Готовность ребенка детей к школе. |
Скоро в школу | |||
Автор: Мамасуева Юлия Николаевна Медведева Надежда Федоровна Бондарева Маргарита Васильевна Чеченева Оксана Александровна | |||
22.10.2024 14:42 | |||
Готовность ребенка детей к школе. Готовность ребёнка к школе – этот вопрос всегда волновал многих родите-лей детей шестилеток. Они часто задаются вопросами: «Готов ли мой ребёнок в школе? Будет ли он успевать за школьной нагрузкой? Может пусть ещё годик в детский сад походит?». Ведь поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Это переход к новому образу жизни, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Часто бывает так, что родители приводят в школу детей, которые умеют читать, считать, писать, т.е. интеллектуально подготовленными к учёбе. Но, при этом, сталкиваются с другими проблемами: ребёнок тяжело адаптируется к новому коллективу, он не готов осознать свою социальную роль школьника, отвечать требованиям педагога. Дети не были психологически готовы к школе. Быть готовым к школе не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. Психологическое здоровье детей, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды занимает важное место в образовательном процессе. Психологическая готовность к школе развивается у детей не сама по себе, а постепенно образуется в играх, в общении со взрослыми и сверстниками, в организованной образовательной деятельности. Учебная деятельность школьника сильно отличается от привычных дошкольных форм деятельности по содержанию и по организации. Для успешного обучения в школе и личностного развития ребёнка важно, что бы он пошёл в школу подготовленным.
Забота о психологическом здоровье заключается во внимании к внутреннему миру ребёнка, уважении к его чувствам и переживаниям, его увлечениям и ин-тересам. Готовность к школе включат в себя три важных компонента: психологиче-ская готовность, педагогическая готовность и физиологическая готовность, т.е. созреваниеразличных системорганизма, необходимых дляусвоениязнаний. В структуре психологической подготовки детей к школе принято выделятьтакие компоненты, как мотивационная, социально-личностная, волевая, интеллек-туальнаяготовность. Мотивационная готовность – это когда у ребёнка есть желание идти в шко-лу, вызванное не привлекательными атрибутами (красивым портфелем, цветнымикарандашами, тетрадками), а адекватными причинами, возможностью получать новые знания (чему-то научиться). Как же помочь ребёнку сформировать мотива-цию? Прежде всего, не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе. Необходимо помнить, что и самому ребёнку его первое пребывание в школе будет нелёгким. Необходимо сформировать у малыша положительное отношение к школе, учителю, самому себе. Ему очень нужна ваша вера в него, умная помощь и под-держка. Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выражен-ной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная потреб-ность существует у малыша с самого рождения, поэтому очень важно всегда отвечать на вопросы маленьких почемучек, часто читать им художественные и раз-вивающиекниги, игратьсними в развивающие игры. Социально-личностная готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Первоклассник готов к обще-нию и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребёнка должен быть до-статочный набор знаний о себе самом, адекватная самооценка. Высокая само-оценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что «школа плохая», «учитель злой» и т.д. Ребенок долженуметь правильно оценивать себя и свое поведение. Когда будущий первоклассник умеет оценивать свои достижения и неудачи, опираясь на то, как оценивают егоповедение окружающие, тогда проявляется рост его самосознания. Дети, у кото-рых самооценка занижена, в поведении часто молчаливы, неуверенные в себе, не-решительны, скованы в своих движениях. Дети с адекватной самооценкой чаще всего пытаются выяснить причины своих ошибок, они склонны анализировать результаты своей деятельности. Они активны, общительны, уверенны в себе. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху. К моменту поступления в школу у малыша должен быть разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Не стоит лишать малыша детского сада. Необходимопомочьемувовзаимодействиисдругимидетьмивовремяпрогулок, пригласить маленьких друзей к себе в гости, необходимо дать возможность самому установить контакты с окружающими в общественных местах (магазине, детской площадке, поликлинике и др.). Необходимо прививать ребёнку элементарные навыки уважения к тем, кто старше. У ребёнка, посещавшего детский сад, социально-личностная психологическая готовность к школьному обучению гораздо выше, чем у того, кто сидел дома. Волевая или эмоциональная готовность–это когда ребёнок умеет контролировать свои эмоции и поведение. Если соединить мотивационную, эмоциональную, волевую готовность ребёнка к школе, то мы получаем внутреннюю позицию будущего школьника. Если у ребёнка не сформирована внутренняя позиция школьника,товпоследствиионпассивеннауроках,неподымаетруки, навопро-сыпедагогаотвечаетодновременносдругимидетьми, частоперебивает. Буду-щийпервоклассникдолженуметьсдерживатьсвоиимпульсивныедействия, сосредотачиваться на задании, слушать речь учителя. Что поможет развивать волевые усилия? Игры справилами. Они научатребёнка дожидаться своей очереди, своего хода, достойно проигрывать. Для тренировки волевой готовности хороши графические диктанты, вкоторыхдетирисуютподвашудиктовкувопределён-нойпоследовательностикружки, треугольники, квадратики, прямоугольники. Этиупражненияразвиваютвниманиедетей,помогаютсосредоточитьсяназадании,атакжеувеличиваютихработоспособность.Уребёнкавырабатываетсяспособ-ностьделатьнетолькото, чтохочу, ноито, чтонадо, т. е. произвольность, развивается волевая сфера[6]. Интеллектуальная готовность – умение думать, анализировать, делать вы-воды. Дошкольник должен проявлять любознательность и наблюдательность, за-дача родителей поощрять эти качества. В целом, интеллектуальная готовность ре-бёнка в школу предполагает наличие таких качеств, как развитие речи, словарныйзапас и способность рассказывать что-то на различные темы, в том числе и эле-ментарные сведения о себе. Ребёнок должен уметь концентрировать внимание, строить логические связи, развивать память и мелкую моторику рук. А вот умениечитать, писать, считать, этолишьнавыки, которымможнонаучитью.
|