Художественно-творческий проект Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном» |
ИЗО детям | |||
Автор: Чалая Надежда Алексеевна | |||
12.11.2024 12:25 | |||
Художественно-творческий проект Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном» Технология «Нетрадиционная техника рисования» (с детьми 4-7 лет) Приозерское Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5» (дополнительное здание по ул. Маяковского 19» Автор: Воспитатель Первой категории Чалая Надежда Алексеевна Г Приозерск2024 I Актуальность темы Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ее решение должно начаться уже в дошкольном возрасте. Как известно, изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.
Одна из задач обучения рисованию в детском саду – научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Как отмечает Т.С. Комарова: "Можно было бы думать, что движения, направленные на выполнение рисунка, в достаточной степени организуются самим процессом изображения. Однако это не так: технике выполнения рисунка детей следует обязательно учить". Еще в 80-х годах Т.С. Комарова, изучая и анализируя детские рисунки, констатировала, что обучению технике рисования в дошкольных учреждениях уделяется мало внимания. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное. В 90-е годы XX века отмечается большой интерес со стороны педагогов к использованию разнообразных изобразительных техник. Это обстоятельство объясняется тем, что именно в это время активно изменяется система образования в России, идет поиск эффективных путей, средств, методов развития детского изобразительного творчества, появляются новые вариативные педагогические программы и технологии. В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему Художественного развития и условия формирования художественных способностей, смена детских поколений и их предпочтений, появление новых художественных приемов и техник. В связи с этим должны измениться и методы работы педагогов в области изобразительной деятельности с дошкольниками. II Значение нетрадиционной техники рисования Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. "Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А. Сухомлинский. Девиз нетрадиционного рисования: «Чувствовать – Познавать – Творить» Задачи:
Сущность художественного воспитания состоит в формировании у детей эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям опыта и является центральным, связующим понятием в системе знаний. Общение с искусством дает ребенку положительно окрашенное эмоционально-ценностное содержание. К 2-3-летнему возрасту дошкольник при благоприятных условиях уже имеет элементарные представления об искусстве и его видах, может воспринимать и чувствовать прекрасное на оптимальном для его возраста уровне развития, способен к активному, самостоятельному творчеству на основе усвоенных средств художественного выражения развития продуктивного воображения. В процессе изобразительной деятельности формируются: - способность эмоционального переживания. Ребенок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением. - способность к активному усвоению художественного опыта, к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям). Ребенок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» — изобразительно-выразительные средства. На этой основе у ребенка формируются практические художественные умения и в результате – складывается опыт художественно-творческой деятельности. Ребенок осваивает художественные материалы и самостоятельно делает «открытия»: бумага легкая, плоская, она мнется, рвется, скручивается, ее можно смять в комок и бросить. Если же нарисовать на бумаге, остаются «следы», их не удается удалить. Таким образом, ребенок исследует на только свойства художественных материалов, но и сферу возможностей своего воздействия на материал (спектр пробующих действий расширяется). В экспериментировании ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их познания и освоения. Проведение занятий по нетрадиционному рисованию имеет большое значение как для физического, так и для психического развития. В процессе этих занятий ребенок овладевает согласованностью движений пальцев, тренирует кисть руки, все увереннее рисует штрихи и линии. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению знаний. Рисование способствует развитию мышления и воображения ребенка; развитию речи. Во время этих занятий у детей является потребность общаться с другими детьми и со взрослыми. Случайно подмеченное сходство в штрихах с каким-нибудь предметом вызывает радость и желание поделиться с другими. Эти занятия воспитывают у детей ряд положительных качеств характера: настойчивость, усидчивость и сообразительность. Ребенок настойчиво рисует, заранее ставя перед собой цель. Стремясь нарисовать какой-то предмет, он должен сообразить, как это сделать. Дети приучаются к аккуратности, т.к. во время работы им не разрешается пачкать на столе, а после окончания работы они должны убирать краски, бумагу. Использование методик нетрадиционного рисования имеет ряд преимуществ:
Опыт работы показывает, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры, не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счёт изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счёт работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребёнка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе – можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик берёзы). Происходит развитие наглядно-образного, и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности детей. (Чем я ещё могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?) За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография». Созданию сложного симметричного изображения способствует техника «монотипия». В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник мы решаем и частные задачи развития речи, такие как развитие артикуляционной моторики и правильного речевого дыхания. Так, в старшем дошкольном возрасте, создавая изображение с помощью выдувания красок ( «рисование мыльными пузырями», техника «кляксография»), дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, а мы имеем возможность осуществлять своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счёт использования слов, обозначающих предметы, действия и признаки с учётом грамматически правильного согласования слов в роде, числе и падеже, что способствует коррекции грамматического строя речи. Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми
Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере. Такие условия, как:
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Н.П. Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой и т. д,). III Цель технологии Развивать художественное творчество, воображение, фантазию дошкольников, формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности. Задачи: Образовательная – знакомство и освоение дошкольниками разных видов нетрадиционных техник рисования (на основе использования пальчиков, ладоней, печаток). Развивающая – развитие чувство цвета, ритма, эстетики при создании творческих работ дошкольников с использованием нетрадиционных техник рисования. Воспитательные – воспитание устойчивого интереса к рисованию и чувства радости при восприятии созданных рисунков. Отличительной особенностью технологии является то, что при ее реализации используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. А также используются самодельные инструменты, природные и бросовые, для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. IV Методы нетрадиционного рисования Основной формой обучения детей рисованию являются занятия, на которых применяются различные методы работы: Методом наблюдения представляет собой «примеривание» возможных действий, осуществляемых в плане восприятия, к свойствам и отношениям объектов (форме, величине, цвете), позволяет выполнить реальное действие без практического «нащупывания». Обращая внимание на красоту природы, малыш выражает удивление и восхищение и проявляет больший интерес к изображаемым предметам и явлениям. Далее используется метод обследования предметов, который позволяет более тщательно изучить объекты природы и обратить внимание детей не только на общие формы, но и отдельные детали (например, форму и цвет каждой веточки дерева). Способность к анализу и умение видеть целое и части является своего рода толчком для перехода ребенка от ассоциаций и первых опытов на изобразительный этап. Благодаря этим нехитрым действиям формируется важнейшее интеллектуальное понятие о строении вещества, его одновременной цельности и дискретности. Путем проб и ошибок ребенок делает важнейшие открытия. Последующий метод сравнения образов используется с целью установления идентичности или неидентичности каждого из предъявленных для выбора детям объектов. Начальные моменты процесса познания: «Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто, — потом развиваются понятия качества и количества (определения предметов или явлений)» — способствуют развитию восприятия у ребёнка. Выявить уровень знаний воспитанников поможет метод опроса. Это даёт возможность не спеша поговорить с детьми, выяснить, что привлекает их внимание, нравится. Метод пояснения и вопросы воспитателя используются наряду с наглядными методами. Продумываются вопросы для беседы о предметах и явлениях природы во время их рассматривания, которые помогают выделить существенные особенности их в определённой последовательности. Вопросы направляют внимание детей не только на внешние признаки, но и на связи одних предметов с другими. Метод постановки задач проблемного характера требует нахождения самостоятельного решения. Необходимо создавать проблемные ситуации, чтобы активизировать поисковую деятельность ребенка. Например, можно показать пару различных по форме предметов. В самостоятельных занятиях у ребенка развиваются инициатива, умение преодолевать затруднения, настойчивость в достижении цели и другие ценные качества. Необходимо следить за тем, чтобы самостоятельная деятельность воспитанников была целенаправленной, чтобы они доводили начатую работу до конца. Метод объяснения последовательности и способов выполнения работы. Показ и анализ образца, выполнение воспитателем всех действий получения композиции применяются, когда дети не имеют достаточного опыта рисования или впервые выполняют художественную композицию и способы действий им незнакомы. Наглядность при объяснении задания расширяет кругозор ребенка, развивает его память, сосредоточенное внимание, умение рассматривать, подмечать детали, вызывает воспоминания (узнают в изображении то, что когда-то видели, повторяют, что им рассказывали). При выполнении коллективной композиции метод сотворчества позволяет детям быстро «расти» и незаметно осваивать секреты художественного мастерства не по схеме «взрослый учит – ребёнка учится», а в интересной, увлекательной общей деятельности. Метод анализа. При обсуждении детских работ используются стихи, игровые методы и приёмы. Рассматривая с детьми их рисунки, воспитатель использует метод поощрения – отмечает тех, у кого интересные темы, кто придумал что-то новое, свое. Доброжелательная оценка, поощрение творческих проявлений положительно влияют на развитие способностей детей. В некоторых случаях используется метод «пассивных движений», т. е. выполняет действия рукой ребёнка. При этом не следует торопиться, малыш должен усвоить отдельные движения, входящие в состав данных действий. Ведь ребёнку необходимо дать почувствовать радость достижения, которая возникает в результате удавшегося действия, правильно выполненного задания. Но они не всегда могут самостоятельно выполнить действие, показанное воспитателем. Метод повторения — практическое овладение операцией. В процессе многократных упражнений ребёнок практически осваивает операцию (овладевает навыком). Происходит постепенная отработка моторной системы путём оттормаживания лишних движений и фиксации правильных, адекватных. Чтобы детям было интересно выполнять задание, воспитатель использует игровые методы. Так, например, игрушечный котик в сапожках любит «грибной» дождик – нужно порадовать его и нарисовать дождик. Игровые моменты на занятиях (сюрпризные моменты, физ. минутки) имеют большое значение для физического и умственного развития ребенка. При этом он много двигается, разговаривает, действуя различными предметами, знакомится с их свойствами. В игре развиваются его память, внимание, воображение, сообразительность. В играх-занятиях педагог целенаправленно воздействует на детей, придумывает содержание игр, методические приемы их проведения. Систематически усложняя материал и учитывая требования программы, воспитатель через игры-занятия сообщает доступные возрасту малышей знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и т.д.) Особенность занятий в игровой форме заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, т.к. задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание. Таким образом, используя эти методы на каждом занятии, в различных сочетаниях, подбор их определяет форму организации изобразительной деятельности на занятии: рисование по образцу, по замыслу, по теме, условиям, использование того или иного метода рисования обуславливается, во- первых, задачами обучения, во-вторых, опытом детей, их умениями. V Техники нетрадиционного рисования С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:
Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. VI Опыт работы. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно — развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Мои воспитанники узнали, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей и т.д., познакомились c разными способами окрашивания, различными методом набрызгивания краски. Дети узнали, что рисовать можно не только на бумаге и не только кистью, карандашом, но и руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображения c помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек, ваты), c помощью природного материала (листьев деревьев, коры, бересты), разрисовывать камушки и т. п. На начальном этапе детей знакомила с самыми простыми способами – это рисование ладошкой, пальчиками, отпечатки листьев, рисование жесткой кистью, мятой бумагой, рисование с помощью штампов. Делая отпечатки ладоней на бумаге, дети создают яркие образы животных, сказочных птиц, цветов и т.д. Эта техника очень проста и подойдет даже для малышей, впервые пробующих рисовать. Также в младшей группе рисовали отпечатками разных предметов крышками, пробками, картофелем, пластиковыми бутылками. Пытались «оживлять» цветные пятна, дорисовывая детали. Затем пробовали более сложные способы: кляксография, набрызг, монотипия, рисование мыльными пузырями. Кляксография с нитью. Образуются причудливые линии и пятна, которые можно превратить с помощью карандаша в какой-либо образ. Чем необычней материал для творчества, тем более непредсказуем результат работы детей. Все это подогревает интерес детей к рисованию, строгих правил нет, а есть вдохновение и свободное воображение. Перспективный план работы по использованию нетрадиционных техник рисования Младшая группа Тема: "Божья коровка" Рисование пальчиками Тема: "Листопад" Рисование пальчиками Тема: "Яблоня в цвету" Рисование пальчиками Тема: «Ягоды и яблочки» Печатание печаткой из картофеля Тема: "Зернышки для цыплят" Рисование ватными палочками Тема: "Дождь" Рисование пальчиками Тема: "Веселые мухоморы" Рисование пальчиками Тема: "Ёжик" Рисование вилкой Тема: «Рябина» Рисование пальчиками Тема: "Зимнее дерево" Рисование ладошками Тема: "Елочка для снеговиков" Рисование на крупе Тема: "Украсим шарфик" Рисование ватными палочками Тема "Елочка" Рисование штампами Тема "Следы на снегу" Рисование пальчиками Тема: "Град" Рисование ватными палочками Тема: "Шубки для зайчат" Тычок жесткой кистью Тема: "Мои любимые домашние животные" Тычок жесткой кистью Тема: "Одуванчики" Печать трубочкой для коктейля Тема: "Подсолнух" Рисование пальчиками Тема: "Солнышко лучистое" Рисование ладошкой Средняя группа Тема: "Осеннее дерево" Печать паролоном Тема: "Яблоки на яблоне" Печать пробками Тема: "По небу тучи бежали" Рисование смятой бумагой Тема: "Снегирь" Аппликация из резанных ниток Тема: "Ёлочка" Пластилинография Тема: «Весёлый снеговичок» Тычок жесткой кистью Тема: "Узоры на окнах" Кляксография Тема: "Веточка вербы" Печать паролоном Тема: "Мышка" Аппликация из резанных ниток Тема: «Два петушка ссорятся» Рисование ладошкой Тема: "Рыбки" Гуашь + восковые мелки Тема: «Осьминог» Рисование ладошкой Тема: "Праздничный салют" Печать втулками от бумаги Тема: «Цыплята» Комкание бумаги Тема: "Подсолнух" Аппликация из крупы Тема: "Подарок маме" Рисование ладошкой + аппликация Тема: "Украшаем чашечку" Тычок жесткой кистью Тема: "Пушистые зверята" Тычок жесткой кистью Тема: «Ветка сирени» Рисование ватными палочками Тема: "Лучики для солнышка" Пластилинография Старшая группа Тема: «Астры в вазе» Тычок жесткой кистью Тема: "Лес точно терем расписной" Отпечатки листьев Тема: "Золотая осень" Тычок жесткой кистью Тема: «По небу тучи бежали» Рисование мятой бумагой Тема: "Ёжик" Печать пластикой карточкой Тема: «Дерево» Монотипия Тема: "Осенний пейзаж" Рисование по мокрому Тема: "Зимнее дерево" Отпечаток капустным листом Тема: "Узор на окне" Свеча +акварель Тема: "Снегири на ветках" Тычок жесткой кистью Тема: "Этот удивительный космос" Рисование по мокрому +набрызг Тема: "Удивительные облака" Печать по трафарету" Тема: "Красивые цветы" Кляксография Тема: «Мимоза для мамы» Рисование ватными палочками Тема: "Одежда" Рисование по ткани Тема: "Праздничный салют" Печать трубочкой для коктейля Тема: "Животные, которых я сам придумал" Кляксография Тема: «Разноцветные бабочки» Монотипия Тема: "Салют ко дню города"Кляксография Тема: "Красивый букет" Печатание растениями Тема: "Загадки" Ниткография Тема: "Разноцветные бабочки" Монотипия Мастер-класс для воспитателей: "Пенная живопись" "Эбру — один из видов нетрадиционной техники рисования" Перспективный план работы с родителями План работы с родителями в младшей группе Консультация «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» Мастер класс «Рисование нетрадиционными способами» Ниткография Памятка «Несколько советов по развитию творческих способностей детей» Выставка детских работ «Осень, осень, в гости просим!» Консультация «Нетрадиционная техника рисования» Папка – передвижка «Чем и как можно рисовать». Выставка детских работ «Зимушка-зима» Памятка «Как часто рисует ваш малыш?» Буклет для родителей « «Рисуем вместе с детьми» Итоговая выставка детских работ План работы с родителями в средней группе Папка передвижка «Как научить ребёнка рисовать» Консультация «Каждый ребёнок талантлив». Выставка детских работ «Осень, осень, ты прекрасна» Консультация «Как развивать интерес ребёнка к рисованию» Памятка «Как организовать рабочее место для детского творчества». Выставка детских работ «Зимушка-зима» Советы – рекомендации «Запретить или разрешить» Обмен опытом на родительском собрании «Как мы рисуем дома» Итоговая выставка детских работ «Наш вернисаж» План работы с родителями в старшей группе Консультация «Самые неожиданные идеи в детском творчестве» Папка – передвижка «Эти удивительные ладошки» Выставка детских работ «Золотая осень» Консультация «Как изобразить зиму» Памятка для родителей «Эти удивительные картинки» Выставка работ «Зимние узоры» Консультация «Развития детского изобразительного творчества через нетрадиционные техники рисования» Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования» Выставка работ «Весна во дворе» Итоговая выставка детских работ «Наш вернисаж» Результаты мониторинговых исследований при использовании технологии нетрадиционных техник рисования 1. Интеллектуально-эстетическое развитие. Низкий уровень — ребенок проявляет интерес и желание знакомиться со всеми направленности и особенностями нетрадиционного искусства рисования, замечает общие видовые и характерные признаки нетрадиционного рисования; жанры и средства выразительности нетрадиционного искусства рисования выделяет с помощью взрослого. Средний уровень — ребенок проявляет интерес и потребность в общении с произведениями нетрадиционного искусства рисования; самостоятельно различает их особенности и виды. Высокий уровень — ребенок проявляет постоянный интерес, потребность общаться с произведениями искусства в окружающей действительности, знает особенности нетрадиционного рисования, их эстетическую направленность испытывает удовольствие и радость от встречи с ним, соотносит образы нетрадиционного искусства рисования с образами других видов искусств. 2. Знание вида нетрадиционного рисования. Низкий уровень — замечает общие видовые и характерные признаки нетрадиционного искусства рисования, но виды и особенности их не выделяет; из 20 видов искусств называет 8-10. Средний уровень — замечает общие видовые и характерные признаки нетрадиционного искусства рисования, виды и особенности выделяет частично; из 20 видов искусств называет 10-15. Высокий уровень — самостоятельно различает и называет виды нетрадиционного искусства рисования, средства выразительности; сопоставляет и называет в разных видах нетрадиционного искусства рисования внутреннее сходство, различие по материалу, используемому при создании картины. 3. Уровень творческих способностей. Низкий уровень — ребенок не принимает задание, не проявляет творчества в работе. Средний уровень — ребенок создает при помощи нетрадиционного рисования сюжетно-спонтанное изображение картинки, либо изображает предмет, не дополнив его деталями; сюжетного рисунка не наблюдается. Высокий уровень — ребенок активно проявляет творчество, создает необычный, оригинальный рисунок, используя все приемы и способы нетрадиционного рисования, наблюдается сюжет с разными персонажами. 4. Овладение техническими навыками нетрадиционного рисования. Низкий уровень — изобразительный материал, используемый для нетрадиционного рисования, держит неуверенно, зажим пальцев либо слабый, либо сильно зажимает материал в руке; изображение получается нечетким, невыразительным и непропорциональным. Средний уровень — изобразительными материалами для нетрадиционного рисования владеет правильно, но иногда неуверенно, в результате чего получаются не совсем четкие изображения. Высокий уровень — изобразительным материалом пользуется правильно и уверенно, изображения получаются четкие, технические навыки четко сформированы. 5. Передача настроения в рисунке Низкий уровень — ребенок не смог передать настроение в рисунке. Средний уровень — частично передал настроение в рисунке и описал его. Высокий уровень — творчески работает над созданием рисунка, с интересом описывает настроение готовой картины. Итоговые показатели использования технологии нетрадиционных техник рисования На начало использования технологии (октябрь 2023) На окончание использования технологии (май 2024) Сформирован 26% Сформирован 72% В стадии формирования 55% В стадии формирования 25% Не сформирован 19% Не сформирован 3% Сравнивая результаты первоначального и итогового мониторинга, можно заметить разницу уровней овладения нетрадиционными приемами изобразительной деятельности. Результаты диагностики показали: в начале использования технологии (октябрь 2023г.) — 28% детей показали высокий уровень использования нетрадиционных приемов рисования, 23% детей — низкий уровень, 49% — средний уровень. В итоговом мониторинге показатели значительно улучшились – 68% детей показали высокий уровень, 30% детей – средний уровень, и 2% — низкий уровень. Выводы по использованию Технологии нетрадиционных техник рисования: В результате использования данной технологии дети стали более уверенными в своих силах, могут свободно выражать свой замысел, научились работать с различными материалами. Дети в самостоятельной деятельности чаще стали использовать дополнительные нетрадиционные материалы в рисовании, реже прибегают к совместной деятельности с педагогом. Чаще стали придумывать свое изображение, конечно требующее небольшой доработки педагогом. В результате использования данной технологии у детей вырос интерес к нетрадиционным техникам рисования, рисунки детей стали интереснее, содержательными. Дети обрели уверенность в себе, начали чувствовать себя маленькими художниками. Дети стали правильно пользоваться материалами и инструментами, проявлять интерес к освоению новых техник, стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия, создавать новое, оригинальное, проявлять творчество, фантазию, реализовывать свой замысел, и самостоятельно находить средства для его воплощения. Список используемой литературы
|