«Формирование психофизических качеств, развитие координации у детей дошкольного возраста посредством использование сибирского борда» |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Трухина Екатерина Алексеевна | |||
17.09.2025 05:04 | |||
В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, к его знаниям и способностям. Цель: Укрепление здоровья воспитанников, активизация и развитие двигательной деятельности детей, оздоровление различных функций и сис-тем организма. Задачи: статья 22. 4 ФОП
Актуальность проблемы здоровья детей сегодня очевидна для всех. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фунда-мента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Вместе с тем результаты изучения основных показателей состояния здоровья и развития ребенка показывают, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья и отставания в физическом развитии. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит». Дефицит движения может привести к нарушению координации, ослаблению мышечного тонуса и ухудшению общей осанки, что требует вмешательства. Удовлетворить естественную потребность детей в движении и увеличить двигательную активность дошкольников, призваны занятия физкультурой. А в большей степени заинтересовать и увлечь ими помогает нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы, так в своей работе я начала использовать нестандартное спортивное оборудование – Сибирский борд. Сибирский борд – это тренажёр в виде изогнутой доски, который применяется для стимуляции мозжечка, отвечающего за координацию движений, равновесие и мышечный тонус. Данное оборудование многофункционально, оно может быть использовано в разных направлениях работы с детьми (физическое развитие, познавательное, речевое, творческое и т.д.), а также во всех видах детской деятельности: как в организованной (физкультурные занятия, утренняя гимнастика и т.д.), так и в самостоятельной, свободной (отдых, индивидуальные занятия и игры). Сибборд можно включать в разные части физкультурного занятия, где он послужит инвентарем при выполнении ОРУ, тренажером, оборудование для подвижных игр и эстафет, могут служить составляющими для полосы препятствий. Сибборды могут играть вспомогательную роль в оформлении и задумках детей, в соответствии с проживаемыми проектами (тема «Космос» – ракеты, тема «Транспорт» – машины и т.п.). Сибирский борд – это тренажёр в виде изогнутой доски, который применяется для стимуляции мозжечка, отвечающего за координацию движений, равновесие и мышечный тонус. Ребенок, стоя на поверхности доски изгибом вниз, балансирует в по-пытках удержать равновесие, вследствие чего, упражнения на борде способ-ствуют: развитию координации, укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшению осанки и развитию гибкости и ловкости. В перевернутом виде, дугой вверх, лежа на борде, можно получить расслабляющий, релаксационный эффект. Дети проводят время отдыхая и расслабляя свои мышцы. Сибборд изготовлен из экологически чистого материала – алтайской березы несколько лет назад и за это время нашло широкое применение и необычайно хорошие отзывы, как у детей, так и у взрослых. Данный тренажер может быть полезен всем педагогам д/с: инструктору по физической культуре, учителю-логопеду, педагогу — психологу, музыкальному руководителю и, конечно же, воспитателю! Оптимальный возраст для занятий на тренажере – с трех лет. С чего же начинать путь по внедрению баланс-борда в работу? Прежде, чем начинать работу с Сиббордами, нужно обязательно озна-комиться с Основными правилами работы на балансировочных досках: 1. Соблюдать технику безопасности:
2. Упражнения должны носить игровой характер, при этом, важна сосредоточенность и правильное выполнение. 3. Не заниматься слишком долго, даже если малышу очень нравится (15 минут в день более чем достаточно в первое время занятий). 4. Всегда подстраховывать ребенка во время занятий (пока ребенок на борде не почувствует себя уверенным и не перестанет постоянно смотреть под ноги или хвататься за опору); 6. Перед началом выполнения упражнений детям нужен разогрев, разминка и растяжка. 7. И главное: поддерживать позитивный настрой! Включение Сибборда в занятия с детьми проходили в несколько эта-пов. 1 этап. «Равновесие» Одно из важнейших чувств для ребенка — чувство равновесия. Равновесие – это надежность, защищенность и опора. Чтобы продемонстрировать свои успехи в достижении равновесия, де-ти выполняли упражнения, соревновались – кто дольше продержится в вы-бранной позе. Кроме статических упражнений на развитие равновесия добавляем и динамические – в движении. Для подготовки работы на балансирах используем комплекс упражне-ний из набора карточек «Сибирский борддетская йога», выполняя на полу или других неустойчивых поверхностях. Дополняем картотеку придуманными детьми позами. 2 этап. «Простые упражнения с бордом». Знакомство с бордом, конечно же, начинается с прикосновений: потрогать, покрутить доску, попробовали встать на нее, сесть. Первым делом научитесь выполнять стойку прямо и боком, расставив ноги врозь, и немного раскачиваться. Когда ребенок уверенно стоит на борде, постепенно увеличивайте ширину постановки ног. Затем добавляем движения рук: в стороны, вперед, вверх, становится сложнее. Сочетая согласованные движения рук и ног, продолжаем раскачивания происходит координация движений всего тела. То есть мы выполняем упражнения, которые быстро включают и активизируют кору головного мозга. Затем переходим к простым упражнениям на (статическим и динамическим), используя карты-схемы «Равновешки». Продолжаем пополнять картотеку универсальными заданиями из личного опыта детей. 3 этап. «Упражнения с предметами» После освоения основных упражнений добавляем в занятия предметы-помощники. Например, мячи, мешочки, гимнастические палки и т.д. Этот этап предполагает работу по уровням (по степени усложнения):
Вот несколько примеров, которые ребята придумали для себя в инди-видуальном уровне:
Варианты заданий для парного взаимодействия:
Варианты игр и эстафет: «Белка на дереве — собака на земле», «Охотники и утки», «Вышибалы», «Собачка», «Футболисты». Чем же этот инструмент универсален? В каких еще образовательных областях и как его можно применить? Приведу несколько примеров.
Почему СибБорды все больше пользуются такой популярностью?
Спускайтесь с борда своеобразным перекатом с носка на пятку, это снизит нагрузку на позвоночник. 6 Руки включаются в работу лишь после того, как освоена техника работы ногами. 7 При выполнении выпадов и поворотов пятка не опускается на пол. В целом упражнения на борде являются отличным средством физического самосовершенствования. Какие результаты дают тренировки на Сибборде:
Таким образом, стимулируя работу мозжечка, мы активизируем работу всех зон коры головного мозга, отвечающих за высшие психические функции (память, речь, восприятие, мышление, внимание, воля, координация, внутренние чувства и эмоции).
|