Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Нетрадиционные методы в изобразительном искусстве с использованием пуговиц.
ИЗО детям
Автор: Семкина Елена Александровна   
09.06.2025 14:50

Нетрадиционные методы в изобразительном искусстве с использованием пуговиц.Нетрадиционные методы в изобразительном искусстве с использованием пуговиц.

Е.А. Семкина Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «НЬЮТОН» г. Челябинска»

В настоящей статье представлены возрастающие требования к подготовке детей дошкольного возраста поисках нетрадиционных методов развития когнитивных и творческих способностей. Пуговицы как полифункциональный материал позволяют решать задачи ФГОС ДО через интеграцию образовательных областей: от формирования математических представлений до коррекции речевых нарушений.

Ключевые слова: нетрадиционные, манипуляция, мелкая моторика, пуговица, творческие способности, сенсорное развитие.

 

Изобразительное искусство всегда стремилось к расширению границ своего выразительного потенциала. В поисках новых форм и техник художники обращаются к необычным материалам и способам работы. Одним из ярких примеров такого подхода является использование нетрадиционных материалов, в частности, пуговиц, для создания произведений искусства.

Нетрадиционные методы в изобразительном искусстве с использованием пуговиц представляют собой инновационный подход, сочетающий художественную практику с педагогическими задачами. Этот метод активно развивается в рамках современных образовательных стандартов и творческих экспериментов.

Карпенко Н.А. и Пульянова Т.А. рассматривают нетрадиционные методы как инструмент развития творческого мышления, подчеркивая их роль в преодолении шаблонности и активизации познавательной деятельности. Ран Хванг демонстрирует художественный потенциал пуговиц, создавая масштабные инсталляции. Её работы, такие как изображения Будды или традиционных ваз, формируются через кропотливый процесс забивания гвоздей и нанизывания пуговиц, что сравнимо с медитативной практикой. Бутенко Н.В., Казакова Т.Г. и другие исследователи отмечают, что нетрадиционные материалы (включая пуговицы) помогают детям освоить композиционные закономерности и развить сенсорный опыт.

Использование пуговиц в изобразительном искусстве соответствует следующим положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ):

  • Статья 2 (пункт 2): Образование направлено на развитие личности, создание условий для самоопределения и самореализации обучающихся. Работа с нетрадиционными материалами стимулирует творческое мышление, развитие воображения и индивидуального стиля.
  • Статья 12 (пункт 1): Образовательные программы должны обеспечивать развитие общих и профессиональных компетенций. Работа с пуговицами способствует развитию мелкой моторики, пространственного мышления, цветовосприятия и навыков работы с различными материалами.
  • Статья 55 (пункт 1): Организация образовательной деятельности строится на принципах гуманизма, демократии, свободы выбора, учета индивидуальных особенностей обучающихся. Работа с пуговицами позволяет учащимся выразить свою индивидуальность и творческий потенциал.

Систематическое применение пуговиц в нетрадиционной изодеятельности способствует комплексному развитию детей: улучшает мелкую моторику, стимулирует речевые функции, формирует креативное мышление и социальные навыки.

Пуговицы — это не только функциональный элемент одежды, но и удивительно многофункциональный материал для творческой деятельности с детьми. В последние годы в педагогике все больше внимания уделяется нетрадиционным методам изобразительной деятельности, где пуговицы становятся неотъемлемым инструментом развития мелкой моторики, творческого мышления и сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста.

Аппликация — это техника декоративного искусства, основанная на вырезании и закреплении различных форм на фоне, чаще всего из бумаги, ткани, картона, кожи и других материалов. В отличие от классических аппликаций, где элементы вырезаются из однородного материала, в нетрадиционных методах используются разнообразные, часто неожиданные материалы, например, пуговицы. М. А. Гусакова отмечает, что аппликация — один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания.

Работа с пуговицами в нетрадиционной изодеятельности способствует не только развитию моторики, но и стимулирует речевое развитие, логическое и образное мышление, воображение, а также эмоциональное благополучие ребенка. Дети становятся более наблюдательными, уверенными, учатся сотрудничать друг с другом и с педагогом. «Во время игр с пуговицами развивается не только рука ребёнка, но и его речь... дети улучшили координацию движений, добиваясь точного выполнения».

Почему пуговицы?

Пуговицы – это не просто фурнитура. Это:

  • Разнообразие: Размеры, формы, цвета, материалы – пуговицы открывают безграничное поле для фантазии.
  • Доступность: Их легко найти в каждом доме, магазине рукоделия или даже на старых вещах.
  • Тактильное удовольствие: Работа с пуговицами развивает мелкую моторику, что особенно полезно для детей.
  • Простота в использовании: Освоитьтехники работы с пуговицами легко, а результаты всегда впечатляют.
  • Уникальность: Каждая работа с пуговицами получается неповторимой, ведь невозможно повторить расположение и сочетание каждого элемента.

Педагогический потенциал пуговиц

1. Сенсомоторное развитие

Манипуляции с пуговицами разных размеров и фактур (пластмассовые, деревянные, перламутровые) активизируют тактильные рецепторы, развивают зрительно-моторную координацию.

2. Когнитивные аспекты

Сортировка по цвету/форме закладывает основы математических представлений, а составление мозаик стимулирует пространственное мышление.

3. Речевая коррекция

Пуговичная терапия демонстрирует эффективность в работе с детьми с ОНР: упражнения «Водолаз» (поиск пуговиц в сыпучих материалах) автоматизируют звуки, а создание сюжетных композиций улучшает связную речь.

Исходя из этого мы ставим цель:

Познакомить с нетрадиционными методами изобразительного искусства с использованием пуговиц, раскрыть их развивающий и творческий потенциал, а также предложить рекомендации по организации совместной деятельности детей и родителей.

Использование пуговиц в творчестве позволяет реализовать сразу несколько образовательных и развивающих задач:

  1. Познакомить детей и родителей с нетрадиционными методами изобразительного искусства, в частности с использованием пуговиц.
  2. Формирование элементарных математических представлений (цвет, форма, размер, счет).
  3. Обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
  4. Развивать у детей творческие способности, воображение, мелкую моторику, эстетический вкус.
  5. Словесные и наглядные: беседы, обсуждение работ, показ образцов, рассматривание иллюстраций.
  6. Формировать положительный эмоциональный настрой и интерес к творчеству.
  7. Вовлекать родителей в совместную художественную деятельность с детьми.

А так жеметоды:

⦁ Практические занятия по созданию аппликаций и поделок из пуговиц.

⦁ Использование дидактических игр с пуговицами для развития моторики, внимания, навыков классификации.

⦁ Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность.

⦁ Обсуждение и анализ готовых работ, обмен опытом.

Аппликации из пуговиц могут быть как самостоятельными работами (панно, открытки), так и частью более сложных композиций, комбинируясь с бумагой, тканью, природными материалами.

Вовлечение родителей в творческий процесс важно для формирования у ребёнка положительной самооценки, укрепления семейных связей и развития инициативы.

Мы используем такие формы работы как:

  • Проведение совместных мастер-классов и творческих мастерских.
  • Организация домашних заданий и семейных выставок.
  • Консультации по использованию пуговиц в творчестве дома.
  • Совместное обсуждение и анализ работ, обмен идеями.

Такая деятельность помогает родителям лучше понять интересы ребёнка, поддержать его творческие начинания, создать атмосферу сотрудничества и доверия.

Поэтому необходимо порекомендовать родителям:

  • Подбирать пуговицы вместе с ребёнком, обсуждайте идею будущей работы.
  • Не ограничивать фантазию ребёнка — пусть он самостоятельно выбирает цвет, форму, расположение элементов.
  • Использовать дополнительные материалы (бисер, ленты, ткань) для разнообразия.
  • Хвалить ребёнка за старания, поддерживать положительный настрой, не акцентировать внимание на ошибках.
  • Организовывать небольшие домашние выставки работ, чтобы ребёнок видел значимость своего творчества.
  • Использовать пуговицы для развивающих игр: сортировать по цвету, размеру, выкладывание узоров, счёт.
  • Включить в творческий процесс всех членов семьи для укрепления эмоциональных связей.

Исходя из выше изложенного, можно сделать предварительные выводы об организации и содержания взаимодействия воспитателей с детьми; во первых, необходим положительный эмоциональный настрой педагогов и детей на совместную работу, во вторых, учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка, в третьих, развивать логическое, образное мышление и воображение, в четвёртых, стимулируем речевое развитие, моторику рук.

В статье показана работа с разновозрастными детьми по использованию нетрадиционных методов с пуговицами:

1. Пуговичная аппликация (3-7 лет) — Создание сюжетных картин

с комбинацией пуговиц, ниток и природных материалов.

2. Объёмное конструирование (4-6 лет) — Лепка фигур из пластилина с вдавленными пуговицами ( «Ёжик», «Черепаха»).

3. Тактильные тренажёры (2-4 года) — Игры «Сенсорные мешочки» с поиском пуговиц по характеристикам.

4. Арт-терапевтические сеансы (5-7 лет) — Рисование отпечатками пуговиц-штампов с последующим вербализацией образов.

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования[7] ориентирует на «государственно-общественное управление» (статья 89 Закон РФ «Об образовании…»), означающее, в том числе и взаимодействие с родителями. Родители могут и должны участвовать в реализации образовательной программы (статья 44 Закона РФ «Об образовании…»). Чтобы не упускать возможности активного участия в становлении личности ребёнка в важнейший период формирования его личности, не оставаясь, как это, подчас, бывает, как бы, сторонними наблюдателями его развития. Для образовательной деятельности в семье рекомендуется:

  1. СОРТИРОВКА — Цель: Развитие мелкой моторики, развитие зрительного и тактильного восприятия, классификации. Оборудование: пуговицы различных размеров и цветов.
  2. УДИВИТЕЛЬНЫЕ РАСКРАСКИ — Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание, закреплять названия цветов.
  3. УЧИМ ЦИФРЫ (укрась кекс) — Цель: развивать мелкую моторику, развитие математических представлений. Оборудование: картинки с цифрами.
  4. ПРИДУМАЙ СКАЗКУ — Цель: Развитие мелкой моторики, воображения, творческих способностей, развитие речи ребёнка.
  5. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПАННО ИЗ ПУГОВИЦ «БАБОЧКА» — Цель: научится изготавливать аппликацию из пуговиц.

Нетрадиционные методы изобразительного искусства с использованием пуговиц открывают широкие возможности для развития творческих способностей, моторики и воображения детей, а также способствуют укреплению семейных связей через совместное творчество.

Заключение

Использование пуговиц по нетрадиционной методике в изобразительной деятельности открывает перед детьми широкие возможности для творчества и самовыражения. Этот метод помогает развивать у детей не только художественные навыки, но и важные качества личности, такие как креативность и внимание. Включая пуговицы в занятия, педагоги могут сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным.

Литература

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. «Статья 2.П. 2, Статья 12. п. 1, Статья 55 п. 1).
  2. Филичева Т.Б. _Дети с общим недоразвитием речи. М.: Гном-Пресс, 2000.
  3. Хаперская Н.Ю. «Волшебная пуговица» // Дошкольная педагогика. 2014. №1.
  4. Солоненко Л.Н. «Пуговичный мир» // Дошкольное воспитание. 2013. №2.
  5. Жулина Е.В. _Пуговичная терапия. Н. Новгород: Мининский университет, 2024.
  6. Методическая разработка «Чудо-пуговица» [Электронный ресурс]. URL: nsportal. ru
  7. Булгакова, Л. А. Нетрадиционные техники в изобразительном искусстве. М.: Изобразительное искусство, 2005.
  8. Гурова, С. А. Материалы и техники в современном искусстве. СПб.: Азбука-классика, 2010.
  9. Розенталь, М. М. Эстетика. М.: Политиздат, 1983.
  10. Харченко, Л. М. История костюма и декоративно-прикладного искусства. М.: Высшая школа, 2007.
  11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г.№ 1155.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 22 (384) выйдет
21 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 21 (383) за 2025 год
Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год