Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«Формирование психофизических качеств, развитие координации у детей дошкольного возраста посредством использование сибирского борда»
Спорт, тренировки
Автор: Трухина Екатерина Алексеевна   
17.09.2025 05:04

«Формирование психофизических качеств, развитие координации у детей дошкольного возраста посредством использование сибирского борда»«Формирование психофизических качеств, развитие координации у детей дошкольного возраста посредством использование сибирского борда»

В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, к его знаниям и способностям.

Цель: Укрепление здоровья воспитанников, активизация и развитие двигательной деятельности детей, оздоровление различных функций и сис-тем организма.

Задачи: статья 22. 4 ФОП

  • формировать психофизические качества (сила, быстрота, выносли-вость, гибкость, ловкость), развивать координацию, меткость, ориентировку в пространстве; воспитывать волевые качества, самостоятельность, проявлять самостоятельность при выполнении физических упражнений; продолжать формировать интерес и положительное отношение к физической культуре и активному отдыху, формировать первичные представления об отдельных видах спорта; укреплять здоровье ребенка, опорно-двигательный аппарат, формировать правильную осанку, способствовать усвоению правил безопасного поведения в двигательной деятельности.
  • укрепить мышечный корсет;
  • обогатить состав движений и содержание двигательной деятельности;
  • развивать двигательно-координационное творчество;
  • стабилизировать психоэмоциональное состояние

 

Актуальность проблемы здоровья детей сегодня очевидна для всех. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фунда-мента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Вместе с тем результаты изучения основных показателей состояния здоровья и развития ребенка показывают, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья и отставания в физическом развитии. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит». Дефицит движения может привести к нарушению координации, ослаблению мышечного тонуса и ухудшению общей осанки, что требует вмешательства. Удовлетворить естественную потребность детей в движении и увеличить двигательную активность дошкольников, призваны занятия физкультурой. А в большей степени заинтересовать и увлечь ими помогает нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы, так в своей работе я начала использовать нестандартное спортивное оборудование – Сибирский борд.

Сибирский борд – это тренажёр в виде изогнутой доски, который применяется для стимуляции мозжечка, отвечающего за координацию движений, равновесие и мышечный тонус.

Данное оборудование многофункционально, оно может быть использовано в разных направлениях работы с детьми (физическое развитие, познавательное, речевое, творческое и т.д.), а также во всех видах детской деятельности: как в организованной (физкультурные занятия, утренняя гимнастика и т.д.), так и в самостоятельной, свободной (отдых, индивидуальные занятия и игры). Сибборд можно включать в разные части физкультурного занятия, где он послужит инвентарем при выполнении ОРУ, тренажером, оборудование для подвижных игр и эстафет, могут служить составляющими для полосы препятствий. Сибборды могут играть вспомогательную роль в оформлении и задумках детей, в соответствии с проживаемыми проектами (тема «Космос» – ракеты, тема «Транспорт» – машины и т.п.).

Сибирский борд – это тренажёр в виде изогнутой доски, который применяется для стимуляции мозжечка, отвечающего за координацию движений, равновесие и мышечный тонус.

Ребенок, стоя на поверхности доски изгибом вниз, балансирует в по-пытках удержать равновесие, вследствие чего, упражнения на борде способ-ствуют: развитию координации, укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшению осанки и развитию гибкости и ловкости.

В перевернутом виде, дугой вверх, лежа на борде, можно получить расслабляющий, релаксационный эффект. Дети проводят время отдыхая и расслабляя свои мышцы.

Сибборд изготовлен из экологически чистого материала – алтайской березы несколько лет назад и за это время нашло широкое применение и необычайно хорошие отзывы, как у детей, так и у взрослых.

Данный тренажер может быть полезен всем педагогам д/с: инструктору по физической культуре, учителю-логопеду, педагогу — психологу, музыкальному руководителю и, конечно же, воспитателю! Оптимальный возраст для занятий на тренажере – с трех лет.

С чего же начинать путь по внедрению баланс-борда в работу?

Прежде, чем начинать работу с Сиббордами, нужно обязательно озна-комиться с Основными правилами работы на балансировочных досках:

1. Соблюдать технику безопасности:

  • борды используются на мягкой, нескользящей поверхности, на безопасном расстоянии от других участников и предметов;
  • занятия проводятся под строгим контролем специалиста, как в целях безопасности, так и для полноценной результативности;
  • держаться пальцами за край доски при раскачивании – опасно, пальцы могут попасть под доску, будет неприятно;
  • несмотря на то, что сами упражнения не кажутся какими-то не-обычными и сложными, эффект от занятий произойдет лишь при правильном подборе упражнений, в комфортном для ребенка темпе.

2. Упражнения должны носить игровой характер, при этом, важна сосредоточенность и правильное выполнение.

3. Не заниматься слишком долго, даже если малышу очень нравится (15 минут в день более чем достаточно в первое время занятий).

4. Всегда подстраховывать ребенка во время занятий (пока ребенок на борде не почувствует себя уверенным и не перестанет постоянно смотреть под ноги или хвататься за опору);

6. Перед началом выполнения упражнений детям нужен разогрев, разминка и растяжка.

7. И главное: поддерживать позитивный настрой!

Включение Сибборда в занятия с детьми проходили в несколько эта-пов.

1 этап. «Равновесие»

Одно из важнейших чувств для ребенка — чувство равновесия. Равновесие – это надежность, защищенность и опора.

Чтобы продемонстрировать свои успехи в достижении равновесия, де-ти выполняли упражнения, соревновались – кто дольше продержится в вы-бранной позе.

Кроме статических упражнений на развитие равновесия добавляем и динамические – в движении.

Для подготовки работы на балансирах используем комплекс упражне-ний из набора карточек «Сибирский борддетская йога», выполняя на полу или других неустойчивых поверхностях. Дополняем картотеку придуманными детьми позами.

2 этап. «Простые упражнения с бордом».

Знакомство с бордом, конечно же, начинается с прикосновений: потрогать, покрутить доску, попробовали встать на нее, сесть.

Первым делом научитесь выполнять стойку прямо и боком, расставив ноги врозь, и немного раскачиваться. Когда ребенок уверенно стоит на борде, постепенно увеличивайте ширину постановки ног. Затем добавляем движения рук: в стороны, вперед, вверх, становится сложнее. Сочетая согласованные движения рук и ног, продолжаем раскачивания происходит координация движений всего тела. То есть мы выполняем упражнения, которые быстро включают и активизируют кору головного мозга.

Затем переходим к простым упражнениям на (статическим и динамическим), используя карты-схемы «Равновешки». Продолжаем пополнять картотеку универсальными заданиями из личного опыта детей.

3 этап. «Упражнения с предметами»

После освоения основных упражнений добавляем в занятия предметы-помощники. Например, мячи, мешочки, гимнастические палки и т.д.

Этот этап предполагает работу по уровням (по степени усложнения):

  • индивидуальная работа;
  • парная работа;
  • групповая игра

Вот несколько примеров, которые ребята придумали для себя в инди-видуальном уровне:

  • перекладывание мешочка над головой, под ногами, вокруг себя;
  • подкидывание мяча или мешочка вверх двумя руками или одной, стоя на доске, отбивание мяча (одной или двумя руками);
  • кидание предметов по мишеням;
  • вращение обруча;
  • отбивание воздушного шарика при помощи ракетки или палки.

Варианты заданий для парного взаимодействия:

  • передача мяча в парах, с ударом от пола;
  • набивать мяч, удерживая простынь с двух сторон;
  • жонглирование различными предметами.

Варианты игр и эстафет: «Белка на дереве — собака на земле», «Охотники и утки», «Вышибалы», «Собачка», «Футболисты».

Чем же этот инструмент универсален? В каких еще образовательных областях и как его можно применить? Приведу несколько примеров.

  • Художественно — эстетическая область. Дети могут разрисовать ба-ланс-борд так, как им нравится мелками, которые потом легко стира-ются, рисовать можно как сидя, так и стоя и т.д. или обернуть пищевой пленкой для рисования красками; перевернутый борд можно использовать как музыкальный инструмент для исполнения музыкального ритмического рисунка.
  • Познавательное развитие. Эксперименты с баланс-бордом, например, сколько кубиков поместится (главное догадаться с какой части борда нужно их начинать выставлять, чтобы они не скатывались), использование в конструировании разного количества бордов и т.д.; игра «Измеряй-ка» (измерить длину борда любым удобным способом, различными предметами или частями тела: ладошками, стопами).
  • Социально-коммуникативное развитие. Упражнения в парах позволяют создать контакт между детьми, учат слажено выполнять задание, чувствовать друг друга. Борд может стать для детей горкой, качелями, шезлонгом, мостом, крепостью, колыбельной для кукол, трассой для машин, сценой для выступлений и т.д.
  • Речевое развитие. При покачивании и проговаривании стихов, счита-лок, отработке звуков в мозге формируются нейронные связи и материал усваивается лучше и быстрее.

Почему СибБорды все больше пользуются такой популярностью?

  1. Балансировка при заданной амплитуде — является неким метроном для го-ловного мозга.
  2. Мягкое воздействие на вестибулярный аппарат — равномерная активизация участков правого и левого полушарий.
  3. Систематическая мозжечковая стимуляция — запускается процесс удержа-ния равновесия и контроль координации.
  4. Непривычные движения для мозга приводят к формированию новых нейронных связей.
  5. Даже самые простые упражнения при одновременной балансировке дают больше эффекта, т.к. задействован весь организм как одна целостная система Во время занятий на сибборде соблюдаем основные правила:
  6. Во время подъёма на борд сохраняйте естественный наклон вперёд.
  7. Не сгибайте спину в поясничном отделе.
  8. Основная стойка: стопы параллельны или находятся в свободной позиции, не касаются друг друга.
  9. Начинающим следует контролировать свои движения. Для этого смотрите себе под ноги. По мере развития это пройдёт и вам не будет нужно контролировать зрительно технику выполнения.
  10. Ставьте ногу на борд таким образом, чтобы вся ступня была на ней.

Спускайтесь с борда своеобразным перекатом с носка на пятку, это снизит нагрузку на позвоночник.

6 Руки включаются в работу лишь после того, как освоена техника работы ногами.

7 При выполнении выпадов и поворотов пятка не опускается на пол.

В целом упражнения на борде являются отличным средством физического самосовершенствования.

Какие результаты дают тренировки на Сибборде:

  1. В результате тренировок развивается навык балансирования, приходит осознание схемы собственного тела, повышается концентрация внимания, развивается общая моторика.
  2. Занятия помогают развитию речевых навыков и математических спо-собностей, как следствие у пациентов улучшается успеваемость, па-мять, навыки социальной адаптации, взаимоотношения в семье.
  3. Стабилизируется психоэмоциональное состояние, ребенок обретает хорошую физическую форму, исправляется его осанка, заметно улучшается координация движений.

Таким образом, стимулируя работу мозжечка, мы активизируем работу всех зон коры головного мозга, отвечающих за высшие психические функции (память, речь, восприятие, мышление, внимание, воля, координация, внутренние чувства и эмоции).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 37 (399) выйдет
11 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год