрявый щенок) применяется обрывная аппликация, когда дети разрывают бумагу на кусочки и составляют из них изображение. Привлекает детей аппликация из природного материала: засушенные цветы, листья, крупа, семечки. Так, семена подсолнечника становятся иголками на спине ежика, гречневая крупа используется для создания фигурки медведя, пшено – пушистых цыплят. Нетрадиционных техник аппликаций существует огромное количество. Условием их применения в работе с дошкольниками является наличие необходимых материалов. На таких занятиях младшие дошкольники не только осваивают технические навыки и умения, но и учатся жить в красоте, замечать и создавать красоту вокруг себя. Использование нетрадиционных техник способствует накоплению художественно-эстетического опыта, формирует представления о средствах выразительности (цвет, линия, форма), создает атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствует развитию инициативы, самостоятельности детей, вызывая положительные эмоции. 3. Игровые методы. Успеха в эстетическом воспитании детей младшего дошкольного возраста можно добиться, если на занятиях изобразительной деятельности применять игровые методы. Например, прежде чем нарисовать разноцветные ворота, можно сделать их из строительного материала, чтобы ребенок под ними повозил машины, покатал игрушечных мишек, зайцев. Затем, очертив в воздухе дугу, предложить это воспроизвести на бумаге несколько раз. После такого упражнения дети смогут цветными карандашами нарисовать много ворот разного цвета или одни разноцветные ворота. Рассматривая детский рисунок, нужно спросить, какие это ворота, какой они формы, цвета. Необходимо обратить внимание детей на гармоничное сочетание цвета краски и бумаги. Сочетание цветового пятна с фоном вызывает у ребенка различные ассоциации, создает определенный настрой. Если, например, «оранжевое пятно – огонек, то он будет гореть только на темно-синем или черном фоне» — подмечает воспитатель. Чтобы образ стал понятнее, он говорит: «Наступил вечер, и загорелись на улице яркие фонарики». Или воспитатель заранее рисует на листе бумаги несколько деревьев, кустов. Затем начинает вводить образ снежной зимы: «Наступила зима и все покрыла белым снегом – и деревья, и кусты. Нарисуйте, как снежок падает на деревья, на кусты». Дети самостоятельно начинают рисовать. Н.А. Ветлугина пишет: «Процесс сотворчества, игровые ситуации увлекают своей необычностью, помогают любоваться рисунком, находить новые детали, средства выразительности. Вот побежал волк, за елкой спрятался зайка... Ребенок продолжает развивать замысел. В следующий раз воспитатель рисует силуэты домов, вырезает их из темной бумаги и наклеивает. Получается улица города. Детям предлагается зажечь огни в окнах домов. Для этого ребенок должен правильно выбрать цвет огоньков, расположить их линейно, по порядку, что способствует формированию представлений о средствах выразительности, развитию умений любоваться рисунком, эмоционально реагировать». На занятиях воспитатель предлагает самые разные игровые ситуации: дети лепят друзей для грустного ежика, ищут разбежавшихся цыплят на занятиях аппликацией с использованием нетрадиционной техники «Аппликация из шерстяных ниток», рисуют приглашения на праздник и т.д. На занятиях лепкой младшие дошкольники строят избушку для зайчика по мотивам русской народной сказки «Лиса, заяц и петух». Бесформенная пластилиновая масса в руках ребенка преобразовывается, приобретает значение игрушки, если при обучении пользоваться игровыми приемами. Например, дав ребенку игрушечную белочку, можно спросить, что она ест. Он ответит: орешки, грибы, ягоды. Теперь нужно предложить ему вылепить эти предметы. Можно организовать интересные игры с этими поделками, используя знакомые стихи, сказки, потешки. Все это будет способствовать развитию эстетического вкуса, эмоциональному восприятию действительности, накоплению художественно-эстетического опыта, в комплексе решая задачи по эстетическому воспитанию младших дошкольников. Таким образом, применение на занятиях изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте разнообразных художественных материалов, нетрадиционных техник создания образов, игровых методов способствует повышению у детей интереса к художественно-творческой деятельности, желания учувствовать в создании творческих работ, накоплению художественного опыта, развивает способностей замечать прекрасное в жизни и искусстве. Разнообразие художественных материалов способствует развитию у детей представлений о таких средствах выразительности, как цвет, ритм. Взрослый учит дошкольников аккуратно закрашивать, симметрично располагать узор в аппликациях, чередуя цвет и форму, обращая внимание детей на гармоничное сочетание цвета, элементов, развивая эстетическое восприятие. Дети постепенно начинают замечать, что любой образ можно сделать ярким, неповторимым, если дополнить его деталями, придать фактурность, добавить красок. Необходимость выбора материала, техники исполнения формирует у детей основы эстетического вкуса, развивает эстетическое восприятие, обогащает представления о средствах выразительности, воздействуя в игровой, непринужденной форме на эстетическое сознание младших дошкольников.
|