Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Приобщение дошкольников к социокультурным нормам и ценностям в процессе организации физкультурно-спортивных мероприятий
Спорт, тренировки
Автор: Фарионова Светлана Матигулловна   
25.07.2024 18:31

Приобщение дошкольников к социокультурным нормам и ценностям в процессе организации физкультурно-спортивных мероприятийПриобщение дошкольников к социокультурным нормам и ценностям в процессе организации физкультурно-спортивных мероприятий

Актуальность:

Дошкольный возраст является периодом начального становления базовой культуры личности, приобщение к социокультурным ценностям, обретение жизненных ориентиров. Нравственные качества не могут возникнуть спонтанно без влияния человеческого окружения. Они формируются и развиваются постепенно, в процессе накопления эмоционального усвоения определённой информации и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания.

Проблема духовно- нравственного воспитания дошкольников приобретает в настоящее время все большую актуальность.

Согласно новым требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программой дошкольного (ФОП ДО) приобщение детей к социокультурным нормам является одним из основных принципов дошкольного образования.

 

В процессе формирования социокультурных норм следует выделить ряд компонентов:

  • Познавательный — это знания и представления о культуре народа, социальном окружении, о нормах и ценностях, принятых в окружающем ребёнка обществе, о культурных ценностях России и др. стран
  • Мотивационный — это интерес к ознакомлению с родным городом, его географией, историей и культурой; усвоение ребёнком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности
  • Коммуникативный — это умение общаться, строить взаимоотношения со своими сверстниками и взрослыми; это — навыки культуры общения и разрешение возникающих проблемных ситуаций

В Федеральном законе Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ от 04. 12. 2007г. отмечается, что в силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются мощнейшим механизмом в формировании таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм.

Формирование социокультурных норм происходит в различных видах деятельности ребёнка, одна из эффективных видов деятельности по решения задач формирования социокультурных норм, является физическое воспитание, занятия физической культурой и спортом.

Цель организации физкультурно-спортивных мероприятий по воспитанию дошкольников:

  • воспитание морально-волевых качеств дошкольника;
  • воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества;
  • дисциплинированности средствами физической культуры.

Задачи:

  • Создать условия для организации практической деятельности воспитанников по формированию ценностных ориентаций личности ребенка дошкольного возраста и проявлению положительных эмоций в музыкально-спортивных мероприятиях;
  • Создать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера;
  • Воспитывать нравственно-волевые черты личности через стимуляцию детской активности, формирование физических качеств, двигательных навыков и умений;
  • Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  • Формировать положительное отношение к себе; первичные личностные представления; о семье; об обществе; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Направления физкультурно-спортивных мероприятий:

  • физкультурно-развлекательные (музыкально-спортивные): Дни Здоровья, тематические весёлые старты, «Папа, мама, я –спортивна семья», «Зимние забавы», «Масленица»;
  • физкультурно-спортивные: «Малые Олимпийские игры», «О, спорт-ты мир!», ГТО, «Кросс Наций» «Качканарская Снежинка» и др;
  • военно-патриотические: 23 февраля, 9 мая, «Зарница», «День России» и тд

Формирование ценностных ориентаций личности детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними:

  • физкультурные занятия;
  • подвижные и спортивные игры;
  • массовые оздоровительные, физкультурно-спортивные мероприятия;
  • работа с родителями (совместно-родительские проекты, экскурсии);
  • мастер-классы;
  • туристические походы одного дня;
  • конкурсы (детские рисунки, поделки, семейные фотографии спортивной направленности);
  • акции ( «Я выбираю спорт», «Мы идем, шагаем по стране» и др);
  • экскурсии (в спорткомплексы, школьный спортзал);
  • участие в массовых мероприятиях города ( «Лыжня России», День Снега и др);

Главным звеном в приобщении детей к духовно нравственным и социокультурным ценностям при организации физкультурно-оздоровительной работы, являются взаимосвязь специалистов и родителей, совместные мероприятия с семьями воспитанников. Без участия родителей невозможно достигнуть качественных изменений в духовно-нравственном развитии детей.

Подводя итог, хочется сказать, что приобщение детей к духовно нравственным и социокультурным ценностям российского народа при организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса, дает положительные результаты.

Физкультурно-спортивные мероприятия– один из эффективных методов приобщения детей не только к спорту и здоровому образу жизни, но и воспитания социокультурных норм, традиций семьи, общества и государства.

ПРИМЕЧАНИЕ: физкультурно-развлекательные (музыкально-спортивные): учат детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, укреплять дружеские взаимоотношения со сверстниками, родителями, повышается командный дух, формируется чувство коллективизма, воспитывается стремление к здоровому образу жизни. происходит позитивная социализация детей, приобщение к социокультурным нормам, повышается интерес к национальным традициям.

физкультурно-спортивные: создают условия для укрепления здоровья детей, воспитания волевых качеств, развития стремления к победе и уверенности в своих силах, получают радость от своих результатов, учатся переживать за товарищей, Выполнение норм ГТО, участие в городских соревнования, спортивных акциях, в Семейной Спартакиаде способствуют проявлению мужества, чести, приобщение воспитанников к традициям большого спорта, в том числе олимпийского движения, стимулируют родителей к проявлению инициативы в воспитании у детей привычки к ЗОЖ и активному отдыху, детям – продемонстрировать собственный талант и спортивные достижения, со стороны взрослых — гордость за ребят.

Все физкультурно-спортивные мероприятия – это очень яркие, шумные, наполненные позитивом и радостью мероприятия.

Военно-патриотические: пропаганда военно-патриотического воспитания как важнейшего средства, способствующего всестороннему гармоничному развитию, физическому совершенству воспитанников и укреплению их здоровья. Такие качества, как сила и ловкость, выносливость, смекалка, гордость и традиции, связь поколений

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 33 (349) выйдет
6 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год
Скачать Номер 20 (336) за 2024 год