Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Формирование у детей знаний в области физической культуры, как средство активации их познавательной деятельности».
Спорт, тренировки
Автор: Бичик Лариса Александровна   
07.06.2023 21:20

«Формирование у детей знаний в области физической культуры, как средство активации их познавательной деятельности».«Формирование у детей знаний в области физической культуры, как средство активации их познавательной деятельности».

(из опыта работы)

В настоящее время в дошкольных организациях в подавляющем большинстве случаев можно встретиться с занятиями по физической культуре, связанными только с реализацией двигательной активности детей. Однако вся система физического воспитания должна быть направлена на то, чтобы наряду с решением оздоровительных задач решать и чрезвычайно важные задачи формирования знаний дошкольников в области физической культуры.

Еще П. Ф. Лесгафт говорил: «… Точно так же необходимо изучать метание, бег, прыжки и т. д. — не для самого этого действия, но чтобы при посредстве упражнений приучиться владеть собой, действовать с различной продолжительностью, настойчивостью и умением проверять умственно усвоенное физической работой».

 

Дети старшего дошкольного возраста могут усвоить необходимые знания о физической культуре, понимать значение физических упражнений, знать гигиенические правила занятий и уметь их применять. Усвоение данных теоретических сведений помогает сознательному отношению детей к физкультурным занятиям и самостоятельному использованию физических упражнений. Что актуально при создании условий для формирования предпосылок функциональной грамотности средствами физической культуры. Источниками знаний на занятиях физическими упражнениями являются как информация педагога, так и двигательная деятельность занимающихся.

Действия педагога при формировании у дошкольников знаний в области физической культуры:

  • определение тем и действий в течение года
  • подбор заданий и способов их решения
  • нахождение и представление информации
  • интеграция и интерпретация подобранного материала
  • анализ и осмысление подобранного материала
  • Применение подобранного материала.

Целью такой работы является формирование у дошкольников сознательного отношения к физкультурным занятиям, проводимым в дошкольной организации и интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, т.е. это первоначальная работа по развитию функциональной грамотности человека средствами физической культуры.

Программу целенаправленного формирования у дошкольников знаний в области физической культуры предложила З.С. Нестерова.

Она предлагает следующее распределение тем

Распределение тем

Группа тем

Содержание

Методические указания

1.

История физической культуры

История различных видов спорта, история олимпийских игр

Темы охватывают только те виды спорта, с элементами которых ребенок сам сталкивается в своей двигательной деятельности (бег, прыжки, игры с мячом, лыжи и т.п.)

2.

Организм человека

Строение и функционирование организма человека, различие двигательных возможностей мальчиков и девочек

Особое внимание следует обратить на функционирование организма детей на физическую нагрузку (как усиливается дыхание, как работает сердце и т.п.)

3.

Основы личной гигиены

Гигиена занятий физическими упражнениями

Темы направлены на приучение детей к использованию таких средств физической культуры, как гигиенические мероприятия и естественные силы природы, а также соблюдению на занятиях гигиенических требований (одежда, обувь и т.п.).

4.

Физические упражнения

Физические упражнения для утренней гимнастики, игры, инвентарь и оборудования для занятий физическими упражнениями

При освоении этих тем происходит не только знакомство с различными упражнениями и физкультурным инвентарем, но и объяснение на доступном для детей уровне их предназначения и различий

5.

Охрана здоровья

Правила безопасности при выполнении физических упражнений

В этой группе тем собраны материалы, дающие ребенку сведения о том, как избежать ситуации, опасной для здоровья или как надо действовать, если ребенок все же в эту ситуацию попал.

6.

Растим человека

Знания о роли физической культуры в умственном, нравственном и эстетическом воспитании ребенка

Последовательно детям даются знания о том, какие упражнения и как их нужно делать, для того чтобы быть не только здоровым, но красивым, веселым и иметь много друзей.

7.

Играем сами

Самостоятельное моделирование ребенком деятельности, основанной на полученных ранее знаниях

Эти занятия являются обобщающими и призваны помочь ребенку осознать готовность к организации самостоятельной двигательной деятельности.

8.

Веселая физкультура

Закрепление знаний, полученных ребенком в образовательном и воспитательном процессе

Темы предназначены для организации деятельности (досуги, праздники) и самостоятельных занятий детей (рабочие тетради, настольные игры)

Такая работа предусматривает регламентированные, частично регламентированные и свободные формы занятий.

Изложение с первой по шестую темы имеет общую схему. В начале месяца воспитатель в группе проводит образовательную деятельность с детьми на заданную тему. В течение месяца пройденный материал закрепляется на физкультурном занятии, связывается с запланированной двигательной деятельностью.

Придавая большое значение формированию знаний дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями, мы, тем не менее, считаем, что на физкультурных занятиях первое место должна занимать двигательная деятельность. Именно поэтому теоретические сведения преподаются или в подготовительной части занятия, организуя тем самым внимание детей и формируя у них целевую установку на предстоящую двигательную деятельность (например, сведения из истории физической культуры), или непосредственно в процессе выполнения упражнений (например, понятие направления движения, понятие скорости движения). В заключительной части повторяются основные положения изученной темы.

Седьмая тема является обобщающей. Поэтому воспитатель на занятии, в группе предлагает детям самим рассказать о том, как они самостоятельно будут заниматься физическими упражнениями. На физкультурных занятиях предлагает детям выступить в роли организатора утренней гимнастики, физкультминутки, подвижной игры.

Развитие способности к удачному решению двигательных задач основывается, прежде всего, на владении самим движением и различными способами выполнения. Размышляя на эту тему, мы пришли к выводу, что необходим подход к занятиям физической культурой именно в этом направлении.

   Материал, вошедший в тему «Веселая физкультура», используется для организации физкультурных досугов, праздников, а также для самостоятельной деятельности детей, как в группе, так и в качестве домашних заданий.

Проведение данных мероприятий привело нас к разработке информационно - игрового модуля «Умный куб». Он предназначен для распаковки детьми правил, игр, опытов по предложенным нами темам.

Умный куб - это коробка, которая может преобразовываться из собранной в разобранный игровой модуль. Его можно раскрыть частично и полностью . Умный куб оформлен с обеих сторон конвертами. Содержание конвертов меняется в зависимости от тем, которые необходимо осветить. Снаружи в конвертах собрана информация, которую дети получали от воспитателей и родителей дома (например, что такое микробы, где они могут находиться, правила мытья рук, азбука здоровья и т.д.) . Внутри его данная тема раскрывается, например, с медицинской или научной точки зрения. Здесь можно размесить оборудование для проведения опытов, информационные материалы и картинки (например, картинки об органах, сведения об учёных, внёсших вклад в науку по данной теме).

Внутри уникуба находится еще маленький мини - куб, но с сюрпризом (смайлики, раскраски, ссылки с названиями мультфильмов. Добраться до маленького куба можно, если выполнены задания наружных конвертов изучена информация.  

Определение уровня сформированности знаний детей может происходить по следующим параметрам: 1) могут охарактеризовать несколько наиболее популярных видов спорта; 2) знают основные системы организма, их предназначение, изменение функционирования в процессе занятий физическими упражнениями; 3) имеют навыки личной гигиены занятий физическими упражнения; 4) соблюдают правила, обеспечивающие сохранение здоровья в процессе занятий физическими упражнениями; 5) могут в общих чертах охарактеризовать значение физической культуры; 6) знают названия упражнений, выполняемых на физкультурных занятиях, а также используемого инвентаря и оборудования; 7) могут подобрать упражнения для утренней гимнастики, физкультминутки, организовать подвижную игру.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенной работы значительно повысился интерес детей к занятиям физическими упражнениями. Дети стали интересоваться спортивными соревнованиями, проходившими в стране, делиться своими впечатлениями. Дошкольники не только могли назвать имена чемпионов, но и понимали, за что они удостоены такого высокого звания. Сформированная у ребенка система знаний способствует решению многих задач: во-первых, знания влияют на повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями; во-вторых, сказываются на эффективности освоения двигательных действий; в-третьих, формируют основу для самостоятельных занятий физической культурой; в-четвертых, создают предпосылки для лучшего усвоения других разделов программы дошкольного образования.

Используемая литература:

1. Нестерова З. Воспитание интереса к физической культуре и спорту у детей 6-7 лет//Дошкольное воспитание №2. 1986

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год