ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ |
Театральные занятия | |||
Автор: Васильева Марина Семеновна Семенова Валентина Викторовна | |||
21.04.2024 16:41 | |||
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ
МАДОУ г.Иркутска детский сад №51 В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растёт сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребёнка уделяется не достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».
Коррекция недостатков эмоциональной сферы, формирование эмоций должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания детей. Мы считаем очень актуальной и важной работу, направленную на развитие эмоциональной сферы у детей. Одним из ведущих средств социально – эмоционального развития детей является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность является средством развития личности ребёнка, потому что носит игровой характер, способна увлечь его, удовлетворить потребность в активном действии, богата возможностями самоутверждения и самовыражения ребёнка. Дети, участвуя в театрализованной деятельности, знакомятся с социальным миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи Опыт работы показывает, что развитие театрализованной деятельности в дошкольных учреждениях и накопление эмоционально чувствительного опыта у детей –длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками, взрослые могут быть исполнителями ролей, авторами текста, помощниками в изготовлении декораций, костюмов и т. д. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувство гордости за родителей. В любом случае совместная работа педагога и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному развитию детей, помогает достичь эффективного результата. Для работы с родителями разработаны консультации по использованию сказок и русского фольклора, анкеты, рекомендации, творческие задания, мастер-классы по изготовлению персонажей для театра из бумаги и бросового материала. Театр, в который мы играем вместе с детьми: помогает детям лучше узнать самих себя, заявить о себе, попробовать, на что они способны, поверить в себя, перешагнуть через «я стесняюсь», преодолеть робость и скованность, а это способствует формированию положительной «Я-концепции». У детей повысился интерес к художественным произведениям, особенно к русским народным сказкам, а также у многих детей отмечается эмоциональная отзывчивость на художественные произведения. Увеличилось количество детей, которые с большим интересом принимают участие в играх – драматизациях и проявляют самостоятельность в театрализованных играх. Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой. Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, мы использовали это в своей работе. В младшем возрасте наиболее простой и самый интересный вид театра – пальчиковый. Игра с пальчиками – первый шаг, знакомство с первой игрой условностью. Удивительно, но эту непростую условность без труда воспринимает ребёнок. Параллельно с этим успешно драматизирует знакомые стихотворения и потешки. Занимаясь с малышами, мы стремились помочь им самостоятельно найти выразительные особенности для своих героев, используя мимику, игровые импровизации. Такая же работа продолжалась и в средней группе. В старшем дошкольном возрасте необходимо развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр, учить понимать эмоциональное состояние другого человека и переживать своё. Этому здесь помогают этюды на выражение внимания, страха, радости, удовольствия, огорчения. В играх – драматизациях дети более выразительно передают образы героев, сами ставят сказки-спектакли, договариваются, распределяют роли. С большим желанием показывают спектакли малышам и родителям, среди которых: «Маша и медведь», «Три поросёнка», «Муха – Цокотуха». Конечно, есть и некоторые проблемы в работе. Во-первых, у детей, как правило, присутствует дефект речи, что затрудняет деятельность в данном направлении и требует огромных усилий, как для воспитателя, так и для детей. Во-вторых, психическое состояние детей не всегда даёт возможность каждому ребёнку в полной мере реализовать свои способности. Поэтому воспитатель должен подходить к каждому ребёнку дифференцированно. Мы рады, что наш опыт работы показал, насколько этот вид деятельности увлекателен не только для детей, но и для взрослого. Дети, которые не могут проявить себя как артисты, с удовольствием реализовывают полученные знания о театре в игре На данный момент мы отмечаем положительные изменения в эмоциональном развитии детей, у них повысился интерес к театрализованным играм, уверенность и самостоятельность, а при исполнении ролей, дети более ясно, чётко и понятно изъясняются. У них улучшилась диалогическая речь, её грамматический строй. Надеемся, что, проводимая нами работа в этом направлении не окажется бесполезной, и дети в будущем более активно проявят себя в школе. Литература
|