Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие технических навыков рисования в младшем дошкольном возрасте в условиях реализации реализации ФГОС ДО
ИЗО детям
Автор: Золотарева Татьяна Ивановна   
14.10.2024 23:04

Развитие технических навыков рисования в младшем дошкольном возрасте в условиях реализации реализации ФГОС ДОРазвитие технических навыков рисования в младшем дошкольном возрасте в условиях реализации реализации ФГОС ДО

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный Белгородского района Белгородской области»

Воспитатель: Золотарева Татьяна Ивановна

Новые стратегические ориентиры в развитии системы образования предполагают изменение подходов к методическому сопровождению организации художественно-эстетической деятельности, как через разработку программного обеспечения, так и через различные формы повышения профессиональной компетентности педагогов по данному направлению деятельности. В нашем МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п.Северный» образовательные программы нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. На практике мы получаем более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка.

 

Вся система художественно-эстетического развития нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Успех работы по художественно – эстетическому развитию во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы ребенка, уровень его общего развития. Это доказывают исследования педагогов и психологов Д.Б. Кабалевского, Б.Т. Лихачёва, Т.С. Комаровой, В.А. Сухомлинского, В.Н. Шацкой и других. Работу в этом направлении следует начинать с момента поступления ребенка в детский сад.

Наши дети подрастают. Они уже ходят, играют, наблюдают, как родители, старшие братья, сестры действуют с ручкой, карандашами, кисточками. Малыши тоже пытаются брать в руки карандаш и водить им по бумаге. В этом проявляется характерное для младших детей активное стремление выполнять действия без помощи взрослого. Дети хотят действовать с карандашами, кисточками. Но, естественно, вначале у них ничего не получается: рука не слушается. Овладение карандашом и кистью детям удается не сразу. Вначале движения руки с карандашом, как и с любым другим орудием, которым малыш только начинает пользоваться, неумелы: ребенок слишком сильно зажимает карандаш в руке, рука становится очень напряженной, теряет свободу, или почти не держит его, не умея зажать в пальцах, и карандаш вываливается из рук. Но постепенно движения эти становятся увереннее.

Рисование карандашами требует усвоения целого ряда технических навыков: надо научиться брать карандаш правильно (тремя пальцами), держать большим и средним, придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно действовать им. Так же как и правильной позе, приемам пользования карандашом надо учить с первых же занятий.

Часто бывает, что взрослый, показав, как держать карандаш, не замечает, что ребенок, держит его «щепотью», двумя пальцами, кулаком или в левой руке. Если на неправильные способы сразу не обратить внимание, ребенок к ним привыкает и позже с трудом усваивает правильные. Нельзя при этом ограничиваться одними словесными замечаниями: «Аня возьми карандаш правильно!». Сам ребенок, не имея еще опыта действий с карандашом, не знает, что нужно сделать. Ребенку необходимо показать это практически, взяв его руку в свою и положив пальчики как следует. В процессе деятельности с карандашом все время обращать внимание на то, как дети держат карандаш и поправлять по мере надобности.

Не следует спешить сразу после этих первых занятий давать ребенку кисточку и краски: очень важно, чтобы у ребенка немного закрепился способ рисования карандашами.

Первые рисунки малыша – это, как правило, беспорядочные линии, отрывистые штрихи без достаточного нажима, иногда скользящие по бумаге, наносимые в случайном направлении. Но уже после двух-трех проб движения приобретают более организованный характер.

При рисовании отдельных линий зрение еще не регулирует движение, а лишь сопровождает его. Нанося штрихи, ребенок двигательно осваивает пространство листа бумаги. Меняя направление, характер штрихов (прямолинейные, дугообразные), он как бы осуществляет двигательный поиск. Постепенно, движения малыша становятся более разнообразными: из дугообразного получается вращательное, затем оно все более и более округляется, сосредотачиваясь на одном месте и образуя мотки или распространяясьпо всему листу, давая спирали. Опираясь на этот естественный путь развития рисовальных движений, следует предоставлять ребенку возможность осознанного повторения, чтобы добиваться свободы и легкости их воспроизведения. А чтобы повторение не было механическим, необходимо связать движение с образом: предложить детям нарисовать, «как наматывают нитки на клубочек», «как кружится юла», «дым идет из трубы» и т. п. Такому рисованию должны предшествовать наблюдения реальных действий, чтобы ребенок знал изображаемое явление, а не повторял только показ взрослого.

От неотрывного движения ребенок переходит к раздельным движениям. Отдельные линии приобретают все более разнообразный характер: закругляются, ломаются под углом, образуют зигзаги. Ребенок овладевает перекрещиванием линий. Однако это разнообразие линий получается чаще всего случайно: не всякую линию ребенок может повторить по предложению взрослого, не всегда удается направить движения руки, подчинять его определенной цели. В процессе рисования у малыша наблюдается еще много нецеленаправленных движений, не связанных с получением определенного результата: например, он не может сознательно в нужной точке остановиться, чтобы получить линию определенной длины, а рисует, как выйдет.

Создание изображения у ребенка зависит от развития движений руки. При постоянном внимании взрослых, терпеливом повторении нужных приемов, действий с рукой ребенка вырабатываются необходимые умения и навыки. Раннее привитие этих навыков способствует выработке смелых, легких и уверенных движений руки с карандашом. Постоянные движения становятся все разнообразнее. Вместе с тем и повторение однородных движений доставляет ребенку большое удовольствие. Благодаря упражнению он быстрее овладевает движениями. Движениям следует придавать образный характер, предлагая ребенку рисовать длинные дороги, ручейки, дождь, струйки воды, текущие из крана, падающий снег.

Важное значение в рисовании имеет правильная поза. Она не должна быть неподвижной: ребенок меняет положение не только рук и ног, но и корпуса. Не следует допускать искривления спины, излишнего наклона над столом, поджимания ног под себя.

Рисование красками начинаем с показа ребенку подноса, покрытого гидроемкой тканью. На нем акварельные краски, кисть №10 плоская, щетина (это важно), салфетка для рук, губка (поролон), банка с водой. Рядом листы чистой плотной бумаги. Обращаем внимание ребенка на поднос, даем осмотреться. Только после этого берем кисть в руку. Объясняем, что кисточка – это деревянная палочка с мягкими волосиками на конце. Гладим ее; прикасаемся щетиной к руке (кисть «гладит» нас). Пусть ребенок легко проведет волосяной частью кисти по ладошке, чтобы почувствовать, какая она мягкая. Говорим, что она хорошая, добрая, ласковая, любит купаться. Показываем детям, как тремя пальцами держать кисть чуть выше железного наконечника. Опускаем кисть в прозрачную банку с водой, чтобы ребенок видел, что происходит с кисточкой в банке и что там она делает. Предлагаем ребенку сделать то же. Малыш вращает кисть, а взрослый придерживает банку, чтобы вода не разлилась. Вместе с ребенком рассматриваем пузыри, слушаем «говор» воды и, вторя ему, повторяем: «Буль-буль, буль-буль».

Вынимаем кисточку и капаем стекающей с нее водой в краску. Предлагаем ребенку сделать то же. Красок много, и, чтобы не стало скучно, можно спеть песенку:

Просыпайтесь, краски,

Будем мы трудиться.

Просыпайтесь, краски,

Будем веселиться.

Кисточку кладем на поднос. Пусть отдыхает. Познакомим ребенка с поролоном. Предлагаем потрогать его – он сжимается и разжимается. Опустим его в воду, вынем, чуть отожмем и смочим лист бумаги; движения от края до края листа, не отрывая руки. Такое движение помогает ребенку ощутить диапазон своих возможностей. Очень важно при этом не торопить малыша. Ведь для него каждое новое действие – это целый мир.

Лист подготовлен. Прошел дождик – вода смочила бумагу. Выглянуло солнышко — первая полоса яркой краски появилась на листе. Промокаем кисть и наберем новую краску, положим ее рядом с первой – они плавно соединяются. Это чудо удивляет и детей, и взрослых. Малыши радуются, хлопают руками и издают восторженные крики. Хорошо, если сидящий рядом взрослый тоже рисует на своем листе. И ребенок имеет возможность увидеть то, что однажды сможет сделать сам.

Во время работы плавно и негромко повторяем:

Кисточку в воду, в краску, на бумагу,

потом опять в воду, в другую краску, на бумагу.

Периодически напоминая малышу эту фразу, мозг ребенка быстро запомнит формулу, и движения постепенно, день ото дня, становятся более организованными и сознательными.

Со временем желательно внести новые требования и предложения – по одному месту проводить один раз, чтобы не закрывать ранее положенный цвет красками. Работать кисточкой смело, широко – на весь лист. Не следует бояться при этом, что на какое-то время рисунки малыша станут менее аккуратными; постепенно при внимании взрослых дети научатся рисовать двумя – тремя красками, и рисунки их станут красочными, красивыми.

Таким образом, только в детстве душа ребенка открыта для восприятия чуда, и поэтому мы взрослые должны наиболее эффективно построить образовательную и воспитательную работу, так чтобы развить у новой открывающей мир личности творческое мировосприятие, умение видеть и творить прекрасное.

Список литературы:

1. Лямина О.В., Засова В.В. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2.;

URL: http://www. eduherald. ru/ru/article/view? id=15672 (дата обращения: 08. 11. 2018).

2. Радынова О.П., Копцева Т.АХудожественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Методические рекомендации. — Дрофа. — 2014. — 416 с.

3. Бутенко, Н. В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект: монография. –М.: ВЛАДОС, 2012. –410 с.

4. Золотарева Т.И. Консультация для родителей «Как научить малыша рисовать» https: //nsportal. ru/detskiy-sad/risovanie/2015/11/06/konsultatsiya-dlya-roditeley-kak-nauchit-malysha-risovat (дата обращения: 08. 11. 2018).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год