Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Дети и театр»
Театральные занятия
Автор: Белослудцева Ольга Рафаильевна Гудкова Татьяна Владимировна   
26.09.2023 04:38

«Дети и театр»«Дети и театр»

Аннотация. Статья содержит основные направления театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, театрализованная игра, драматизация, игра, принципы, методы, задачи.

«Волшебный край!» — так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин.

Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. Мир детства, внутренний мир ребёнка- ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.

 Скачать конспект

В современном обществе дети значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображения – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Театрализованная игра является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

Выбор театрализованных игр в работе воспитателя дошкольного учреждения не случаен, так именно дошкольный возраст является периодом активного становления и развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, значений и эмоций (А. В. Запарожцев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра, как один из её видов, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им литературного произведения, а участие в игре создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.

Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта, развития интереса и эмоционально-положительного отношения к театрализованной деятельности. Для успешного овладения способами творческих действий в театрализованной игре необходимо предоставить детям возможность самовыражаться в своём творчестве (в сочинении, разыгрывании, в оформление своих и авторских сюжетов).

Учиться творчеству можно только при поддержке окружающих взрослых, поэтому важным моментом является систематическая работа с родителями. Объединение педагогов, детей и родителей в совместную работу по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогически подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада (проведение досугов, тематических вечеров и бесе, консультаций).

Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре является:

  • Метод моделирование ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов моделей, ситуаций моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности).
  • Метод творческой беседы (Предполагает ведение детей в художественный образ путём специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога).
  • Метод ассоциаций (даёт возможность будить воображение и мышление ребёнка путём ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).

Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. По мнению большинства исследователей, в дошкольном учреждении театрально-игровая деятельность детей принимает две формы:

  • режиссёрские игры;
  • игры-драматизации.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заменители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». Озвучивая героев и комментируя сюжет, они использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

В играх-драматизациях ребенок, выступая в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей, ролевые диалоги на основе текста, инсценировки произведений, постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям, игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Общим всех для театрализованных игр является наличие зрителей.

Рассмотрим задачи и содержательную работу педагогов с разной возрастной категорией детей.

Младший дошкольный возраст.

Прежде всего на данном возрастном этапе необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающимся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель.

В дальнейшем важно стимулировать желание ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши.

Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация этой задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок, например:

  • игра-импровизация на стихи: «Заинька, попляши..», А. Барто «Снег, снег»;
  • игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель;
  • ролевой диалог героев сказок;
  • инсценировка фрагментов сказок о животных;
  • игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам и авторским текстам.

Средний дошкольный возраст.

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Воспитатель должен способствовать становлению мотивации интереса в игре как средству самовыражения.

В работе с детьми можно использовать:

  • многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок;
  • игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;
  • постановка спектакля по произведению.

В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированные становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр.. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол. Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных ( «Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И, Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основной или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

Реализация задач и содержания работы с детьми требует знаний

основных принципов организации театрализованной игры

Принцип интегративности

Целенаправленная работа по развитию театрально-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс

Принцип комплексности

Взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка

Принцип импровизационности

Особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой. Основу принципа составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению

Принцип специфичности

Театральная деятельность объединяет игровой и художественный компоненты

Организованная таким образом театрализованная игра будет способствовать тому, что данная деятельность станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры вразных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

Список литературы:

  1. Акулова О. А. Театрализованные игры (Электронный ресурс); — Режим доступа: https. //www/portal-slovo. ru/pre_shool_edication/36458/php
  2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду; — М. Издательство «Сфера», 2009, — С. 8-55.
  3. Щеткин А. В. /под ред. О. Ф. Горбуновой. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М. Мозайка-Синтез, 20007. – 128 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год