Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Наглядность и нетрадиционные способы рисования в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы).
ИЗО детям
Автор: Елена Елькина   
19.02.2014 17:52

Наглядность и нетрадиционные способы рисования в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы).Наглядность и нетрадиционные способы рисования в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы).
Почти  каждый ребенок, пришедший в детский сад, хотя бы раз держал в руках карандаш или фломастер. Для многих - это уже осмысленный процесс «творения».  Педагогам   на этом этапе  важно начать формировать и укреплять интерес   к творчеству с первых совместных занятий.  Специфика работы с детьми раннего возраста определяется  тем, что они не могут мыслить абстрактными образами. Поэтому всю педагогическую деятельность мы должны выстраивать по принципу наглядности. Конечно же, это касается и рисования. При выстраивании своих занятий  я стараюсь максимально разнообразить предметно-наглядную среду, а также использовать различные методики рисования.  Ведь чем больше ребенок слышит, видит, ощущает, переживает, тем насыщеннее, продуктивнее, богаче становится его фантазия. Как водится, первые занятия посвящены знакомству с предметами рисования: карандашу, кисточке, фломастеру. Чтобы сделать этот  процесс увлекательным и интересным  мы  сделали таких вот куколок.  Это брат Карандаш и сестричка Кисточка.

Скачать полный конспект занятия

С помощью их я  придумываю  различные игровые ситуации, в ходе которых и знакомлю детей с первыми шагами в рисовании. Дальнейшие занятия тоже выстраиваем так, чтобы ребенку можно было легко и радостно включится в художественный процесс. Сначала происходит знакомство с предметной средой: здесь  используем  игрушки, картинки, предметы быта. Например, тема нашего занятия «Тянется ниточка из клубочка».  В гости «приходит» киска, которая приглашает деток поиграть с ней клубком. Здесь же идет сопровождение действий чтением стишка: «На клубок котенок, Прыгнул как тигренок. Лапками катает, Зубками кусает». После игры раздаю  детям  заготовки, на которых отображены  ранее задействованные предметы (котенок и клубки)  и предлагаю помочь котенку «распутать» клубочек.  Такое двойное  обыгрывание темы – в предметной игре и на бумаге - помогает  ребенку лучше сориентироваться в процессе рисования.
Вот примеры некоторых других наших работ:
Если  работа традиционными средствами рисования (карандашами, фломастерами, кистью) направлена, прежде всего, на развитие моторики и обучение базовым навыкам рисования (рисование прямых горизонтальных и вертикальных линий, кругов, мазков и др.), то при использовании нетрадиционных методик  акцент делается на эстетическом удовольствие  от процесса рисования,  получении разнообразных эмоций.  Ведь такое рисование – это увлекательная  и завораживающая деятельность, которая  восхищает детей. Поэтому, выстраивая, учебный процесс, обязательно включаю в план подобную методику. Однако это не значит, что надо забывать про развивающий характер таких занятий и их наглядно-предметное сопровождение.
Виды  используемых нетрадиционных методик:
1. Рисование  ладошкой
2. Рисование пальчиками
3. Рисование на муке или манной крупе
4. Рисование при помощи штампов (поролоном, катушками от ниток).
Первым в списке неслучайно стоит методика рисования ладошкой, которая является  самой доступной для детей младшего  возраста.  Для малышей простой отпечаток руки может превратиться в целую историю, полную превращений и открытий. Вот наша ладошка превращается в цветок:
А вот в целый букет:
А вот к нам прилетают птички:
Рисование пальчиками требует большей сосредоточенности и умения, чем ладошкой, поэтому знакомство с этой методикой мы начинаем после Нового года.  Этот вид рисования прекрасно развивает мелкую моторику и открывает широкий простор для  фантазии. Вот примеры некоторых работ:
Рисование на муке или манной крупе  задействует  дополнительные тактильные ощущения, поэтому готовясь к такому занятию, сначала проводим знакомство с этими средствами рисования. Когда дети удовлетворят свое любопытство,  уже переходим к самому процессу. Здесь мы можем совместно пофантазировать, рассматривая их «рисунки» и  что-то дополняя, а также, используя  принцип наглядности,  попросить нарисовать солнышко, цветочек и  т. д.
Дети любят рисовать штампами, и, хотя, сейчас в магазинах огромный выбор печатей и штампов  намного  интересней сделать их самим! Главное не забывать при этом об удобстве их использования: чтобы  детям было удобно их держать и они давали хороший отпечаток. Рисование штампами учит детей быть аккуратными, это не так-то просто снять штамп, не испачкав и не размазав отпечаток. При этом развивается фантазия ребенка и снимается напряжение.
Эти рисунки сделаны при помощи штампа из губки для мытья посуды. Детям заранее было предложено познакомиться с этим материалом, чтобы во время занятий они не отвлекались на их рассматривание. Следующий рисунок сделан при помощи катушки от ниток, к концу которой  был приклеен тоненький кусочек поролона.
Подводя итог,  можно сказать, что разнообразие техник рисования способствует выразительности образов в детских работах. Опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей.  И чем лучше получается изображение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого.
Список литературы:
1.Галанов А.С. «Занятия с  дошкольниками по изобразительному искусству»  - Москва, Сфера, 2002
2. Комарова Т.С. «Программа эстетического воспитания дошкольников «Красота, радость, творчество»  - Москва,  Педагогическое общество России, 2005
3.Степанов В. «Веселые стихи для детей» - Ростов-на-Дону, Проф-Пресс, 2007

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год