Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Дети и театр»
Театральные занятия
Автор: Белослудцева Ольга Рафаильевна Гудкова Татьяна Владимировна   
26.09.2023 04:38

«Дети и театр»«Дети и театр»

Аннотация. Статья содержит основные направления театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, театрализованная игра, драматизация, игра, принципы, методы, задачи.

«Волшебный край!» — так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин.

Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. Мир детства, внутренний мир ребёнка- ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.

 Скачать конспект

В современном обществе дети значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображения – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Театрализованная игра является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

Выбор театрализованных игр в работе воспитателя дошкольного учреждения не случаен, так именно дошкольный возраст является периодом активного становления и развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, значений и эмоций (А. В. Запарожцев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра, как один из её видов, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им литературного произведения, а участие в игре создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.

Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта, развития интереса и эмоционально-положительного отношения к театрализованной деятельности. Для успешного овладения способами творческих действий в театрализованной игре необходимо предоставить детям возможность самовыражаться в своём творчестве (в сочинении, разыгрывании, в оформление своих и авторских сюжетов).

Учиться творчеству можно только при поддержке окружающих взрослых, поэтому важным моментом является систематическая работа с родителями. Объединение педагогов, детей и родителей в совместную работу по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогически подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада (проведение досугов, тематических вечеров и бесе, консультаций).

Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре является:

  • Метод моделирование ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов моделей, ситуаций моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности).
  • Метод творческой беседы (Предполагает ведение детей в художественный образ путём специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога).
  • Метод ассоциаций (даёт возможность будить воображение и мышление ребёнка путём ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).

Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. По мнению большинства исследователей, в дошкольном учреждении театрально-игровая деятельность детей принимает две формы:

  • режиссёрские игры;
  • игры-драматизации.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заменители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». Озвучивая героев и комментируя сюжет, они использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

В играх-драматизациях ребенок, выступая в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей, ролевые диалоги на основе текста, инсценировки произведений, постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям, игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Общим всех для театрализованных игр является наличие зрителей.

Рассмотрим задачи и содержательную работу педагогов с разной возрастной категорией детей.

Младший дошкольный возраст.

Прежде всего на данном возрастном этапе необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающимся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель.

В дальнейшем важно стимулировать желание ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши.

Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация этой задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок, например:

  • игра-импровизация на стихи: «Заинька, попляши..», А. Барто «Снег, снег»;
  • игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель;
  • ролевой диалог героев сказок;
  • инсценировка фрагментов сказок о животных;
  • игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам и авторским текстам.

Средний дошкольный возраст.

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Воспитатель должен способствовать становлению мотивации интереса в игре как средству самовыражения.

В работе с детьми можно использовать:

  • многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок;
  • игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;
  • постановка спектакля по произведению.

В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированные становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр.. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол. Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных ( «Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И, Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основной или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

Реализация задач и содержания работы с детьми требует знаний

основных принципов организации театрализованной игры

Принцип интегративности

Целенаправленная работа по развитию театрально-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс

Принцип комплексности

Взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка

Принцип импровизационности

Особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой. Основу принципа составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению

Принцип специфичности

Театральная деятельность объединяет игровой и художественный компоненты

Организованная таким образом театрализованная игра будет способствовать тому, что данная деятельность станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры вразных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

Список литературы:

  1. Акулова О. А. Театрализованные игры (Электронный ресурс); — Режим доступа: https. //www/portal-slovo. ru/pre_shool_edication/36458/php
  2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду; — М. Издательство «Сфера», 2009, — С. 8-55.
  3. Щеткин А. В. /под ред. О. Ф. Горбуновой. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М. Мозайка-Синтез, 20007. – 128 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год