Нетрадиционные методы в изобразительном искусстве с использованием пуговиц. |
ИЗО детям | |||
Автор: Семкина Елена Александровна | |||
09.06.2025 14:50 | |||
Е.А. Семкина Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «НЬЮТОН» г. Челябинска» В настоящей статье представлены возрастающие требования к подготовке детей дошкольного возраста поисках нетрадиционных методов развития когнитивных и творческих способностей. Пуговицы как полифункциональный материал позволяют решать задачи ФГОС ДО через интеграцию образовательных областей: от формирования математических представлений до коррекции речевых нарушений. Ключевые слова: нетрадиционные, манипуляция, мелкая моторика, пуговица, творческие способности, сенсорное развитие.
Изобразительное искусство всегда стремилось к расширению границ своего выразительного потенциала. В поисках новых форм и техник художники обращаются к необычным материалам и способам работы. Одним из ярких примеров такого подхода является использование нетрадиционных материалов, в частности, пуговиц, для создания произведений искусства. Нетрадиционные методы в изобразительном искусстве с использованием пуговиц представляют собой инновационный подход, сочетающий художественную практику с педагогическими задачами. Этот метод активно развивается в рамках современных образовательных стандартов и творческих экспериментов. Карпенко Н.А. и Пульянова Т.А. рассматривают нетрадиционные методы как инструмент развития творческого мышления, подчеркивая их роль в преодолении шаблонности и активизации познавательной деятельности. Ран Хванг демонстрирует художественный потенциал пуговиц, создавая масштабные инсталляции. Её работы, такие как изображения Будды или традиционных ваз, формируются через кропотливый процесс забивания гвоздей и нанизывания пуговиц, что сравнимо с медитативной практикой. Бутенко Н.В., Казакова Т.Г. и другие исследователи отмечают, что нетрадиционные материалы (включая пуговицы) помогают детям освоить композиционные закономерности и развить сенсорный опыт. Использование пуговиц в изобразительном искусстве соответствует следующим положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ):
Систематическое применение пуговиц в нетрадиционной изодеятельности способствует комплексному развитию детей: улучшает мелкую моторику, стимулирует речевые функции, формирует креативное мышление и социальные навыки. Пуговицы — это не только функциональный элемент одежды, но и удивительно многофункциональный материал для творческой деятельности с детьми. В последние годы в педагогике все больше внимания уделяется нетрадиционным методам изобразительной деятельности, где пуговицы становятся неотъемлемым инструментом развития мелкой моторики, творческого мышления и сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста. Аппликация — это техника декоративного искусства, основанная на вырезании и закреплении различных форм на фоне, чаще всего из бумаги, ткани, картона, кожи и других материалов. В отличие от классических аппликаций, где элементы вырезаются из однородного материала, в нетрадиционных методах используются разнообразные, часто неожиданные материалы, например, пуговицы. М. А. Гусакова отмечает, что аппликация — один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания. Работа с пуговицами в нетрадиционной изодеятельности способствует не только развитию моторики, но и стимулирует речевое развитие, логическое и образное мышление, воображение, а также эмоциональное благополучие ребенка. Дети становятся более наблюдательными, уверенными, учатся сотрудничать друг с другом и с педагогом. «Во время игр с пуговицами развивается не только рука ребёнка, но и его речь... дети улучшили координацию движений, добиваясь точного выполнения». Почему пуговицы? Пуговицы – это не просто фурнитура. Это:
Педагогический потенциал пуговиц 1. Сенсомоторное развитие Манипуляции с пуговицами разных размеров и фактур (пластмассовые, деревянные, перламутровые) активизируют тактильные рецепторы, развивают зрительно-моторную координацию. 2. Когнитивные аспекты Сортировка по цвету/форме закладывает основы математических представлений, а составление мозаик стимулирует пространственное мышление. 3. Речевая коррекция Пуговичная терапия демонстрирует эффективность в работе с детьми с ОНР: упражнения «Водолаз» (поиск пуговиц в сыпучих материалах) автоматизируют звуки, а создание сюжетных композиций улучшает связную речь. Исходя из этого мы ставим цель: Познакомить с нетрадиционными методами изобразительного искусства с использованием пуговиц, раскрыть их развивающий и творческий потенциал, а также предложить рекомендации по организации совместной деятельности детей и родителей. Использование пуговиц в творчестве позволяет реализовать сразу несколько образовательных и развивающих задач:
А так жеметоды: ⦁ Практические занятия по созданию аппликаций и поделок из пуговиц. ⦁ Использование дидактических игр с пуговицами для развития моторики, внимания, навыков классификации. ⦁ Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность. ⦁ Обсуждение и анализ готовых работ, обмен опытом. Аппликации из пуговиц могут быть как самостоятельными работами (панно, открытки), так и частью более сложных композиций, комбинируясь с бумагой, тканью, природными материалами. Вовлечение родителей в творческий процесс важно для формирования у ребёнка положительной самооценки, укрепления семейных связей и развития инициативы. Мы используем такие формы работы как:
Такая деятельность помогает родителям лучше понять интересы ребёнка, поддержать его творческие начинания, создать атмосферу сотрудничества и доверия. Поэтому необходимо порекомендовать родителям:
Исходя из выше изложенного, можно сделать предварительные выводы об организации и содержания взаимодействия воспитателей с детьми; во первых, необходим положительный эмоциональный настрой педагогов и детей на совместную работу, во вторых, учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка, в третьих, развивать логическое, образное мышление и воображение, в четвёртых, стимулируем речевое развитие, моторику рук. В статье показана работа с разновозрастными детьми по использованию нетрадиционных методов с пуговицами: 1. Пуговичная аппликация (3-7 лет) — Создание сюжетных картин с комбинацией пуговиц, ниток и природных материалов. 2. Объёмное конструирование (4-6 лет) — Лепка фигур из пластилина с вдавленными пуговицами ( «Ёжик», «Черепаха»). 3. Тактильные тренажёры (2-4 года) — Игры «Сенсорные мешочки» с поиском пуговиц по характеристикам. 4. Арт-терапевтические сеансы (5-7 лет) — Рисование отпечатками пуговиц-штампов с последующим вербализацией образов. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования[7] ориентирует на «государственно-общественное управление» (статья 89 Закон РФ «Об образовании…»), означающее, в том числе и взаимодействие с родителями. Родители могут и должны участвовать в реализации образовательной программы (статья 44 Закона РФ «Об образовании…»). Чтобы не упускать возможности активного участия в становлении личности ребёнка в важнейший период формирования его личности, не оставаясь, как это, подчас, бывает, как бы, сторонними наблюдателями его развития. Для образовательной деятельности в семье рекомендуется:
Нетрадиционные методы изобразительного искусства с использованием пуговиц открывают широкие возможности для развития творческих способностей, моторики и воображения детей, а также способствуют укреплению семейных связей через совместное творчество. Заключение Использование пуговиц по нетрадиционной методике в изобразительной деятельности открывает перед детьми широкие возможности для творчества и самовыражения. Этот метод помогает развивать у детей не только художественные навыки, но и важные качества личности, такие как креативность и внимание. Включая пуговицы в занятия, педагоги могут сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным. Литература
|