|
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ХУДОЖЕСТВЕННОТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Актуальность использования театрализованной деятельности в целях развития речи детей
Театрально-игровая деятельность имеет огромное значение для развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
Она позволяет решать такие вопросы развития личности, как:
- активизация словаря,
- развитие монологической и диалогической речи,
- умение организовывать общение со сверстниками,
- быть интересным окружающим;
- умение внешне выражать свои внутренние эмоции,
- правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Скачать конспект
Театрализованная деятельность позволяет решать следующие педагогические задачи:
- формировать выразительность речи ребёнка,
- развивать художественно-эстетическое воспитание,
- развивать чувства и эмоциональные переживания.
В результате ребёнок:
- познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу;
- познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения и неуверенности в себе.
- Участие детей в театрализованных играх и спектаклях, знакомит их с окружающим миром через образы, звуки и краски.
- Диалоги с другими персонажами ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться.
Таким образом, театрализованная деятельность способствует полноценному развитию всех сторон связной, монологической и диалогической речи у детей
дошкольного возраста.
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ:
Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов!
От степени сформированности связной речи зависит дальнейшее развитие личности ребенка.
ТЕАТР СКАЗКА
Связная речь — это особая и сложная форма коммуникативной деятельности.
С целью развития связной речи дошкольников используются театрализованные игры, которые позволяют формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания.
ИГРА ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАПРАВЛЕНА:
- На развитие у ее участников ощущений, чувств и эмоций;
- На развитие мышления, воображения, внимания и памяти;
- На развитие фантазии;
- На формирование волевых качеств;
- На развитие многих навыков и умений (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т.д.)
ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА
- Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;
- Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.);
- Совершенствует артикуляционный аппарат;
- У ребёнка формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.
- Анкета
- Игры ( «Как вести себя в театре?» и т.п.)
- Беседы
- Совместная деятельность с детьми в режимных моментах
- Непосредственно образовательная деятельность
- Самостоятельная деятельность детей
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
Речь ребенка и различные виды театра
- Пальчиковый театр
- Театр картинок и фланелеграф
- Вязаный театр и ростовые куклы
- Настольный театр
- Театр-топотушки
- Театр на перчатке
- Театр кукол Би-ба-бо
- Игра-драматизация
Пальчиковый театр
- Способствует развитию речи, внимания, памяти;
- Формирует пространственное воображение;
- Развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
- Повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.
Театр картинок и фланелеграф
- Развивает творческие способности;
- Содействует эстетическому воспитанию;
- Развивает ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
При действии с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует болееуспешному и эффективному развитию речи.
Вязаный театр и ростовые куклы
- Развивают моторнодвигательную, зрительную и слуховую координацию;
- Формируют творческие способности и артистизм;
- Обогащают пассивный и активный словарь. Настольный театр
- Помогает детям координировать движения рук и глаз;
- Сопровождать движения пальцев речью;
- Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Театр-топотушки
- Помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие;
- Знакомит с народным творчеством;
- Обучает навыкам общения, игры и счета.
Театр на перчатке
- Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи и неврозами;
- Помогает справиться с переживаниями и страхами;
- Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.
Театр кукол Би-ба-бо Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют
себя (свою руку) с куклой.
При игре в кукольный театр, используя куклы
Би-ба-бо, невозможно играть молча!
Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги!
Игра-драматизация Ни один другой вид театрализован ной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра драматизация
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-ЭТО… …НЕ ПРОСТО ИГРА!
ЭТО ПРЕКРАСНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ, ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ, РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
|