Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие общения и творчества дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
Театральные занятия
Автор: Трошина Анна Валерьевна Водатурская Марина Витальевна   
12.01.2023 02:02

Развитие общения и творчества дошкольников в процессе театрализованной деятельности.Развитие общения и творчества дошкольников в процессе театрализованной деятельности.

  • Водатурская Марина Витальевна, воспитатель
  • Трошина Анна Валерьевна, воспитатель

Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Коммуникативная деятельность занимает важное место в социальном пространстве, в котором существует личность. Это выражается тем, что коммуникативные навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. К тому же, конструктивное общение считается показателем культуры современной личности в целом[3].

 

Скачать конспект

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда творческое и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной и творческой сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений [4].

В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача – развитие творческого потенциала подрастающего поколения в преобразовании окружающего мира с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Поэтому развитие детского творчества и коммуникации – это одна из главных задач дошкольного воспитания.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики, поскольку в педагогической науке еще остается недостаточно изученным этот вопрос. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Формальный подход к решению данной проблемы в дошкольном возрасте может способствовать отставанию в развитии некоторых психических процессов, либо недоразвитии, в том числе и детского творчества. Результаты психолого-педагогических исследований по проблеме изучения творчества детей в различных видах деятельности, в том числе и в театрализованной деятельности доказывают, что воспитание активности, самостоятельности, умения творчески применять имеющиеся знания в новой обстановке, возможно, формировать уже в дошкольном возрасте (Н. А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, Н.Н. Поддьяков, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина) [3].

Нас очень заинтересовала данная проблема, и для её решения мы реализовали проект «Волшебный мир театра». Проект реализован с детьми среднего дошкольного возраста. Цель данного проекта: создание условий для развития творческих способностей детей; развитие речи и общения дошкольников через театрализованную деятельность.

На первом этапе нам нужно было выявить уровень взаимоотношений в группе. Мы использовали методику «Социометрия», задание «Поздравь друга с Новым годом». На каждого участника эксперимента заготавливаются три красивые открытки и конверт, которые раскладываются на скамейке в раздевалке. Дети по одному входят в раздевалку. Воспитатель (экспериментатор) говорит ребенку: «Мы играем в игру. Эти открытки положи (по одной) в шкафчик тех детей, которых ты хочешь поздравить с праздником. Класть открытку в свой шкаф нельзя». Как только ребенок разложит открытки по шкафам, ему задают вопрос: «Как ты думаешь, кто тебе положит открытки?» Во время проведения эксперимента фиксируются слова и все реакции ребенка. Затем подсчитывается количество открыток, полученных каждым ребенком, число взаимных вопросов, число выборов, которое ожидает ребенка, совпадения ожидавшихся им и полученных выборов. На основе полученных данных делается вывод об уровне взаимоотношений между детьми [1].

Ребята познакомились с разными видами театра, такими как: театр марионеток, кукольный театр, штоковый театр, театр на стаканчиках.

Было проведено мероприятие с приглашённым гостем – актёром и режиссёром театра «Апрель» г. Химки МО Владимиром Юрьевичем Жуковым. На творческой встрече Владимир Юрьевич рассказал о том, как устроен театр, обо всех тонкостях профессий «актёр» и «режиссёр». Режиссёр провёл с ребятами настоящий актёрский тренинг, направленный на развитие артистизма у детей.

В ходе проекта было поставлено три спектакля: «Лесной зонтик», по мотивам сказки В. Сутеева «Под грибом»; «Заюшкина избушка», по мотивам русской народной сказки, «Кто сказал мяу» по мотивам сказки В. Сутеева. При подготовке к спектаклям и распределении ролей мы учитывали результаты социометрии и распределяли детей по ролям таким образом, чтобы изолированные ребята общались с «предпочитаемыми» и «звездами».

Хотя работа по проекту ещё не закончена, но в ходе его реализации мы заметили, что дети начали лучше общаться между собой, ведь их связывает общее дело – спектакль. Воспитанники стали лучше вживаться в данную им роль, стали раскрепощаться, творческие навыки заметно улучшились.

Таким образом, реализуя наш проект, мы можем сделать вывод, что театрализованная деятельность способствует развитию творческих навыков, укреплению взаимоотношений между детьми, а также развивает внимание, речь, воображение, память.

Список использованных источников:

  1. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. — 352 c. — Текст: непосредственный.
  2. Горшкова Е.В. Диагностика образно-пластического творчества дошкольников // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 3. С. 30–39.
  3. Переверзева, Т. Н. Теоретические основы развития творчества в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста / Т. Н. Переверзева. — Текст: электронный // https: //nsportal. ru: [сайт]. — URL: https: //nsportal. ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/03/12/teoreticheskie-osnovy-razvitiya-tvorchestva-v (дата обращения: 18. 12. 2022).
  4. Худякова, Л. Б. Коммуникативные навыки дошкольников / Л. Б. Худякова. — Текст: электронный // https: //nsportal. ru: [сайт]. — URL: https: //nsportal. ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/01/19/kommunikativnye-navyki-doshkolnikov (дата обращения: 18. 12. 2022).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год