Пояснительная записка
Известно, что изобразительная деятельность для ребёнка не только весьма интересна, но и очень важна и полезна во многих отношениях. Она помогает ребёнку передать свои впечатления от окружающего его мира, выразить на бумаге своё отношение к нему. О широком воспитательном значении изобразительной деятельности, и рисования в частности, писали художники, педагоги, психологи (А.В.Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.С.Кузин, Б.М. Неменский, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов, Е.А. Флёрина, Б.Т.Юсов). Значение изобразительной деятельности в воспитании и развитии различных сторон личности детей отмечают и зарубежные учёные (Б. Джефферсон, Э. Крамер, У. Ламберт и др.). Проблемой развития изобразительных умений у дошкольников занимались Н.П.Сакулина, Е.А.Флёрина, Т.Г. Казакова, Т.С.Комарова и др.
По мнению Т.С.Комаровой, одним из важных условий развития изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста является овладение изобразительными умениями и навыками в рисовании, лепке, аппликации. Под изобразительными умениями подразумеваются: а) Умение передавать форму частей предмета, цвет, строение и пропорции; б) Умение использовать приёмы изображения; в) Умение пользоваться материалами и инструментами для изображения [10, с. 12 – 15]. Разумеется, сам ребёнок не способен овладеть выше названными умениями в том или ином виде изобразительной деятельности. Флёрина Е.А. в своих исследованиях подчёркивала, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчётливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движения руки задаче изображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия с целью образования представлений у детей, но и развитие движений руки, формирование изобразительных навыков и умений.[ 27, с.41] Изучение детских рисунков свидетельствует о том, что обучению технике рисования в дошкольных учреждениях уделяется очень мало внимания. Дети не умеют правильно держать инструмент (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому её утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребёнку передать в рисунке задуманное. Поэтому развитие изобразительных умений и навыков является важным условием, обеспечивающим успешность процесса рисования. Вся работа по обучению изобразительным умениям – не самоцель. Она необходима для того, чтобы подвести детей к осознанному рисованию, к деятельности, которая приносит им радость. Дети любят смотреть мультфильмы, и, оказывается, любят придумывать свои собственные сказки, со своими героями, со своими мечтами и проблемами. А так же современные дошкольники проявляют интерес к видеотехнике и компьютеру. Это позволило нам решать проблему развития изобразительных умений старших дошкольников, вовлекая их в процесс работы над созданием мультфильма. Учитывая всё вышесказанное, определились объект, предмет исследования, а также цель и задачи выпускной квалификационной работы. Объект: развитие изобразительных умений старших дошкольников Предмет: процесс создания мультфильма Цель: показать возможности развития изобразительных умений старших дошкольников в процессе создания мультфильма. Задачи: 1. Теоретически обосновать значение процесса создания мультфильма в развитии изобразительных умений старших дошкольников. 2. Спланировать процесс создания мультфильма в виде сценария и кадроплана по сказке, цикла занятий с детьми по рисованию. 3. Практически реализовать спланированную работу и представить её в виде мультфильма. Возникновение мультипликации как вида искусства имеет свою историю. В 1832 году современник Пушкина бельгиец Жозеф Плато изобрёл фенакистоскоп. В устройстве фигурки размещались по периметру вращающегося картонного круга. При взгляде сквозь щели, расположенные между фигурками, последние оживали. 28 октября 1892 года в Париже состоялся первый показ мультфильма. Автор первых «мультиков» игрушечных дел мастер Эмиль Рейно рисовал каждый кадрик на прозрачной пластинке и склеивал их кусочками ткани. С помощью двух барабанов, системы линз и зеркал эта кинолента проецировалась на экран. Дальнейшие события развивались стремительно: 1895 г. – первые сеансы синематографа братьев Люмьер. 1905г. – испанец Сегундо де Шомон открывает предметную мультипликацию. 1907г. – карикатурист Стюарт Блектон снимает первый в мире рисованный мультфильм «Волшебная авторучка» В то же время независимо от Блектона рисованную мультипликацию изобретают артист мюзик-холла Уиндзор Мак-Кей и художник- карикатурист и фотограф Эмиль Кутэ, он же Эмиль Коль. Наконец, в 1912 году в России появился первый кукольный фильм Владислава Старевича «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей».Все роли в фильме выполняли засушенные насекомые – жуки, муравьи, стрекозы. При этом их движения были настолько убедительны, что Станевича принимали за гениального дрессировщика![17, с.9] Далее мультипликация развивалась очень стремительно. Среди известных современных мультипликаторов – Ф. Хитрук, Л. Носырев, Ю. Норштейн, Г. Бардин, Э. Назаров, А. Татарский и другие мастера. В середине 70-х годов прошлого века появились первые детские мультстудии. В настоящее время их несколько десятков. Руководители этих студий, такие, как А.В.Цыбулин, Е.Н.Фельдман, В.П.Кимен, Ю.Е.Красный, Л.И.Курдюкова и др., с педагогических позиций анализируют особенности мультипликации, размышляют о способах работы с детьми. Среди многих искусств анимация является уникальнейшим педагогическим «инструментом». Опыт, накопленный сотнями детских мультстудий в XX веке, не только не исчерпал, но даже не обозначил внешних границ анимационной педагогики. В последние годы анимацию стали активно использовать в образовательных целях. В ДОУ мультипликация пока делает свои первые шаги. В детских анимационных студиях дети делают мультфильмы чаще всего в технике перекладки. Так как это самая простая технология. Необходимо нарисовать фоны, сделать персонажи-марионетки, установить камеру над мультстанком, разложить фоны и персонажей на ярусах мультстанка, и можно снимать мультфильм. В своей выпускной квалификационной работе мы использовали именно эту технологию съёмки мультфильма. Н.Довгялло, руководитель студии «Веснянка», отмечает, что основа искусства анимации – это оживление (одушевление). В анимационном фильме происходят чудеса. Можно оживить что угодно и кого угодно. Именно волшебство анимации привлекает детей. Они любят смотреть мультфильмы, и, оказывается, любят придумывать и снимать свои собственные фильмы, со своими героями, со своими мечтами и проблемами [5,с.56 – 57]. Составляющая мультфильма, как подчёркивает Ю.Е.Красный, – рисунок и живопись. Причём именно в этом порядке. Ведь надо создать героя, его образ, мир, в котором герой живёт. Герой должен быть интересным, запоминающимся, ни на кого не похожим. В графике делаются эскизы героев, фонов и кадроплан. Это последовательность развития сюжета в видеоряде, запись предстоящего действия. И следующий этап – цвет. Подбираем цвет героям и фонам. Фон, при всей своей красоте, не должен мешать. Он должен нести эмоциональную нагрузку и не переигрывать героя. Должно быть пространство для движения героя.[17,с.21] Теперь самое главное – оживить героя. Это и есть анимация. Герой должен быть живым – двигаться, говорить, чувствовать. Да и двигаются все герои по-разному. Кто летает – как шарик; кто растёт как одуванчик; кто бегает как собака, что-то шевелится (туча, травка). Да ещё их эмоции – горе, радость, удивление, счастье. А чтобы это показать, надо сделать героя в фас, боком (и левым и правым – мало ли куда ему вздумается повернуть), в полный рост, до половины, иногда только руки или ноги, крупно (одно лицо). Ведь только на крупном плане можно показать эмоцию героя. Кандидат педагогических наук Е.Кабкова считает, что создание фильма заставляет ребёнка мыслить, а не просто учить правила и вставлять туда математические значения; заставляет почувствовать реальную жизнь; изучать эпоху (костюмы, обычаи, историю страны). Дети учатся чувствовать цвет, движение, разбираться в мимике человека и животного. [7, с.66] Рисование в детском саду – художественно-творческая деятельность, включающая определённые изобразительные умения. Овладеть этими умениями ребёнку необходимо для того, чтобы он мог свободно ими распорядиться при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления от происходящих в жизни событий и явлений. Для успешного овладения деятельностью ребёнку необходимо овладеть не просто способами деятельности, а обобщёнными способами создания изображений, которые позволят воплощать любое задуманное содержание. В противном случае сковывается самостоятельность, теряется интерес к деятельности. Комарова Т.С. подчёркивает, что наблюдения за рисованием детей показывают следующее: ребёнок стремится передать сходство изображения с предметами и явлениями окружающей жизни. Однако дошкольнику это далеко не всегда удаётся из-за отсутствия соответствующих умений. Вот почему так важно, чтобы дети овладели такими изобразительными умениями, которые позволят им передать форму, строение, пропорции частей разнообразных предметов в рисунке.[14, с.50] В практике обучения рисованию в детских садах всё ещё используется такой путь, когда воспитатель, почувствовав, что дети затрудняются, сам показывает способы изображения. Такой путь нельзя признать рациональным, соответствующим современному уровню требований. Дело в том, что на каждом конкретном занятии приобретается умение изображать один какой-то предмет. Современные требования, предъявляемые для усвоения знаний, как подчёркивает Г.Г.Григорьева, выдвигают необходимость обучения детей обобщённым способам действия, которые должны быть пригодны для решения целого класса аналогичных задач. Решение этой задачи возможно при условии, если ребёнок, овладевая способом изображения одного предмета, одновременно усваивает способы изображения любого сходного по форме предмета, т.е. усваивает обобщённый способ действия. Обобщённость детского рисунка идёт от двигательного опыта. Повторяя одно и то же рисовальное движение для изображения разных предметов, ребёнок постепенно приобретает опыт. В тех случаях, когда педагог ставит перед детьми задачу нарисовать предмет уже знакомый, способ изображения не показывается. В этих случаях активизируется накопленный ранее опыт. В процессе обследования предмета, определения формы его частей, величины и расположения, воспитатель предлагает вспомнить способы изображения той или иной части (формы) и показывает у доски. Если предмет не сложный, воспитатель может прибегнуть к показу жестом в воздухе.[2, с.128 – 129] Усваивая обобщённые способы изображения, дети легко применяют их при создании любых изображений. Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно от занятия к занятию, а воспитатель постоянно учит их правильным способам действия. Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятия рисованием. Продумывая занятие, воспитатель подбирает тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит и детям и окружающим эстетическое удовольствие. В настоящее время, когда теоретические и некоторые практические вопросы формирования изобразительных умений и навыков решены, особое значение приобретает дальнейшее совершенствование методов обучения. Для рисования в детском саду можно предлагать различные материалы: цветные карандаши, краски (гуашь, акварель) цветные восковые мелки, фломастеры и др. Ребёнок должен ощущать возможность выбора материала для изображения. Очень важно, чтобы овладение изобразительными умениями и навыками позволило бы ребёнку изображать окружающий мир во всём его многообразии. Потребности в новых изобразительных умениях возникают благодаря интенсивности и творческому характеру деятельности по созданию мультфильма. Важное место в мультфильме занимают фоны и заставки, содержанием которых являются пейзажи и внутреннее убранство помещений. Несмотря на кажущуюся простоту, рисование отдельных деревьев и пейзажей в целом даётся старшим дошкольникам с трудом. Дети схематично передают строение дерева, не показывают в рисунке характерные особенности. Чтобы преодолеть эти недостатки, планировалась и проводилась следующая работа: наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций, рассказывание сказок, чтение литературы. Для обучения рисованию деревьев изготавливались образцы. Образцы старалась делать вариантными, демонстрируя детям разные техники рисования кроны; деревья в разных погодных условиях. На занятиях использовался показ способов изображения. Характер показа зависел от тех задач, которые ставились на данном занятии. Если, например, необходимо научить разным способам рисования кроны, то показывать следует именно рисование кроны дерева разными способами. Необходимо, однако, помнить, что постоянный показ приёмов выполнения задания приучит детей во всех случаях ждать указаний и помощи воспитателя, что ведёт к пассивности и торможению мыслительных процессов. Показ необходим при объяснении новых технических приёмов. На занятиях в изостудии и обучающих занятиях использовала частичный показ способов изображения. Ребёнку, плохо справляющемуся с заданием, воспитатель может помочь. При этом воспитатель должен понимать, что показывать неполучающийся у ребёнка элемент надо не на его рисунке, а на другом листе бумаги. В таком случае ребёнок видит, как надо рисовать, и может сам повторить этот приём. По истечении некоторого времени я увидели, что дети стали рисовать деревья более уверенно, передавать в рисунках характерные особенности деревьев. В мультфильме, тем более в сказке, животные зачастую являются главными персонажами. Старшие дошкольники испытывают затруднения в изображении строения животных, в передаче движений. Особое затруднение вызывает изображение сказочных животных, когда нужно их очеловечить (одеть и заставить двигаться как человек). На преодоление этих проблем в рисовании животных и были направлены мои усилия. Сначала рисовали игрушки, обозначающие животных, с натуры. Прежде чем рисовать животных, надо рассмотреть игрушки с детьми, дать их потрогать, поиграть. Я в своей практике убедились, что детям легче рисовать животных, если они перед этим их лепили. После лепки предлагала детям нарисовать животных по вариантным образцам. Вариантность образцов позволила ребятам рисовать разных животных в разных позах. После того как ребята стали хорошо рисовать реальных животных, я предложили рисовать сказочных животных. В соответствии с задуманным сюжетом дети по-разному поворачивали фигуры животных, изображали их в движении, размещали в вертикальном положении, одевали в костюмы. Изображение человека – самая сложная задача в обучении рисованию старших дошкольников. Дети рисуют человека с ногами и руками в виде палочек, не передают движение, настроение человека. В процессе обучения я старалась подбирать такие методы и приемы, которые бы помогли ребятам преодолеть эти трудности. Прежде чем рисовать фигуру человека, дети рассматривали кукол, друг друга, играли в игру «Заколдованные человечки», в которой пытались двигаться с негнущимися руками и ногами. Чтобы дети лучше поняли строение человека, предлагалось дидактическое упражнение «Поломанная кукла», где дети должны были собрать вместе части куклы. Обучая изображению движения, использовали дидактическое упражнение «Покажи и выложи движение», в котором дети сначала придумывали движение, а потом выкладывали его с помощью модулей. Такая работа помогла детям понять строение фигуры человека, пропорции, движения. Большое внимание уделяли передаче настроения. Использовали для этого показ способов изображения и таблицу настроений. На отдельном занятии я предложила детям взять уже раскрашенные смешарики, определить их характер и дополнить мимикой. Цвет в мультфильме – это важное средство выразительности, поэтому работе над цветом уделялось большое внимание. Цвет – выразительное средство, отражающее материальные свойства предметов, передающее многообразие окружающего мира в его цветовом звучании [ 20,с.84]. Цвет для детей старшего дошкольного возраста является не просто краской, а эмоциональной информацией. Не случайно дети применяют тёмные краски для выражения злого, грубого, колючего, а весёлое настроение показывают через яркие, тёплые краски. Через цвет ребёнок выражает своё отношение к окружающему его миру. Старшие дошкольники хорошо знают и различают достаточно большое количество цветов и оттенков, но в изодеятельности не всегда пользуются имеющимися знаниями. В рисунке следуют заученной схеме: солнце – жёлтое, трава – зелёная. Работая шести- или двенадцатицветной гуашью, ребёнок часто использует только локальные цвета, не смешивая их. Взрослый должен помочь увидеть, почувствовать и принять красоту сложных цветовых сочетаний, получаемых с помощью красок. Для того чтобы подвести детей к разумному обращению с цветом, считает Ю.А.Полуянов, требуется система упражнений и заданий, основанных на соблюдении законов цветоведения.[22, с.70 – 74] Одним из первых, но вместе с тем необходимых, является изучение цветовой гармонии – т.н. «монокомпозиции» (моно – в переводе с греческого, означает один, единственный, единый). Детям на стол ставятся белая, чёрная и одна цветная (например, жёлтая) краски. Выполняя задание, они начинают смешивать цвета. При этом каждый раз получаются новые цветовые решения. Если прибавить побольше белого, композиция будет светлой; если чёрного – более суровой и даже мрачной. Чередование светлых пятен с тёмными и создаёт новое настроение. Лучше, когда дети рисуют на бумаге небольшого формата (210x140мм). В таком случае уже через 15 – 20 минут работа будет закончена, но если у ребёнка есть желание, он может сделать новый рисунок или продолжать начатый. Для того чтобы цвет зазвучал в детских рисунках, познакомили с цветовым спектром. Проводили занятия «Цветик – семицветик», «Радуга – дуга». В дальнейшем учила детей в процессе дидактической игры «Составь настроение» подобрать колорит настроения, характера. А затем предлагала детям закрасить смешарика, отразив его характер. Работа над мультфильмом началась с придумывания сказки и изображения главных героев. Затем каждому герою подобрала слова и действия. Составила кадроплан, и началась съёмка. Съёмка выполнялась техникой перекладки. Для озвучки мультфильма использовала голос, музыку, шумы. В работе над мультфильмом были использованы видеокамера, микрофон, компьютер. Каждому ребёнку, делающему мультик, приходилось сочинять, петь, рисовать. Вся работа по рисунку, живописи, выполненная детьми в процессе создания мультфильма, превращается в хороший опыт, который понадобится детям для отражения окружающего мира в изобразительной деятельности.
Выводы
Выразительные средства мультипликации являются наиболее естественными для детского возраста: они стимулируют их творческую активность и раскрепощают мышление. Занимаясь мультипликацией, ребёнок приобретает универсальный опыт в неограниченном числе видов деятельности, в том числе и изобразительной. Работа над мультфильмом даёт детям прекрасную возможность совершенствовать технику изображения, научиться выделять и использовать различные способы изображения, пользоваться цветом как средством выразительности в рисунке. Таким образом, процесс создания мультфильма является средством развития изобразительных умений старших дошкольников. Конечно, наш с детьми фильм несовершенен. Здесь можно предъявить претензии и к сценарию, и к героям, и к движениям. Мы не «Союзмультфильм», мы – студия «Радужка». Мы создали фильм для детей. Самое большое восхищение детей вызвал даже не сам фильм, а работа над ним. Возможно, дети, участвовавшие в создании фильма, никогда не станут мультипликаторами. Но работа над мультфильмом научила их трудиться в коллективе, считаться с чужим мнением, критически относиться к себе, дала им радость творчества.
МБДОУ– детский сад компенсирующего вида №32 «Сказка»
Авторская разработка воспитателя изобразительной деятельности Быченок Ирины Владимировны г. Клинцы, Брянская область 2013год
|