Игры-эстафеты как средство физического развития детей дошкольного возраста |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Ярославцева Юлия Владимировна | |||
24.09.2025 14:43 | |||
Среди разнообразных средств физического воспитания дошкольников большое место занимает игра. Согласно ФГОС детского сада предусмотрено широкое использование подвижных игр. Их рекомендуется проводить в разное время дня. С помощью подвижных игр у детей можно развивать важнейшие физические качества: ловкость, силу, выносливость, воспитывать выдержку, настойчивость, смелость, решительность, находчивость. На шестом году жизни у детей появляются устойчивые игровые интересы, они уже могут самостоятельно соблюдать простые правила, играя вначале небольшим коллективом, а затем уже всей группой. Постепенно детям данного возраста становятся доступны игры, требующие выдержки, смены видов движений, сравнительно быстрой реакции на сигнал. Физическое развитие детей дошкольного возраста является важной составляющей их общего развития. Оно способствует укреплению здоровья, формированию двигательных навыков и развитию физических качеств. Одним из эффективных средств физического воспитания являются эстафеты. В данной статье мы рассмотрим, как эстафеты могут быть использованы для физического развития детей дошкольного возраста.
1. Значение эстафеты в физическом развитии детей Эстафеты представляют собой командные соревнования, в которых участники поочередно выполняют определенные задания. Они способствуют развитию таких физических качеств, как сила, быстрота, ловкость и выносливость. Кроме того, эстафеты помогают развивать координацию движений, внимание и реакцию. 2. Виды эстафеты Существует множество видов эстафеты, которые могут быть адаптированы для детей дошкольного возраста. Вот некоторые из них: - Эстафета с мячом: Участники передают мяч друг другу, стараясь не уронить его. - Эстафета с обручем: Участники должны пройти через обруч, не касаясь его руками. - Эстафета с прыжками: Участники прыгают через препятствия, стараясь не задеть их. - Эстафета с бегом: Участники бегут по заданному маршруту, стараясь прийти к финишу первыми. 3. Преимущества использования эстафеты Использование эстафеты в физическом воспитании детей дошкольного возраста имеет ряд преимуществ: - Развитие физических качеств: Эстафеты способствуют развитию силы, быстроты, ловкости и выносливости. - Развитие координации движений: Эстафеты помогают развивать координацию движений и реакцию. - Развитие командного духа: Эстафеты способствуют развитию командного духа и умения работать в команде. - Развитие внимания и реакции: Эстафеты помогают развивать внимание и реакцию. 4. Организация эстафеты Организация эстафеты требует тщательной подготовки. Необходимо выбрать подходящее место для проведения эстафеты, подготовить необходимый инвентарь и разработать правила игры. Важно также учитывать возраст и уровень физической подготовки детей. Эстафеты являются эффективным средством физического развития детей дошкольного возраста. Они способствуют развитию физических качеств, координации движений, внимания и реакции. Кроме того, эстафеты помогают развивать командный дух и умение работать в команде. Организация эстафеты требует тщательной подготовки, но результаты оправдывают затраченные усилия. Посредством игр-эстафет успешно решаются образовательные и воспитательные задачи: закрепляются и совершенствуются приобретенные ранее двигательные умения и навыки, развиваются физические качества (сила, быстрота, ловкость, выносливость), повышается общая работоспособность организма, воспитываются определенные черты личности, такие как смелость, решительность, организованность, активность, творчество, чувство долга и ответственности перед командой за свои действия и уважение к «противнику». Простота и доступность игр-эстафет, их универсальность в плане проведения (спортивный зал, площадка, участок, групповая комната и т.д.) позволяют широко использовать их в дошкольных учреждениях. Игры-эстафеты – это одна из разновидностей бессюжетных подвижных игр с элементами соревновательной деятельности командного характера. В игре дети поочередно выполняют определенное задание, которое может быть для всех участников одинаковым и различным, в зависимости от степени их подготовленности. В большинстве случаев предлагается одинаковое задание, однако для ослабленных детей оно может упрощаться (например, не выполняется подтягивание, прыжки через препятствия, а только простые задания, например, перешагивание, оббегание предметов) Конспект спортивного развлечения «Осенний марафон» для детей старшей группы Цель: Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Задачи: Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту. Содействовать развитию физических качеств у детей дошкольного возраста через разнообразную двигательную активность. Способствовать заинтересованности и потребности дошкольников в регулярных занятиях физической культурой. Спортивный инвентарь и оборудование: Обручи, корзины, мячи, мешочки с песком, овощи и фрукты, канат, большие мячи. Участники: В соревнованиях принимают участие команды детей старших групп. 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек) Ход соревнований: (Звучит спортивный марш, команды строятся в две колонны) Инструктор: Дорогие ребята, здравствуйте! Приветствуем вас, участники и болельщики на сегодняшнем спортивном развлечении «Осенний марафон». Объявляю наш праздник открытым! Инструктор: В нашем празднике сегодня принимают участие лучшие из лучших, команды детей, старших групп. Они готовы показать соперникам свою силу, ловкость, быстроту и командный дух! Давайте поприветствуем участников: Команда группы №2 (15) (название «Листочки») (Занимают место на дорожке соревнований, произносят девиз) Команда группы № 13 (16) (название «Дождинки») (Занимают место на дорожке соревнований, произносят девиз) Инструктор: Ребята желаем каждой команде не только побед, но и бодрого настроения в течение всех состязаний, а также, чтобы участие в эстафетах стало полезным в укреплении вашего здоровья. Но любые спортивные дистанции начинаются с разминки. Мы тоже не будем отставать от традиций и сделаем музыкальную разминку. Повторяйте за мной и не забывайте улыбаться, ведь улыбка тоже укрепляет наше здоровье и помогает настроиться на победное настроение. Музыкальная разминка под композицию «Солнышко лучистое» Инструктор: Молодцы! Ну, что ж, разогрелись и пора нам переходить к самому интересному — эстафетам! Сейчас мы приступим к соревнованиям! Команды, приготовиться к забегам, занять свои места! Осенний праздник, конкурс ныне. Гоните прочь свое унынье! Пусть будут конкурсы сегодня На пользу вашему здоровью! 1. Эстафета «Уборка картошки» (на одну команду корзина, 3 обруча, 3 пластиковых шарика) Команда строится в колонну по одному. У первого игрока в руках корзина. В корзине 3 шарика. По сигналу ребенок бежит к первому обручу, берет шарик из корзины и кладет в обруч, бежит ко второму обручу — кладет второй шарик, бежит к третьему обручу – кладет последний шарик. Оббегает стойку, возвращается. Отдает корзину следующему игроку. Следующий участник собирает кубики в корзинку, оббегает стойку, возвращается и отдает корзинку с шариками третьему участнику и т.д. Заканчивается эстафета, когда последний участник пересечет линию старта с корзиной. 2. Эстафета «Листопад». Каждый участник на вытянутой руке на ладони несет лист дерева, обегает фишку и передает листик следующему. Сжимать и придерживать пальцами листик нельзя. 3. Эстафета «Арбузы». Осень – время собирать урожай. В этой эстафете будем собирать «арбузы». Каждый участник с мешком в руках бежит к обручам, на которых лежат «арбузы» (мячи по количеству участников), перекладывает один арбуз (мяч) в мешок и возвращается к команде и передает мешок следующему участнику. Инструктор: Молодцы ребята, справились с заданиями, а пока отдохнем, и поиграем в игру: «Да, нет». Каша вкусная еда Это нам полезно? (Да) Лук зеленый иногда Нам полезен, дети? (Да) В луже грязная вода Нам полезна иногда? (Нет) Щи — отличная еда Это нам полезно? (Да) Мухоморный суп всегда – Это нам полезно? (Нет) Фрукты – просто красота! Это нам полезно? (Да) Грязных ягод иногда Съесть полезно, детки? (Нет) Овощей растет гряда. Овощи полезны? (Да) Сок, компот иногда Нам полезны, дети? (Да) Съесть мешок большой конфет Это вредно, дети? (Да) Лишь полезная еда На столе у нас всегда! 4. Эстафета «Сбор овощей и фруктов» В конце зала в обруч выкладываются овощи и фрукты по количеству детей. Одна команда должна собрать только овощи, другая фрукты. По сигналу каждый игрок команды подбегает и берет только один предмет и кладет его в корзину, которая стоит около команды. 5. Эстафета «Собираем яблоки». В начале каждой команды стоит корзина с мячами разного цвета (желтые, зеленые, красные). Начиная с капитана, передают мячи в конец колонны, где стоит пустая корзина. Побеждает команда, в которой все мячики первыми окажутся в корзине. 6. Эстафета «Репка». Вдоль зала протягивается канат, каждая команда строиться со своей стороны каната. По сигналу каждая команда начинает перетягивать канат на себя. Эстафета проводиться до 3-х очков. Подведение итогов, награждение победителей. Инструктор: Вот и заканчиваются наши соревнования. Мы благодарим команды за активное участие, зрителей за поддержку. Спасибо всем, всем, кто пришел к нам с хорошим настроением! До свидания!
|