Преемственность дошкольного и начального образования |
Скоро в школу | |||
Автор: Мурина Юлия Михайловна | |||
06.12.2023 21:43 | |||
Преемственность дошкольного и начального образования Успешная деятельность современных образовательных комплексов опирается на принцип преемственности, которая рассматривается с позициишколы и дошкольной организации. С точки зрения дошкольной организации — ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего его обучения в школе. С позиции школы — опора на знания, умения и навыки, которые имеются у ребенка, а также на те качества личности, которые сформированы в дошкольном периоде. Школа является важным социальным партнером дошкольной образовательной организации. Их сотрудничество создает непрерывность образования ребенка на дошкольной и начальной ступенях образования, позволяет педагогам согласованно организовать качественную подготовку ребенка к школе. В условиях современных образовательных комплексов возможностей для формирования позитивного отношения детей к школе гораздо больше, чем в случае, когда дети посещают только детский сад, либо вообще не задействованы в системе дошкольной подготовки. Основными задачами преемственности дошкольной организации и школы являются:
Средствами обеспечения преемственности служат педагогические технологии непрерывного (дошкольного — начального общего) образования. При этом обучение дошкольников строится на основе специфических для этого возраста видов деятельности (игра, конструирование, лепка), в рамках которых происходит становление предпосылок к учебной деятельности к семи годам. Основные линии преемственности при различных вариантах взаимодействия дошкольной организации и школы рассматриваются в контексте преемственности образовательных программ, стандартов дошкольного и школьного образования, диагностических требований к достижениям детей. Преемственность в содержании педагогического процесса основана на связи общеобразовательных программ дошкольного и начального школьного образования и прослеживается в направленности на реализацию единых задач воспитания детей:
Основа реализации данных задач закладывается на ступени дошкольного образования и преемственно продолжается и углубляется в соответствии с возрастными возможностями детей младшего школьного возраста на ступени начального образования. ФГОС ДО выделяет пять направлений развития и образования детей, обозначенных как образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Методический аспект преемственности в современном образовательном комплексе реализуется:
Процесс формирования готовности детей к школьному обучению отвечает общим требованиям организации современного образовательного процесса в дошкольной образовательной организаци, но вместе с тем требует особых акцентов в отборе содержания, педагогических методов, средств, условий деятельности в целях реализации готовности к школе в полном объеме. Весь образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста ориентирован на перспективу предстоящего обучения в школе. В связи с этим решаются задачи развития у старших дошкольников интереса к школе, обогащения представлений о школе и жизни школьников, воспитания стремления детей к новой социальной роли и позиции школьника. Необходимость постановки и решения данных задач определяются логикой личностного развития. Психологические данные показывают, что личностная организация человека формируется как способ овладения будущим. Поэтому воспитателю ДОО необходимо формировать у старших дошкольников образ школы как образ желаемого будущего, обогащать детские представления, снимать у детей неуверенность и настороженность по поводу предстоящего обучения в школе, воспитывать оптимистическое видение будущего в школе. Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий развития детей включает: организацию предметно-пространственной среды; создание для детей ситуаций коммуникативной успешности; стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций; устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей; мотивацию детей к выражению своих мыслей, чувств и эмоций при помощи вербальных и невербальных средств общения; обеспечение баланса между образовательной деятельностью с участием педагога и самостоятельной деятельностью детей; моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками. Необходимым условием формирования психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению является содержательно насыщенная жизнь детей в дошкольной организации: интересные занятия, экскурсии, наблюдения, часы досуга, яркие запоминающиеся праздники. В этих формах работы педагогу следует заботиться о разностороннем развитии детей, способствовать становлению и укреплению детской дружбы, развитию у детей коллективного общения, формируя, таким образом, способность детей строить доверительные отношения. Воспитатель, наблюдая за деятельностью детей в дошкольной группе, имеет возможность выявить, интересуются ли дети школой и как часто, играют ли они в школу, задают ли вопросы по школьной тематике. Находясь в одном образовательном комплексе, дошкольники имеют непосредственную возможность наблюдать за деятельностью младших школьников, общаться с ними, и в процессе общения узнавать о различиях дошкольной и школьной жизни. Создание эффективных условий развития готовности детей к школьному обучению и уровня профессионального развития педагогов дошкольной организации в этом направлении определяет основные задачи методического сопровождения:
Методическое сопровождение процесса формирования готовности детей к школьному обучению предполагает систематическое отслеживание хода развития детей в образовательном процессе посредством педагогического мониторинга. Формирование качеств необходимых будущемушкольнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Педагогическое просвещениеродителей серьёзно влияет на качествопсихологическойподготовки дошкольниковк началу образовательного процесса. Семья для дошкольника — жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. Согласно статье 18 закона РФ «Об образовании» приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежитродителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений призваны оказывать родителям помощь. Родители должны знать, какие навыки, привычки и черты характера нужно воспитывать у ребенка, чтобы облегчить ему обучение в школе.
|