Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Взаимоотношения подростков с родителями.
Психология
Автор: Соломачева Галина Геннадьевна   
20.08.2021 13:53

Взаимоотношения подростков с родителями.Взаимоотношения подростков с родителями.

Очень часто в сфере детско-родительских взаимоотношений происходит то, что в подростковом возрасте ребенок переживает подростковый бунт: это выражается в стремлении к уничтожению авторитета родителей и взрослых, игнорировании их требований и правил – запускаются интенсивные процессы сепарации и индивидуации (отделения ребенка от родителей, формирование своих взглядов и системы ценностей, своего независимого «Я»). Данные тенденции являются в определенной степени нормой для этого возраста, так как на каждом этапе возрастного развития происходит разрешение определенных возрастных задач, возникающих перед ребенком. В подростковом возрасте это процессы связаны с формированием и построением границ своей личности, формированием своего собственного «Я», способного свободно и независимо функционировать в обществе. Успешность прохождения данного возрастного этапа является залогом формирования здоровой автономной личности.

Возможность благоприятного течения возрастного кризиса в значительной степени зависит от особенностей семейной системы подростка, а также особенностей воспитательной ориентации его родителей. Налаженные отношения с ребенком: способность к установлению и поддержанию эмоционального контакта с ним, доброжелательное и уважительное отношение к его личности, стабильность и последовательность воспитательных мер родителей — все это является залогом, надежным тылом при вступлении ребенка в кризисный возрастной период.

 

При отсутствии условий для благоприятного прохождения возрастного кризиса ситуация в семье может принимать крайние формы. Например, ребенок категорически перестает ходить в школу, оставаясь по несколько лет в одном классе, начинает вести свой отдельный от семьи, чаще ночной образ жизни, проводя большую часть времени в компании сверстников за пределами дома и в неизвестных родителю местах. Родители теряют любые рычаги управления поведением подростка: скандалы, угрозы, запреты и ограничения, мольбы, уговоры, попытки подкупить не оборачиваются успехом – ребенок становится «потерянным» для родительского влияния и контроля.

Обращаясь к своему практическому опыту, хотелось бы освятить некоторые предпосылки потери родителями их авторитета в глазах ребенка, как следствие потери способности влиять на его поведение и образ жизни.

Первый из таких факторов – состав семьи. Описанная динамика, как показывает практика, чаще возникает в неполных семьях. Ситуация усугубляется после развода родителей, когда воспитанием, материальным обеспечением, образованием, организацией досуга приходится заниматься одному из родителей, а другой превращается в «родителя выходного дня» или вовсе постепенно самоустраняется от воспитания, перекладывая всю ответственность на плечи бывшего супруга (супруги). Из-за такой порой непосильной нагрузки родитель может потерять контакт с ребенком и полностью погрузиться в решение бытовых и материальных задач семьи. Такое вынужденное попустительство может спровоцировать чувство вины у родителя и попытки компенсировать его материальными благами, которое может принимать форму вседозволенности и подменять искренний эмоциональный контакт и привязанность в диаде «родитель-ребенок».

Еще однин фактор — это нарушение взаимоотношений между супругами. Конфликтующие родители, не имеющие в своем арсенале конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций, а также родители, привыкшие к громким выяснениям отношений, могут использовать детей в своей войне, как средство манипуляции друг другом. Такие родители выносят конфликты в сферу воспитания и играют в свои психологические игры, вовлекая в них детей. Ребенок, наблюдая это, научается извлекать свои выгоды и занимать поочередно одну (наиболее выгодную в конкретный момент) из противоборствующих сторон. У ребенка формируется внутриличностный конфликт, появляется амбивалентность в мотивах и поступках, что приводит к формированию деструктивных паттернов поведения и взаимоотношений.

Также важное место в нарушении взаимоотношений с подростком занимает воспитательная непоследовательность родителей, понимаемая как отсутствие целостной и структурированной системы требований и санкций, регулирующих с раннего возраста поведение ребенка. Непоследовательные родители ведут себя крайне непредсказуемо: то, что ребенку было нельзя вчера, сегодня становится можно, без каких либо обоснований; тотальный контроль и гиперопека соседствуют с попустительством и безразличием со стороны родителя. Ребенок считывает такие сигналы и поведение родителя как проявления «настроения» и научается лишь выжидать подходящий момент, чтобы добиться своего. В такой системе воспитания, у ребенка не сформируется авторитет родителей, и он не сможет доверять им, так как то, что говорит родитель сейчас, расходится с его мнением и поступками позже. Непоследовательность и хаотичность воспитательного воздействия, непредсказуемость для ребенка, а также тенденция к полярным и противоречивым посланиям являются ключевым моментом в потере родительского авторитета и влияния, плоды которого расцветают пышным цветом как раз к периоду подросткового возраста.

Огромное значение для создания в семье предпосылок благоприятного прохождения подросткового кризиса имеет отношение родителей к личности ребенка: его чувствам, особенностям его характера, к его способностям, потребностям и желаниям. Если родители склонны высмеивать особенности ребенка, его чувства, если они дразнят и смеются над его промахами и неудачами, избыточно его критикуют, а достижения и достоинства обесценивают, то ребенок может затаить обиду и злость, и все это также будет способствовать разобщенности и потери контакта и в подростковом возрасте.

Также важным фактором риска в воспитательной ориентации родителей, приводящим к нарушению взаимоотношений с ребенком-подростком, является избыточный контроль и гиперопека. Тотальное ограничение свободы ребенка, подавление его воли и самостоятельности могут усиливать проявление бунтарности в подростковом возрасте и доводить до крайности желание освободиться от родительского давления, приводя к необдуманным и рискованным поступкам, целью которых является стремление уничтожить тотальный контроль и всепроникающее родительское влияние.

Конечно, в подростковом возрасте уже сложно повернуть ситуацию вспять и превратить бунтующего и бесконтрольного подростка в того маленького послушного мальчика или девочку, каким он был раньше. Поэтому чтобы предотвратить крайние формы сепарации и подросткового бунта, родителям стоит создать все необходимые предпосылки и условия для благоприятного преодоления кризисных этапов в жизни ребенка, начиная с самого раннего возраста. Такими предпосылками являются:

  • последовательность и предсказуемость воспитательной системы родителей, ее открытость и обоснованность для ребенка
  • согласованность и целостность взглядов родителей на процесс воспитания
  • способность уважительно относиться к ребенку, адекватно оценивать его достоинства и недостатки; способность слышать, быть в контакте, создавать отношения, основанные на эмоциональной близости и доверии
  • поощрение самостоятельности и инициативы ребенка.

Все это является залогом хороших взаимоотношений, и позволит сохранить контакт с ребенком, преодолеть все трудности при возникновении любых жизненных кризисов.

Литература:

  1. Жинот Х. Родители и подросток / Х. Жинот. — Ростов н/Дону: Феникс, 1997. — 224 с.
  2. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст// Мир 1994 г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год