Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Особенности формирования привычки к здоровому образу жизни у детей 3-4 лет " (сообщение из опыта работы)
Здоровье
Автор: Баринова Анна Ивановна   
16.10.2021 11:40

«Особенности формирования привычки к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста»«Особенности формирования  привычки к здоровому образу жизни у детей 3-4 лет " (сообщение из опыта работы)»

В период дошкольного детства закладываются основы сознательного стремления ребенка к здоровому образу жизни, познанию себя, формированию, укреплению и сохранению культуры здоровья.

Образовательная область «Физическое развитие» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей и имеет следующие направления: приобщение к физической культуре, развитие психофизических качеств, приобщение к спортивным и подвижным играм, развитие интереса к спорту, а так же становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, воспитание культурно – гигиенических навыков, полезных привычек.

 

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) физическое развитие рассматривается как одна из образовательных областей, направленных на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе, их эмоционального благополучия.

По определению ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

На протяжении последних десятилетий проблема формирования ЗОЖ является объектом изучения многих исследователей (А. И Антонов, Г.А. Бутко, И.В. Журавлева, Ю.П. Лисицын, А.А. Покровский, Г.И Царегородцев и др.). Немногочисленные исследования посвящены проблеме изучения формирования представлений о ЗОЖ и воспитания привычек ЗОЖ (Н. А. Андреева, Н.Г. Быкова, Л.Г. Касьянова, Е.В Купавцева, М.В Меличева, и др.).

Здоровый образ жизни (определение И.И. Соковня – Семеновой) – система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, составляющая комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющий природный ресурс здоровья.

Здоровый образ жизни подразумевает ментальное здоровье, отказ от табака и употребления алкоголя, здоровые модели питания, физическую активность, физические упражнения, спорт. Культура здоровья детей дошкольного возраста – совокупность ценностного отношения человека к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, другого и общества в целом, личностно и социально значимых способов деятельности, направленных на обретение физического, психического и социального благополучия, отсутствия болезней.

Рассмотрим механизм формирования предпосылок к ЗОЖ у дошкольников 3-4 лет.

В возрасте 3-4 лет у детей формируется представление о ценности здоровья; формируется желание не болеть, быть здоровым, дети узнают о том, что такое «здоровый образ жизни» и зачем к нему надо стремиться; дети узнают о полезной (овощи, фрукты, молочные продукты и пр.) и вредной для здоровья человека пище (сладости, пирожные, сладкие газированные напитки и пр.).; узнают о пользе закаливания, утренней зарядки, спортивных и подвижных игр, физических упражнений (не будешь болеть, будешь сильным и ловким и пр.); полноценного сна (во сне человек растет, восстанавливает силы, если не выспаться, то будет плохое настроение, усталость и пр.); дети знакомятся с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма.

Дети учатся сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость при заболевании обращаться к врачу, лечиться.

Так же дети учатся следить за своим внешним видом; важно научить в этом возрасте выполнять все гигиенические процедуры (мыть руки с мылом, пользоваться носовым платком, расческой, зубной щеткой; формировать элементарные навыки поведения за столом: кушать аккуратно, правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой, не крошить хлеб, не разговаривать во время приема пищи).

Детский сад создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья, но не стоит забывать и о роли семьи в вопросах укрепления здоровья детей. В статье 44 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Взаимодействие инструктора по физкультуре и родителей направлено на формирование знаний у родителей в вопросах формирования основ здорового образа жизни через совместную деятельность.

В совместной деятельности с родителями я. как инструктор по физкультуре, решаю следующие задачи:

  • пропаганда здорового образа жизни
  • просвещение родителей с целью повышения их педагогических знаний
  • изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания
  • вовлечение родителей в работу по формированию ЗОЖ
  • привлечение родителей в совместные праздники и развлечения.

Совместную работу с семьей в вопросе формирования основ ЗОЖ выстраиваю на следующих основных принципах:

  • единство действий педагогов и родителей (семья знакома с основными содержанием, методами, приемами физкультурно – оздоровительной работы, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания)
  • системность и последовательность работы в вопросе формирования ЗОЖ
  • личностно – ориентированный подход к каждому ребенку, к каждой отдельно взятой семье
  • взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

Воспитатель является связующим звеном между мной, как инструктором по физической культуре и родителями. Я провожу консультации, беседы, выступаю на родительских собраниях, провожу мастер-классы, оформляю наглядный материал.

Я в своей работе использую такие формы работы с родителями:

  • анкетирование ( «Формирование основ здорового образа жизни в семье», «О здоровом образе жизни»)
  • консультации ( «Секреты здоровья», «Рекомендации инструктора по физкультуре», и др.)
  • стенгазета ( «Здоровый образ жизни»)
  • «мастерская» — изготовление нестандартного физкультурного оборудования, — посадка зеленых грядок (сезонная посадка лука и чеснока)
  • мастер – классы для родителей ( «Здоровье в порядке – спасибо зарядке», «Этот мир подвижных игр»)
  • электронная газета для родителей «Здоровейка» содержит в себе материал по сохранению и укреплению здоровья.

В связи с эпидемиологической обстановкой возникла необходимость к подбору новых форм и методов взаимодействия с родителями. Я стала активно использовать мессенджер WhatsApp, электронную почту, социальные сети «В контакте» и «Instagram».

Таким образом, через разнообразные формы совместной деятельности достигается решение задач формирования основ здорового образа жизни в семье.

Здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение дошкольнику возможности сохранения психического и физического здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

В дошкольном детстве главным видом детской деятельности является игра и поэтому здоровьесберегающие технологии носят игровой характер. В своей работе я использую такие технологии, используемые для стимулирования и сохранения здоровья детей, как:

  • подвижные игры (кроме развития физических качеств, приобретения двигательных навыков в подвижной игре происходит оздоровление организма за счет возникновения положительных эмоций, возникающих в процессе игры и благотворно влияющих на психику ребенка)
  • игры — забавы
  • пальчиковая гимнастика (овладение навыками мелкой моторики, развитие речи, повышение работоспособности головного мозга, развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение, развитие тактильной чувствительности, снятие тревожности)
  • элементы дыхательной гимнастики (восстановление дыхания после бега, прыжков: упражнение «Надуем шар», «Глубокое дыхание», «Мы растем»).

В игре формируются, закрепляются знания, развивается побуждение к самостоятельной познавательной деятельности.

Зная психологические особенности детей 3-4 лет, можно сформировать полезные привычки. Работа в этом направлении должна носить системный характер, иметь научную основу, должна быть интересной детям.

Конечная цель физкультурно – оздоровительной работы в целом — формирование привычки к здоровому образу жизни. У детей будет сформирована следующая система знаний:

  • здоровье, как главная ценность в жизни
  • о соблюдении режима дня
  • о правильном питании и его значимости, полезных и вредных продуктах
  • о необходимости соблюдения правил личной гигиены
  • солнце, воздух и вода – важные компоненты ЗОЖ.

Улучшение здоровья детей является одной из самых перспективных направлений оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья дошкольников – важнейшая обязанность детского сада, отдельного педагога и семьи.

Баринова А.И. инструктор по физкультуре

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год