Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по развитию речи «Хлеб – всему голова»
Развитие речи у детей
Автор: Гордеева Кристина Ясировна   
21.10.2021 19:11

Конспект занятия по развитию речи «Хлеб – всему голова»Конспект занятия по развитию речи «Хлеб – всему голова»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 86” муниципального образования города Братска

Воспитатель: Гордеева Кристина Ясировна Братск, 2021г

Цель: создать условия для знакомства детей с обрядами и традициями разных народов, связанными с хлебом через познавательную деятельность

Задачи:

Образовательные:

  • формировать знания детей о том, что хлеб — это один из самых главных продуктов питания
  • дать представления о разнообразии хлебобулочных изделий

Развивающие:

  • развивать общительность и коммуникабельность
  • приобщать детей к традициям разных народов

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности
  • воспитывать бережное отношение к хлебу, умению им дорожить.
  • формировать дружеские отношения в коллективе, чувства сплоченности

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, двигательная.

Оборудование: народные костюмы представляемых стран, экран для презентации, образцы хлеба, музыка разных народов: России, Узбекистана, Азербайджана, дидактическая игра «Составь предложения», карточки «Из чего делают хлеб», кастрюля, колоски пшеницы, соленое тесто, кусок пирога для игры в кругу.

Предварительная работа:

Беседы «Как мы можем беречь хлеб?», «Из чего делают хлеб?», «Что такое дрожжи?»; дидактические игры: «Что нужно для работы хлебороба», «Что из чего?», «Кто растит хлеб для всех людей?», «А какой он хлеб?»; заучивание стихотворений, поговорок, пословиц о хлебе; чтение «Сказка о пшеничном зернышке», мнемотаблицы про хлеб.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня к нам гость придет необычный!

Кто? Хотите вы узнать!?

В этом кроссворд будет вам помогать!

Гость – это слово по горизонтали,

Волшебные ингредиенты – по вертикали.

Первая загадка:

Чёрный и белый,

Иногда подгорелый,

Коркой вкусно он хрустит,

На столе всегда стоит,

Из муки испечён,

Как же он наречён? (хлеб)

Игра «Каким бывает хлеб?»

(подбор прилагательных к существительному)

(Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный, белый, ржаной, пшеничный, чёрствый, …)

Воспитатель: А вы знаете, из чего делают хлеб? Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?

Дети: Его покупают в магазине.

Воспитатель: Как он попал в магазин?

Его привезли с хлебозавода.

Там его испекли из муки.

Воспитатель: А что такое мука, из чего её получают?

Из зёрен.

Воспитатель: А зернышки растут где?

На поле растут колоски.

Педагог показывает колосок, все вместе рассматривают его.

Воспитатель: А хотите увидеть превращение колоска в хлеб? Тогда приглашаю вас в удивительное путешествие.

(Следующая часть занятия проходит в музыкальном зале. Просмотр музыкального занятия «С чего начинается хлеб»)

Воспитатель: Ответьте на вопрос: «Откуда же хлеб попадает к нам на стол?» А пришел он к нам на стол не просто, как вы убедились. Много людей помогало ему в этом. Хочу проверить, насколько вы внимательно смотрели за жатвой пшеницы, и предлагаю поиграть в игру.

Игра «Мельница» (разделение детей на пары)

Дидактическая игра «Составь предложения по картинке».

Игровые действия: дети берут по одной картинке и находят свое место в общем ряду, составляют одно-два предложения о изображенном. (Не нарушать целостной картины превращения колоска в хлеб)

Воспитатель: Вернемся к нашему кроссворду.

Следующая загадка:

Этот белый минерал,

Он на кухне генерал.

Без него супы и каша,

Не понравятся нам даже... (Соль)

Какая соль?

Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью.

Давайте, отгадаем следующее слово:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

Какая вода?

Существует много пословиц про хлеб: «Хлеб – батюшка, вода – матушка» (Без матери и отца нет нормальной жизни, так же и без воды и хлеба не проживёшь.) Вспомните, какие пословицы о хлебе знаете вы?

«Без хлеба – нет обеда»

«Будет хлеб – будет и песня».

«Много свету – много хлеба».

«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».

«Хлеб надо всегда доедать».

«Хлеб нельзя бросать на пол».

«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».

«Кто хлебушком не дорожит, тот мимо жизни пробежит» (т. е. кто не дорожит трудом других людей, тот и сам работать не умеет).

Воспитатель: «Худ обед, коли хлеба нет», — говорят в народе. Ведь хлеб – это не просто еда. Это жизнь. У всех народов хлеб пользуется уважением. И у каждого народа он свой. И сейчас вы в этом убедитесь. Приглашаю вас, отправится в далекую Киргизию. А добраться туда быстрее, нам поможет самолет. (На экране игра «Самолеты. Анималики». Дети повторяют за движениями, показанными на экране. (На экране картинка Киргизии и звучит национальная музыка) Вот мы прибыли в далекий Киргизстан. (Дети присаживаются на стульчики) И здесь хлеб в большом почете. Как называется национальный хлеб киргизского народа? Киргизия славится своими лепешками.

Выходит ребенок выносит лепешки, читает стихотворение Хармса.

«Гости к вечеру пришли

Им лепешку подали.

Вот вам, гости, ешьте, жуйте,

В рот лепешку живо суйте.

И скорей скажите нам:

Наша лепешка вкусна вам?»

Воспитатель: Спасибо, лепешку мы обязательно попробуем. (Ребенок ставит лепешку на стол). Но для начала мы угадаем еще одно слово в кроссворде. Давайте посмотрим, как пекут лепешки в Киргизстане. В Киргизстане пекут лепешки в специальной печи, которая называется тандыр. (Запланирована экскурсия в пекарню, где пекут лепешки). (На экране картинки с экскурсии) Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. А чем полезен хлеб? В хлебе содержится витамин «В», который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Да, хлеб у каждого народа свой. А какие хлебобулочные изделия вы знаете? Предлагаю поиграть в кругу и назвать «Хлебобулочные изделия». Дети по кругу передают кусок пирога, при этом называют хлебобулочные изделия.

Вопрос к кроссворду.

Хлеб бывает разный: пшеничный, ржаной.

От чего это зависит? (мука). (На экране кроссворд с отгадкой)

Воспитатель: Отправляемся дальше в путь. (На экране игра «Самолет») (На экране заставка Азербайджана, звучит национальная музыка). В Азейрбаджане пекут хлеб, который называется – чорек и лаваш. Название лаваш произошло из двух слов: лава — огонь, аш – еда. Лаваш тоже пекут в печи – тандыр. Лаваш имеет особенную структуру: он гибкий и мягкий в свежем виде. Для его приготовления тесто раскатывают тонко-тонко, как газету. Он очень быстро высыхает и не портится. Такой хлеб можно брать в дальнюю дорогу. (На экране картинки: лаваш, как его раскатывают)

Загадка к кроссворду:

Они знают свое место -

Заставляют «расти» тесто. (дрожжи)

Игра «Посчитай»

(согласование существительных с числительными)

Один колос, два, три, четыре…, пять…

Одно зернышко, два, три, четыре, пять …

Одна булочка, две, три, четыре, пять …

Одна мельница, две, три, четыре, пять… И т. п.

Последняя загадка:

Встанет он, когда вы спите,

И муку просеет в сите,

Докрасна натопит печь

Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекарь) (Пекарь мультипликационный появляется на экране)

Пекарь: Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, разгадали весь кроссворд. Теперь вы знаете все ингредиенты для приготовления тесто для каравая. Давайте, поиграем с вами в игру «Пекарня» и заведем тесто?

Воспитатель: Для начала повторим чистоговорку (в разном темпе):

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испек спозаранку.

Пекарь: На столах перед вами карточки с ингредиентами для теста и кастрюля. Я буду читать рецепт, а вы по очереди добавляйте ингредиенты и у нас получится тесто. (Дети добавляют в кастрюлю картинки: соль, вода, мука, дрожжи, сахар)

«Тесто»

Представь, что нам с тобою дан

Огромный-преогромный чан.

Что насыпаем мы туда?

Нам нужны мука, вода,

Соль и сахар нам нужны,

Меж собой они дружны!

Дрожжи знают свое место,

Без дрожжей какое тесто?

Это надо все смешать!

Ребята, закройте глаза, я буду произносить волшебные слова, иначе волшебство не получится: «Зерно в землю упало, ростком взросло, колосом зазолотилось, хлебушком обратилось».

Воспитатель: Посмотрите, какое тесто у нас получилось. Пекарь, мы тебя приглашаем в группу. Поможешь нам испечь каравай? (все проходят в группу, где изготавливают каравай)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год