Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности |
Театральные занятия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Габайдуллина Алена Владимировна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14.05.2013 12:00 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
воспитателем второй категории «Сказка» г.Покровск Хангаласский улус РС(Я)
Необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни с неизбежностью затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы, способностей к активности творческого характера. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. В современных условиях необходимо не только вооружить человека определенной суммой знаний. Но и воспитывать самостоятельную, творчески развитую личность. Существует мнение, что творческими способностями обладают все люди. Но большинство, просто не знает о своих возможностях или даже не задумывается о них. В большинстве случаев творческий человек - это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения.
Являясь одной из самых актуальных, проблем развития творческих способностей привлекает внимание ученых разных областей, поскольку связана с вопросами проектирования гибких моделей образовательного пространства, разработки вариативных форм и методов обучения и воспитания, отвечающих образовательным потребностям и возрастным возможностям личности. Анализ психолого-педагогической литературы, доказывает, что развитие творческих способностей личности осуществляется тем эффективнее, чем в более ранние сроки начинается данный процесс. В связи с этим одним из наиболее актуальных направлений современной педагогической теории и практики является поиск условий и средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Игра-драматизация требует от дошкольников необходимых для ее выполнения способностей, умений, навыков. Театрализованные игры-драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуются внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основу самостоятельности. Эта форма работы с детьми даёт возможность воспитателю успешно реализовать целый ряд задач, одной из которых является развитие речи. Для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности мы определили следующие задачи:
Всего было проведено 15 занятий. Занятия проводились 2 раза в неделю, во вторую половину дня и включали в себя как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.
Перспективный план работы по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения мы использовали разнообразные приемы: - выбор детьми роли по желанию; - назначение на главные роли наиболее застенчивых детей; - распределение детей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку со схематическим изображением будущего персонажа); - проигрывание ролей в парах. Репетиции требуют от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. При этом всегда возникает вопрос, что делать, если ролей не хватает на всех детей, кто будет играть отрицательных героев? Первую из них решает подгрупповая организация занятий по театрализованной деятельности (по 10-12 человек в подгруппе). Кроме этого, чтобы охватить всех детей воспитатель может придумать новые роли. Вторая проблема – отрицательные герои. Дети их зачастую не хотят играть. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все взрослые и дети – артисты и сыграть отрицательного героя всегда сложнее. Поэтому каждый ребенок должен исполнять, как положительные, так и отрицательные роли, чтобы в жизни образ отрицательного героя не «прилип» к ребенку.
1.Интонацией – предлагали детям произносить отдельные слова, предложения с различной интонацией самостоятельно без подсказки взрослого. Добивались выразительности и естественности речи. 2.Позами – сначала предлагали детям поиграть в игры типа «Море волнуется раз»; затем предлагали позой изобразить кого-нибудь. Далее просили объяснить, почему они выбрали именно эту позу. 3.Жестами - жестами показывали состояние человека (очень горячо, мою посуду, я замерз, рисую красками, пришиваю пуговицу)
5.Пантомимикой – в ней сочетаются пластические позы, жесты и мимика. С помощью игр-драматизаций дети лучшие усваивают единое содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Для развертывания игр-драматизаций необходимо: возбуждение и развитие интереса к ним интереса детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек.
Конечным результатом всех заданий и упражнений являются: драматизации сказок, инсценирование стихов, сценок, импровизированные сказки, истории с кукольными персонажами, плоскостными фигурками. Основной принцип - создание эмоциональной сферы, развитие уверенности в себе и социальных навыков поведения. Это та самая организация театрализованной деятельности детей, где каждый ребенок имеет возможность проявить себя в желаемой роли. Ребенка нужно увлечь сюжетом. Сюжет должен быть не сложным, минимум слов, побольше действия, событий. Совместно с детьми мы разработали правила поведения на занятиях: • говорить негромко; • ходить спокойно; • помнить, для чего мы находимся в зале; • смело показывать свои способности; • заботиться друг о друге; • помогать друг другу; • внимательно слушать друг друга (дать возможность высказаться каждому).
В ходе постановки спектаклей мы старались соблюдать правила:
Работа по театрально-игровой деятельности велась в тесном контакте с педагогическим коллективом: воспитателем, учителем-логопедом, педагогом-психологом, хореографом и музыкальным руководителем.
Итоги наблюдений, осуществленных в процессе этой сложной, но такой важной и интересной работы, позволили сделать выводы о позитивных результатах проведенной работы: подавляющее число детей
1. Педагогам рекомендуется применять разработанную нами систему занятий и игр в практике работы дошкольных образовательных учреждений, так как она способствует формированию всестороннему развитию личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм. 2. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения. 3. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира. 4. Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива. 5. Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты. 6. А так же рекомендуем проводить систематическую работу с родителями по педагогическому просвещению в виде консультаций, бесед и практических занятий. Обеспечивать связь с семьей и создавать условия для совместной театральной деятельности детей и взрослых.
|