Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
ИЗО детям
Автор: Говорухина Евгения Иннокентьевна   
22.11.2023 21:32

Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Е.И. Говорухина, воспитатель МАДОУ — Детский сад компенсирующей направленности №11 "Улыбка"

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Василий Александрович Сухомлинский

Нетрадиционное рисование — это использование знакомых предметов в качестве художественного материала, так как художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.

Детей не сложно удивить. Можно легко и просто применять подручные материалы, при помощи которых получаются удивительные рисунки.

Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) — это дети, имеющие различные нарушения психического или физического здоровья, из-за этого нарушается их общее развитие, появляется комплекс, не позволяющий вести полноценную жизнь. К особенностям развития относится: быстрая утомляемость, медленный темп работы, неустойчивое внимание, нарушения в речевом развитии. А работа с нетрадиционным материалом в игровой форме увлекает и приносит массу положительных эмоций, что имеет огромное значение в работе с такими детьми. Нетрадиционные техники помогают преодолеть боязнь показаться неумелым, смешным, непонятым, справиться с негативными переживаниями, внутренними трудностями.

 

Игры с красками и работа с разным материалом — это две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытство ребёнка. Работа с нетрадиционными техниками рисования, стимулирует положительную мотивацию деятельности детей, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Сочетая в себе навык трудовой и изобразительной деятельности, нетрадиционные техники рисования вызывают у дошкольников положительное отношение к процессу рисования, развивают воображение и являются предпосылками успешного участия детей в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Дети становятся активными участниками изобразительной деятельности, тем самым у них развиваются познавательные интересы, творческие способности, фантазия, обогащается и активизируется словарный запас. Применение в работе с детьми нетрадиционных техник рисования один из эффективных способов направленных на решение задач ФГОС.

Дети зачастую копируют предоставленный образец рисунка воспитателя, а в нетрадиционной технике педагог показывает только способ действия с материалом. Это способствует развитию воображения, мышления, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

В настоящее время существует множество техник нетрадиционного рисования — от простых до сложных. Для детей с ОВЗ больше всего подходят такие техники, как рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении. Любят дети рисовать и … мыльными пузырями. Рисовать можно способом выдувания в соломинку. Разнообразие изобразительных материалов делает изобразительную деятельность более яркой, интересной, а по мере овладения разными материалами у детей формируется своё изображение.

А ведь можно рисовать и зубной щёткой, и ватой, и пальцем, ладонью, листьями деревьев, мятой бумагой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги, печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, помадой, ступнями…

В старшем дошкольном возрасте дети осваивают более трудные методы и техники:

рисование песком;

рисование зубочисткой;

  • рисование мыльными пузырями
  • кляксография с трубочкой
  • печать по трафарету
  • монотипия предметная
  • кляксография обычная
  • пластилинография.

Каждый из этих методов — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, не боясь того, что получится не правильно, развивает воображение, свободу творчества, способствует развитию координации движений.

Дошкольники с ОВЗ не воспринимает инструкцию, которую дает педагог на занятиях, им хочется быстрее начать действовать. Однако, приступив к заданию, они не знают, с чего начать. Кроме того преобладает слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения, суетливость, частая смена настроений, неуверенность, чувство страха. Поэтому использование на занятиях по рисованию нетрадиционных техник приобретают высокую коррекционную значимость.

Для успешной изобразительной деятельности каждого ребенка, независимо от его умственных и моторных возможностей, необходимыми условиями являются:

  • создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, предварительное наблюдение во время прогулки за объектами окружающей действительности, обыгрывание предметов, предназначенных для изображения;
  • обеспечение разнообразных сенсорных ощущений детей (зрительное, тактильное, кинестетическое обследование);
  • организация предметной среды (столы и мольберты, большие листы бумаги для рисования; материально-технические средства обучения: восковые мелки, карандаши средней мягкости, различные по форме волоска кисти; краски, тушь, гуашь;
  • приспособления: подвижные и стационарные, для фиксации оптимального положения тела ребенка для работы);
  • формирование удобной позы ребенка при рисовании (лежа, сидя в свободном положении);
  • проведение специальных пальчиковой гимнастики по развитию движений пальцев и кисти рук;
  • обязательная совместная деятельность детей и педагога.

Исходя из выше изложенного материала, можно сделать вывод, что использование нетрадиционных техник на занятиях по изобразительной деятельности – очень перспективное направление в работе с детьми с ОВЗ. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник способствует снятию детских страхов; развивает уверенность в своих силах; развивает пространственное мышление; учит детей свободно выражать свой замысел; побуждает детей к творческим поискам и решениям; учит детей работать с разнообразным материалом; развивает мелкую моторику рук. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Рисовать возможно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе. На листочке дерева, на печатном издании. Многообразие материалов ставит новые задачи и составляет все время – что-нибудь выдумывать. А из каракуль и мазни, в конце концов, вырисовывается известный объект – Я.

Литература:

  • Бородкина Н. В. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет. — Академия развития, 2012.
  • Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. — Каро, 2010.
  • Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. — ИД Цветной мир, 2016
  • Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2011.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год