Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка сценария родительского собрания «Сохранение семейных традиций в современном образовательном пространстве» в подготовительной группе
Родительские собрания
Автор: Вечканова Татьяна Васильевна   
05.09.2023 06:57

Методическая разработка сценария родительского собрания «Сохранение семейных традиций в современном образовательном пространстве» в подготовительной группеМетодическая разработка сценария родительского собрания «Сохранение семейных традиций в современном образовательном пространстве» в подготовительной группе

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Начальная школа-детский сад "Росток" городского округа Самара

Выполнили воспитатели: Вечканова Т.В.

"У каждой семьи есть своя "живая душа", в которой есть и цветущий райский сад, и родники "живой" воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями — глубоко в землю. Добрые традиции подобны этим родникам укрепляют, животворят семью".

(Л. Н. Толстой).

1. Вводная часть.

 

Скачать конспект

Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которая состоит из распорядка дня, обычаев, уклада жизни и привычек его обитателей. Большинство семейных ритуалов несут в себе не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем.

Семейный досуг имеет самостоятельную педагогическую ценность: с одной стороны, направлен на поддержание семьи как целостной системы, с другой стороны, оказывает воспитательное и развивающее воздействие на все стороны жизнедеятельности ребенка, приобщает его к освоению богатств духовной культуры, реализует то лучшее, что есть в человеке, позволяет преодолеть личные недостатки посредством творческой активности.

Сохранение доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Доверие – это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье – одна из самых важных задач родителей.

Жизнь ребёнка – это огромный мир. Чтобы в него войти, чтобы помочь маленькому хозяину этого мира, нужно иметь волшебный ключ, который называется доверием.

Проблема: Недостаточное знание родителей и детей о традициях современной семье.

Цель собрания -

Создать условия для осознания значимости семьи для ребенка, родителей, а также для общества.

Способствовать сохранению семейных традиций, умению донести до детей, что этими традициями родители дорожат, так как они сохраняются из поколения в поколение.

Вызвать интерес к созданию новых традиций в семье.

Задачи собрания.

Содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, восстановлению традиционного уклада жизни.

Актуализировать значение культурных ценностей семьи для развития ребёнка; проанализировать наличие традиций в современных семьях.

Укрепление взаимодействия с семьями воспитанников, повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах развития ребёнка и в совместной педагогической деятельности с ДОУ.

Обобщить и распространить положительный опыт воспитания, с помощью традиций;

Участники: воспитатели, родители, старший воспитатель.

Предварительная работа:

  1. Изготовление вместе с детьми приглашений для родителей (приглашения раздаются за неделю до собрания).
  2. Запись ответов детей по теме собрания.
  3. Анкетирование родителей по теме «Семейные традиции».
  4. Творческое задание родителям к собранию (Создание газет о традициях своей семьи и герб, отражающий эти традиции, для представления на родительском собрании.)
  5. Оформление плаката «Житейские мудрости» (пословицы и поговорки).
  6. Приготовить памятки для родителей с рекомендациями.
  7. 1.Консультации для родителей «Роль семейных традиций в воспитании детей»
  8. 1. Рассказ- презентация родителей из опыта семейного воспитания: «Семейные традиции».
  9. 2. Игра «Ромашка»«Цветок настроения».
  10. 1 Памятка «Семейные традиции».

Оборудование

Музыкальное сопровождение.

Памятки и изречения.

Изготовление ромашки "Цветок настроения"

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Дети: приобретут знания о семье, семейных традициях; научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи.

Родители: приобретут знания об общих традициях семьи и детского сада; укрепят межсемейные и внутрисемейные связи; будут гордиться своими семейными достижениями; научатся хранить и чтить свои семейные традиции.

Воспитатели: расширят знания о семейных традициях; познакомятся с семьями своих воспитанников, их укладом жизни, традициями, что будет способствовать тесному сотрудничеству

2. Основная часть «Семейный вернисаж»

Семейный вернисаж – выставка, которая демонстрирует результаты совместной деятельности родителей и детей.

Звучит спокойная, приятная музыка.

Воспитатель — Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас.

- Скажите, в детском саду Вас всегда тепло встречают и ждут с любовью? Кто в детском саду с детьми вместо отца и матери? Можно сказать, что детский сад – это своего рода семья? (Ответы родителей).

- Как хорошо быть рядом с близкими людьми. Я вижу это по Вашим улыбкам, сверканию глаз. Друзья, как вы сегодня счастливые! Сколько тепла и любви на Ваших лицах. И поскольку мы собрались под крышей нашего общего дома – детского сада – то можем считать себя одной большой дружной семьёй! Вы согласны?

Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никто другой. Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования.

Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается.

Для ребёнка очень важно знать, что ему доверяют, чувствовать свою значимость и нужность. Совместные дела воспитывают в детях чувство ответственности, уверенности, повышают самооценку, развивают положительные эмоции: чувство радости, удовлетворения, но самое главное сближают его с родителями, братьями, сестрами и другими членами семьи.

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Но вначале, давайте после трудового рабочего дня немного расслабимся.

И предлагаем вам: "Цветок настроения"

Цель: Создать у родителей прекрасное настроение, желание общаться.

Возьмите цветок — оторвите лепесток (вежливости) и подарите соседу, тот свою очередь другому и так по кругу, это является важным условием при нашей встрече.

Истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть тесная связь между прошлым, настоящим и будущим. Такую возможность человеку может дать только его семья.

1. Задание – игра «Вопрос – ответ».

Воспитатель. А сейчас предлагаю поиграть в игру «Вопрос – ответ». Перед Вами цветок – ромашка. Родители по желанию отрывают лепесток, читают вопрос, и мы вместе обсуждаем ответ. Параллельно на некоторые вопросы с отвечают дети, ответы читает воспитатель.

Вопросы:

  1. Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, а в каких нет?
  2. Предложите детскую забаву – игру для празднования дня рождения.
  3. Какие праздники, кроме дня рождения, вы устраиваете для ребёнка?
  4. Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?
  5. Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода гостей?
  6. Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?
  7. Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?
  8. Какие подарки Вы дарите детям?
  9. Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?
  10. задание Работа с выставкой «Моя родословная»

Воспитатель — Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Существует такое понятие, как «родословная семьи». Родословная семьи — это своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Знать свою родословную очень важно, потому что она осуществляет связь прошлого, настоящего и будущего, знакомит каждое новое поколение членов семьи с историей, традициями, символами, достижениями рода.

Мы с Вами провели большую работу по составлению родового древа.

Какие они – наши семьи, семьи ребят из нашей группы? Мы можем многое узнать о них, посмотрев на родословные, которые вы составили с детьми. Посмотрите, какие яркие, красочные они получились. Предлагаю Вам рассказать о проделанной работе.

Родитель:

…Корни родословной глубоки,

Я мечтаю знать о них побольше

Времена те были далеки,

Хочется, чтоб помнили их дольше.

Помнить всё и знать свой род,

Я считаю, что обязан каждый,

Может это приведёт народ

В век неравнодушия однажды!

Несколько семей вместе с ребёнком представляют своё родословное древо и рассказывают о нем.

3. Задание – «Народная мудрость»

Воспитатель: Долгие века из поколения в поколение передавалась народная мудрость. Много разных легенд, сказок, пословиц и поговорок есть о семье, часто и мы их употребляем в речи, давайте сейчас мы попробуем вспомнить. А помогут нам в этом подсказки. Начало пословицы или поговорки буду говорить я, вам надо будет вспомнить её окончание.

  1. Вся семья вместе, так и душа… на месте.
  2. Дерево держится корнями, а человек… семьей.
  3. За общим столом еда… вкуснее.
  4. Материнская молитва со дна моря… достает.
  5. Не будет добра, коли в семье… вражда.
  6. Отца с матерью почитать… горе не знать.
  7. У кого есть бабушка и дед, тот… не ведает бед.
  8. Человек без семьи, что … дерево без плодов.
  9. В гостях хорошо, … а дома лучше.
  10. В своем доме и … стены помогают.
  11. Не красна изба углами, а … (красна пирогами).
  12. В семье разлад, так и дому … (не рад).
  13. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно).
  14. Когда семья вместе, и … (сердце на месте).
  15. Семья – ключ к … (счастью).
  16. задание – Семейные традиции

Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). Вы многое в свою семью переняли от своих родителей, от чего-то отказались, кое-что переосмыслили.

Самым ярким элементом семейного воспитания являются семейные традиции.

Семейные традиции сближают всех родных, делают семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания.

Сохранение доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Доверие – это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье – одна из самых важных задач родителей.

В каждой семье есть традиция: по вечерам мы с ребенком ведём задушевные беседы. Садимся рядышком и рассказываем друг другу о прожитом дне, о впечатлениях, о новшествах. Всё это, конечно же, строится на доверии.

  • позволяют ребёнку ощущать стабильность жизненного уклада:
  • «при любой погоде» в вашей семье состоится то, что заведено;
  • дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищённости
  • настраивают на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда «каждый день – праздник»
  • создают неповторимое детское воспоминание, о котором ваш ребёнок будет когда-нибудь рассказывать своим детям
  • позволяют ощутить гордость за себя.

Какие же традиции сложились в ваших семьях?

Выступление родителей:

  1. В нашей семье есть такая традиция. Мы каждую весну участвуем в субботнике – убираем около своего дома мусор, вешаем скворечник. А потом уже идем прилет птиц, слушаем их пение. Осенью кормушки делаем. Зимой в эти кормушки кладем угощение. Перед Новым годом – аж за месяц! – пишется Деду Морозу письмо с просьбами и «предвыборными обещаниями».
  2. В нашей семье есть традиция — совместные обеды. Я знаю, что в семье моего деда и бабушки было принято каждый день – вечерами, вместе собираться за большим столом – еду «таскать» запрещалось. У моих родителей всей семьей за большим столом собирались уже только по праздникам. А мы и в праздники не всегда «за стол» садимся. Мы же в нашей семье продолжаем сохранить эти традиции – ежедневный воскресный день, блины по воскресеньям, на Масленицу и т.д.
  3. В нашей семье новогодняя семейная традиция

– Мы на Новый год всегда наряжаем живую елку –Это задача дочери и мужа. А я с дочерью пеку «рождественское» печенье. Так что наша елка украшена не только игрушками, но и печеньем, и конфетами. Эта традиция пришла к нам из моей семьи. Есть у нас и традиции новые, собственные. Мы, например, редко видимся и собираемся вместе, поэтому я ввела воскресный обед. Собираемся за столом всей семьей, сервируем стол красиво, суп наливаем в супницу и чинно обедаем.

- Спасибо вам за то, что в семьях вы имеете семейные традиции, уважаете старших и их труд, помогаете младшим, создаёте гармонию, всех вас объединяет одно слово, -"семья".

Воспитатель: В нашем детском саду есть уже прочно сложившиеся традиции, которые нашли отклик в сердцах не одного поколения воспитанников: Эти традиции: «Здравствуй осень», «Новый год», «День технического творчества», «23 февраля», «День Победы», «8 марта», «Спортивные праздники», с большим удовольствием принимаются детьми и родителями, совершенствуются и приумножаются. Каждая традиция направлена на достижение определенной воспитательной цели. Каждая традиция проверена временем. Коллектив детского сада считает: создание традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников – необходимая и нужная работа. Традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Традиции, в которых дети принимают непосредственное участие все вместе и с воспитателем, прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем.

5. задание «Пословицы и поговорки»

Цель: Развивать социальное мышление, социальное креативность, общительность, знакомить с правилами поведения в обществе.

- А сейчас, я предлагаю вам, уважаемые родители бумажные сердечки

с русскими народными пословицами о семье, подумайте и объясните значение пословицы.

"При солнышке тепло — а при матери добро"

"Мать кормит детей — как земля людей"

"Нет лучше дружка — чем родная матушка"

"Не нужен клад — когда в семье лад"

"Хозяюшка в дому — что оладышек в меду или пчела в саду"

"Не красна изба углами — красна пирогами"

"В гостях хорошо — а дома лучше"

"Дома и — стены помогают"

"Мой дом — моя крепость"

"Каковы родители — таковы и детки"

"Жизнь прекрасна — когда дома мир".

Спасибо вам за ваши душевные объяснения.

Воспитатель: Наш детский сад возник не на пустом месте. Он тоже имеет свою историю.

Воспитатель рассказывает историю появления детского сада и сопровождает свой рассказ презентацией

6 задание Работа с выставкой «Мой семейный логотип»

Воспитатель: Со времён средневековья зародилась традиция изображать свой семейный герб. В древние времена у каждой знатной семьи был свой герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции, ценности. По сей день многие английские, испанские, итальянские семьи придерживаются этой традиции. Хочется, чтобы и в нашей стране каждая семья имела символ своей семьи – герб. Сейчас вместо слова «герб» используют новое слово «логотип». Многие из Вас участвовали в акции «Семейный логотип» и придумали логотипы своей семьи.

Воспитатель предлагает нескольким родителям представить семейные логотипы разными способами.

Воспитатель: Наш детский сад – это большая дружная семья. И у него есть тоже свой логотип – «Росточек»

Группа наша тоже имеет свой логотип – «Земляничка»

Воспитатель демонстрирует и рассказывает о логотипе детского сада родителям.

7 задание Работа с выставкой «Мой семейный альбом»

Воспитатель: Сильна семья любовью, уважением, традициями, семейными реликвиями. Одной из них, по праву, считается семейный альбом. Семейный альбом – это огромное пространство жизни, с одной стороны, простое и понятное, с другой, -загадочное и удивительное. Каждая фотография в нем –это кусочек жизни, это возможность вернуться назад, в прошлое. У Вас, в каждой семье есть семейные альбомы. Воспитатели детского сада сохраняют эту традицию и в группе создаем презентацииразличной тематики: «Здравствуй осень», «Первый Новый год», «День технического творчества», «8 марта» и т. д.

Заключительная часть.

Семейных традиций множество – нужно просто на жизнь семьи внимательней взглянуть и привычные дела назвать громкими словами.

Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания.

Итоги собрания:

Дорогие родители, именно от вас, большой степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок, детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам найти выход в сложной ситуации. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.

Рефлексия:

Уважаемые родители дети приготовили для вас "подарки "свои ладошки. А вы напишите на каждом пальчике — как вы называете ласково своего ребёнка под музыку "Гимн Семьи" (И. Резник).

Хотелось бы закончить нашу встречу стихотворением, ещё раз подтверждающим всё то, о чём шла речь на собрании.

"Ребёнок учиться тому,

Что видит у себя в дому.

Родители — пример ему!

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец!

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

чтоб не каяться потом."

Себастьян Брант.

В завершении, всем родителям дарятся памятки с правилами по воспитанию детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Ветохина А.Я., Крылова Л.Ю, Сертакова Н.М., Голова О.В. Родительские собрания в условиях перехода к ФГОС. – Волгоград: Учитель. – 181с.
  • МинкевичЛ. В. Родительские собрания в детском саду. Младший дошкольный возраст. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 64с.
  • Н. М. Метенова Е.Е Метенова Родительские собрания часть 2 Ярославль 2019 г.
  • Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011. — 72с.
  • Ривина Е.К. Зачем знакомить дошкольников с родословной? – М.: Просвещение, 2010
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год