Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ПОРТФЕЛИЯ или первоклассник – на старт
Скоро в школу
Автор: Орлова Любовь Владимировна   
24.07.2018 21:17

ПОРТФЕЛИЯ или первоклассник – на стартПОРТФЕЛИЯ или первоклассник – на старт

Орлова Любовь Владимировна учитель-логопед, канд. псих. наук ГБОУ Школа 814 КДО 863, Москва

Коррекционно-образовательная цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Школьные принадлежности».

Коррекционно-развивающие цели: развитие творческого воображения с помощью художественно-продуктивной деятельности; снятие эмоционального напряжения, настрой на сотрудничество; развитие уверенности в себе; развитие способов коммуникации; тренировка в умении сосредотачиваться.

Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само-стоятельности, инициативности, ответственности.

 

Образовательные области: «Познание», Коммуникация», «Творчество».

1. Мысленное погружение в тему

- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие – в сказочную страну. Возьмемся за руки (дети стоят в кругу) и представим, что мы летим на нежном, пушистом облаке (звучит спокойная музыка). Держитесь за руки, чтобы не упасть с облака (имитация полета). Представим, как дует теплый ветер и обдувает нам лицо, шею. И вот мы приземляемся в сказочной стране — Портфелии. Эта страна не простая. В страну Портфелию попадают только те ребята, которые знают, что нужно положить в портфель.

2. Беседа

Зимою книжками набит,

А летом пуст и крепко спит.

(Педагог наглядно показывает детям портфель).

- А, кто живет в портфеле?

- Отгадайте загадку:

Учитель у меня в портфеле!

Кто? Быть не может! Неужели?

Взгляни, пожалуйста! Он тут (достает из портфеля букварь).

Его учебником зовут.

Учебник – самый главный, так как он учит нас грамоте, чтению. Это самая главная книга, самая первая книга в жизни первоклассника и называется эта книга «Букварь». Относитесь к этой книге с уважением и заботой: не мните страницы, не рисуйте в нем и пользуйтесь закладкой (показывает детям).

Я — нарядная закладка.

Я нужна вам для порядка.

- Кто там у меня шуршит в портфеле (слышится шуршание тетрадных листов).

Тетради в портфеле шуршали,

Что в жизни важнее, решали.

- Что нам еще понадобится в школе? Какие принадлежности?

Достает из портфеля альбом для рисования.

Все люди любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Все, что его интересует.

- А, чем мы рисуем в альбоме? Пишем в тетрадях?

Достает из портфеля пенал с карандашами и ручками.

Очень весело пишется ручке:

Буквы держат друг дружку за ручки.

Школьник пишет и растет,

Карандаш — наоборот.

Карандаш в пенале мается,

Но зато он не ломается.

Пенал хранит ручки и карандаши, он нам служит для того, чтобы не искать их по «углам» портфеля.

- А, это дневник (достает из портфеля дневник).

В дневнике заданья на дом,

И стоят отметки рядом.

- А, это линейка, она вам понадобится для того, чтобы измерять длину.

Я — линейка.

Прямота –

Главная моя черта.

- А, это циркуль, он вам понадобится в старших классах на уроках черчения.

Циркуль мой, циркач лихой,

Чертит круг одной ногой,

- Вот основные предметы, которые вам будет нужно носить в портфеле.

3. «Образ и пластика» (мимическая разминка)

Скоро в школу

Скоро в школу мы пойдем

Дети выполняют ходьбу на месте.

И портфель с собой возьмем.

Руки поднять вверх, локти развести в стороны, кончики пальцев рук соприкасаются. Развести руки в стороны и опустить, ладони повернуть друг к другу и поставить вертикально. Затем опять развести локти в стороны, ладони двигаются навстречу друг другу до соприкосновения кончиками пальцев. Получается квадрат, изображенный в воздухе с помощью обеих рук.

Книжки, ручку, карандаш

Поочередно прикасаться к подушечке большого пальца кончиком указательного, среднего, безымянного и мизинца.

Мы в портфель положим наш.

Округлить ладони, расставив пальцы так, чтобы кончиками они касались друг друга. Соединяют и разъединяют пальцы, соединяют их в «замок».

Будем мы читать, писать

Хлопают в ладоши.

И учиться все на «пять»!

Показывают пять пальцев.

4. Проработка темы

(Сказка «Страна Портфелия») – автор Орлова Л [3]

А, теперь, послушайте сказку про страну Портфелию.

Страна Портфелия очень красивая. Там все аккуратно, все расположено по полочкам. У каждого сказочного персонажа свой уголок, свой домик.

Самый главный, король страны Портфелии – Букварь.

Он важно ходит, выпрямив голову. Все знает, всех учит, дает указания (приказы).

Спутница Букваря – учительница Пропись. Она всюду следует за Букварем. Знакомит народ данной страны с буквами, помогает буквы образовывать в слоги, а слоги в слова. Она обучает детей и взрослых, объясняет новый материал, а затем проверяет выполнение домашнего задания, проводит контрольные работы. Если ученики хорошо знают предмет, Пропись ставит им «пятерки», а если не знают, или не выполняют задание, тогда Пропись ставит им «двойки» и «тройки». Поэтому ученики стараются исправить свои плохие отметки. Во дворце есть писарь Закладка. Он всегда следует за королем Букварем и записывает приказы.

Дворец охраняют солдаты. Все ребята молодцы, бравые Цветные Карандаши. Все они как две капли похожи друг на друга. Одно лишь различие, они разного цвета. Их поэтому и называют цветные карандаши. Самый главный, начальник над всеми карандашами, простой Карандаш. Он дает указания всем цветным карандашам, строит их в ряд, отдает распоряжения. Солдаты слушаются и выполняют все его указания. Синий Карандаш рисует и раскрашивает небо, воду. Красный Карандаш участвует в рисовании цветов и других предметов. Зеленый Карандаш помогает в рисовании травы, листвы. Желтый Карандаш радуется, как маленький, потому что рисует предметы желтого цвета: солнце, колоски, песок. Все солдаты-карандаши живут в казарме (пенал), помогают друг другу, и служат своему народу и государству. Солдаты все делают по-порядку: утром раньше всех встают, делают зарядку, чистят зубы, кушают и бегут маршировать перед казармой. Когда солдаты-карандаши выступают на параде, то ходят колонной или коробкой. Шагают ровно, чеканя шаг. Если не спокойно на границах страны, всех солдат направляют на боевые действия. Помощниками солдат на ученьях и военных действиях являются пограничные собачки. У них разные имена. Одни их называют – «Ластик», другие – «Резинка». Так или иначе они помогают солдатам карандашам. Они находят следы преступников, стирают «ненужные» следы.

Самый главный генерал, в чьем подчинении все карандаши, ручки – это генерал Дневник. Он проверяет заполнение документов по дням (расписание, домашнее задание, оценки, замечания). Он посредник между учителем и родителем. Поэтому нужно уважать генерала и соблюдать правила заполнения.

Следователь Циркуль – важный. Ходит с высоко поднятой головой. Глаза смотрят из-под лба, как будто что-то высматривают, выискивают. Правая рука поддерживает монокль. Левая рука Циркуля всегда подкручивает усы, поэтому они у него приподняты к верху. Ходит Циркуль широко расставляя ноги. На месте преступления он на мгновение останавливается. Упирается одной ногой в твердую поверхность, другой крутится вокруг себя, так что получается круг. Если Циркуль в хорошем настроении и старается, то он может нарисовать ровный круг.

Незаменимый помощник следователя Циркуля – Сержант Линейка. Он помогает Циркулю, работает с документацией и расчетами в полицейском участке, определяет длину, размер радиуса круга. А еще здесь живет художница Кисточка, дизайнер Ножницын и другие. Все в этой стране живут дружно и счастливо и никогда не ругаются.

5. Творческая лаборатория

Нарисовать сказочный персонаж страны Портфелии.

Придумать про него историю.

Можно придумать имя герою, что он делает, чем полезен и т.д.

6. Этап вербализации

Влад С. (7, 5)

Мы Цветные Карандаши, охраняем нашу страну. Мы помогаем сделать мир цветным и ярким. Мы все стройные, в солдатской форме. Маршируем и строимся в один ряд. Нами пользуются на уроках рисования.

Вика Р. (7, 4)

Я Ручка, живу в пенале в сказочной стране Портфелии. Я стройная и красивая. Хожу в нарядных платьях. Я нужная, так как помогаю в школе на уроках чистописания. Без меня в школе трудно, я важная и полезная.

Настя С. (7, 3)

Я важный генерал Дневник. Слежу за порядком. У меня есть погоны со звездами. Меня боятся ребята, которые учатся плохо, а с отличниками я дружу. Мной пользуются, записывая домашнее задание на дом, учителя ставят оценки.

Глеб П. (7, 2)

Я – Сержант Линейка. Я – длинный, на мне много черточек и цифр. Эти черточки и цифры нужны для того, чтобы измерять длину в сантиметрах. Еще я нужен для того, чтобы проводить ровные прямые линии. Я живу в портфеле. Мною часто пользуются на уроках и при выполнении домашнего задания. Я спокойный и трудолюбивый.

Алеша Р. (7, 3)

Я дизайнер Ножницын, живу в сказочной стране Портфелии. Я, как Юдашкин, шью одежду для всех жителей Портфелии. Хожу в строгом костюме. Шью не только мужские костюмы, но и женские платья. Разрезаю ткани, из которых получается одежда. В школе понадоблюсь детям на уроках труда.

7. Завершение

- Теперь, послушайте стихотворение о стране Портфелии.

«Портфелия» – автор Орлова Л [3]

Страна Портфелия, огромная страна.

Здесь каждый занят делом с утра и до вечера.

Самый главный в этой стране – король Букварь.

Он очень важный генерал.

Всем указания дает и никогда не устает.

На страже стражники стоят,

Все на подбор в ровный ряд.

Все братья хороши – цветные карандаши.

Живут в пенале и не тужат,

И верно государству служат.

Верный друг всех пограничных войск

Пес по имени ластик «Барбос».

Все лишнее стирает и никогда не отдыхает.

Есть в той стране сержант Линейка,

Он измеряет все по мерке.

Его начальник – следователь Циркуль.

Очень важный Кур-куль.

Преступления раскрывает,

И на месте все решает.

В той стране учительница пропись.

Учит складывать все в ряд,

Буквы в слоги образует, а потом, слова паркует.

Получается при этом

Предложение с ответом.

Есть в той стране художница,

Ее зовут Кисточка Ца-ца.

Она украсит белый свет,

Прекрасен станет в мире цвет.

Рисует и портреты и пейзажи,

Ах, до чего красивые пассажи.

Все жители этой страны

Помощниками будут в учебе.

Клади ты в портфель их скорей,

С ними жизнь будет веселей!

- Так, что же понадобится нам в школе, перечислите школьные принадлежности?

- Теперь, вы готовы к школе.

- Удачи, будущие первоклассники!

Литература

  1. Берестов В. Кто живет в портфеле «Колобок», 1985, №9
  2. Метельская Н.Г. Сто физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64с.
  3. Орлова Л.В. В стране Портфелии. Напутствие первокласснику / Школьный психолог, N1 (507), 1-31. 01. 2013. С.23-26 (Метод в теории и на практике)
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 36 (157) выйдет
20 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год