Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Сказочный мир».
Театральные занятия
Автор: Афонина Елена Владимировна   
01.09.2024 08:58

Проект «Сказочный мир».Проект «Сказочный мир».

Авторы проекта: воспитатель группы АфонинаЕ. В.

Вид проекта: долгосрочный, групповой, творческий

Продолжительность: с 01. 09. 2020г. по 31. 03. 2021г.

Актуальность проекта:

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. С помощью театра можно сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира и как интересно можно жить в нем. Научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, их речь, память, мышление, внимание, способность сочетать в роли движения и текст. Развиваются художественно-эстетические и творческие способности.

 

Скачать презентацию

Особенно мне помогла театрализованная деятельность в период адаптации. Не все дети сразу принимают незнакомых взрослых и новую обстановку. Именно в этот период ребенку необходим эмоциональный комфорт. Как его создать? Тут на помощь педагогу приходит театральная деятельность. Театр помогает установить контакт с ребенком. Любимые сказочные герои помогают ребенку окунуться в эмоционально-комфортную для него среду, и адаптация проходит значительно легче.

Дети учатся разыгрывать простейшую сказку, используя настольный театр. Дети знакомятся с многообразием окружающего мира через образы, звуки, музыку… Театр способствует сплочению детского коллектива, укреплению культурных связей между педагогами и семьями воспитанников, интереса к театру и театрализованной деятельности; развития у детей интереса к посещению профессиональных театров.

Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Дети бывают то в роли зрителя, то в роли исполнителя и это помогает им продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. О роли театрализованной деятельности, которую она оказывает на развитие детей, можно продолжать говорить бесконечно. Я хочу поделиться своим видом театра и своим опытом работы.

Цель проекта: использование театрализованной игры с детьми младшего возраста, как средства снятия эмоционального напряжения в период адаптации в ДОУ; приобщать к сказкам посредством различных видов театра; способствовать развитию творческих и речевых способностей детей младшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  • создать условия для театрализованной деятельности;
  • формировать представление о различных видах театра;
  • привлекать детей и родителей к совместной театрализованной деятельности;
  • развивать речь, воображение и мышление;
  • помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.

Ресурсное обеспечение:

  • настольные театры: «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка».
  • пальчиковый театр: «Репка», «Рукавичка», «Три медведя», «Колобок».
  • театр теней: «Колобок», «Теремок», «Красная шапочка».
  • магнитный театр: «Репка», «Три медведя», «Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и семеро козлят».
  • Театр своими руками из бросового материала: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Три поросенка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Два весёлых гуся».
  • Куклы Бибабо: «Три поросенка», «Красная шапочка», «Волк и лиса».
  • сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам, мнемотаблицы.
  • дидактические игры: лото «Сказки», «Мои любимые сказки»,
  • раскраски по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Репка».

Участники проекта:

  • воспитатели группы «Золотая рыбка».
  • дети группы.
  • родители воспитанников.

Ожидаемый результат:

  • дети должны научиться пользоваться настольным и пальчиковым театром;
  • сформировать умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;

Предварительная работа:

  1. Для работы над проектом создана содержательная предметно – развивающая среда, способствующая возникновению интереса к театрализованным играм.
  2. В группе детского сада организован уголок для театрализованных игр и представлений. В театральном уголке собрано множество видов театра: настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, теневой, магнитный реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, маски).
  3. В литературном уголке хранится детская художественная литература, в том числе книжки-раскладушки; книжки-панорамы.
  4. Создан уголок искусства для самостоятельной художественной деятельности детей, музыкальный уголок, где подобраны разнообразные дидактические игры, музыкальные инструменты.

Принцип проекта:

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:

- принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Подготовительный этап

  1. Опрос родителей «Любите ли Вы театр?»
  2. Наглядная информация для родителей:

«Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста».

3. Определение целей и задач.

4. Разработка проекта в группе: «Сказочный мир»

5. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

6. Комплекс утренней гимнастики – «Курочка и цыплята», «На лесной полянке» и др.

Основной этап

Распределение заданий между родителями (сделатьмаски, связать героев сказок, пополнить уголок различными театрами: настольным, пальчиковым, магнитным; изготовить ширму для кукольного театра). Пригласить родителей показать сказку вместе со своим ребёнком.

Взаимодействие с детьми

  • Познавательное развитие
  1. Беседа «Что такое театр?»
  2. Дидактические игры по сказкам: «Кто прячется в сказке?», «Кто лишний?», «Узнай по контуру», «Кто за кем?», «Найди пару» «Из какой сказки?» и др., пазлы по сказкам.
  3. Рассматривание иллюстраций по сказкам, о театре.
  • Художественно-эстетическое развитие
  1. Чтение художественной литературы (сказки, потешки, стихи) и обыгрывание их с помощью различных видов театра.
  2. Пение песенок: «Я пеку, пеку, пеку…», «Песенка колобка» и др..
  3. Разучивание танцев: «Бабка Ёжка выгляни в окошко».
  4. Рисование с детьми «Баба Яга», «Животные в сказках», «Колобок» и др..
  5. Разукрашивание картинок по русским народным сказкам.
  6. Конструирование домиков для животных, теремка (сказки «Теремок», «Рукавичка»)
  7. Лепка – «Колобок», «Заяц», «Медведь», «Репка», «Мышка» и др.
  8. Аппликация: коллективная «Теремок», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба» и др.
  9. Прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи.
  10. Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам.
  • Социально-коммуникативное развитие
  1. Игры с детьми на развитие эмоций (пиктограммы)
  2. Мимическая гимнастика
  • Речевое развитие
  1. Чтение художественной литературы: сказки, стихи, потешки…
  2. Рассматривание иллюстраций к произведениям (В. М. Васнецов, Рачев)
  3. Артикуляционная гимнастика.
  4. Отгадывание загадок.
  5. Мнемотаблицы
  6. Игры на имитацию голоса: «Кто как кричит?», «Кто как голос подает?» и др.
  • Физическое развитие
  1. Разучивание физкультминуток
  2. Пальчиковые игры
  3. Подвижные игры с сюжетом: «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Воробышки и кот», «Лягушка», «Зайчик беленький сидит» и др
  4. Имитационные упражнения «Изобрази героя сказки», «Покажи как ходит мишка, лисичка…» и др.
  • Взаимодействие с родителями
  1. Консультация «Развитие речи детей через театрализованную деятельность», «Чем полезна сказка?», «Воспитание сказкой», «Роль книги в жизни ребенка»
  2. Памятка «Игры для развития речи детей 3-4 лет»
  3. Папка-передвижка «Кукольный театр»
  4. Изготовление масок для инсценировки.

Заключительный этап

Выставки детских работ.

Итоговое мероприятие «Сказочный мир»

Итоги проекта:

  • Дети проявляют интерес, желание к театральному искусству.
  • У детей сформировано представление о различных видах театра.
  • Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
  • Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
  • Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.
  • Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.
  • У родителей появился интерес к театру и совместной театрализованной деятельности.
  • Установлен тесный контакт с родителями.

Можно сделать вывод, что на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Перспективный план

Сентябрь

  1. Чтение русской народной сказки «Репка», беседа о героях сказки.
  2. Отгадывание загадок.
  3. Рассматривание иллюстраций с изображением персонажей сказки.
  4. Дидактические игры на развитие математических способностей.
  5. Настольный театр «Репка» (показывает воспитатель).

Научить выражать эмоции через движение и мимику; познакомить со сказкой «Репка»; побуждать к активному восприятию сказки; учить внимательно, слушать сказку до конца и следить за развитием сюжета; активизировать словарный запас. Способствовать развитию памяти, побуждать к высказыванию о понравившемся спектакле, учить выразительной интонации.

6. Прослушивание русской-народной мелодии «Уж вы, сени».

7. Прослушивание спокойной «осеней» музыки.

8. Разрезные картинки и пазлы по сказке «Репка».

9. Ручной труд: лепка «Репка», аппликация «Мышонок», рисование «В огороде»

10. Подвижные игры.

11. Пригласить родителя (Познакомить детей с магнитным театром по сказке «Репка»)

Октябрь

  1. Чтение русской народной сказки «Колобок», беседа о героях сказки.
  2. Отгадывание загадок.
  3. Рассматривание иллюстраций с изображением персонажей сказки.
  4. Дидактические игры по сказкам: «Колобок», «Репка», «Узнай по контуру», «Кто за кем?», Чего (кого) не стало?». Пазлы по сказкам», «Найди фрагмент».
  5. Знакомство с театром теней и пальчиковым театром «Колобок» (показывает воспитатель)

- Учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету, характеризовать героев; сообща вместе с воспитателем пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации.

6. Разучивание потешек «Мишка косолопай», «Зайчишка-трусишка»; пальчиковой гимнастики «Тесто мы месили…»; игровые этюды и упражнения на развитие выразительности движений «Покажи, как ходит медведь косолапый», «Покажи, как крадётся лиса», «Покажи, как прыгает зайчик» и прочее.

7. ФЭМП по сказке «Колобок», на котором дети закрепляют понятия «маленький-большой», «высокий — низкий», «поровну», расширяют свои представление о персонажах и последовательности сказки, углубляют знания о геометрических фигурах.

8. Разрезные картинки и пазлы по сказке «Колобок».

9. Ручной труд: лепка «Колобок», аппликация «Лисичка-сестричка», рисование «Медведь»

10. Просмотр мультфильма «Колобок»

10. Пригласить родителя (Познакомить детей с настольным театром по сказке «Колобок» с использованием многофункционального стола)

Ноябрь

  1. Чтение русской народной сказки «Гуси лебеди», беседа о героях сказки.
  2. Просмотр мультфильма «Гуси лебеди».
  3. Рассматривание иллюстраций с изображением персонажей сказки.
  4. Слушание русских народных мелодий.
  5. Изготовление театра из бросового материала «Гуси лебеди» (показывает воспитатель)

Цель: Формирование у детей интереса к театру и совместной театральной деятельности. Совершенствовать умение детей отвечать на вопросы к тексту. Развитие творческих способностей, приобщение к художественным произведениям.

6. Упражнения по развитию артикуляционной моторики.

7. Разукрашивание картинок по русским народным сказкам.

8. Рисование «Баба Яга» Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, художественно-эстетический вкус, цветовосприятие и творческие способности, доброе отношение ко всему окружающему миру. Развивать чувство уверенности в себе, способствовать формированию положительных эмоций.

9. Разучивание танца «Бабка Ёжка выгляни в окошко»

10. Игра-оркестр «Гуси лебеди» Вовлечь детей в игровой сюжет; активизировать слуховое восприятие; побуждать к двигательной и интонационной имитации; учить действовать импровизационно, в рамках заданной ситуации; учить действовать с воображаемыми предметами.

11. ФЭМП «В гостях у сказки «Гуси-лебеди».

Цель: закрепление и обобщение пройденного материала.

Образовательные:

- Совершенствовать умение называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

- Закреплять умение называть основные цвета (красный, зеленый, желтый)

- Закреплять умение находить и показывать количество предметов (один, много, поровну, столько же).

- Закрепить понятие время суток — утро, день, вечер, ночь.

- Совершенствовать умение сравнивать два предмета по ширине (широкий, узкий), путем наложения.

Развивающие:

- Развивать внимание, память, мелкую и общую моторику пальцев рук, речь и речевую активность.

- Развивать умение ориентироваться на листе бумаги обозначая: верхняя – нижняя полоска.

- Воспитывать отзывчивость, толерантность, желание помогать другим, коммуникативность.

12. Распределение ролей и разучивание текста сказки.

Декабрь

  1. Чтение русской народной сказки «Теремок» и «Рукавичка», беседа о героях сказки.
  2. Просмотр мультфильма «Теремок».
  3. Рассматривание иллюстраций с изображением персонажей сказки.
  4. Пение песенок под музыкальное сопровождение.
  5. Изготовление театра «Теремок», «Курочка Ряба», из бросового материала с использованием палочек от мороженого, для индивидуальной работы с детьми.

- Развитие творческих способностей и речевого развития детей

посредством театрализованной деятельности.

Образовательные задачи:

-Вызвать у детей эмоциональный отклик при самостоятельном выполнении ролей знакомых персонажей.

-Продолжать знакомство с окружающим миром (лесные звери).

-Продолжать учить внимательно слушать знакомую сказку, принимать посильное участие в инсценировки персонажей.

Развивающие задачи:

-Продолжать развивать память, мышление, воображение, артистические способности.

Воспитательные задачи:

-Продолжать воспитывать любовь к русским народным сказкам, дружеские отношения.

6. Разрезные картинки по сказке «Теремок».

7. Физминутка «Теремок», «Колобок»; Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота». Словесная игра «Кто в теремочке живёт?», игра «Зайка серенький сидит»

8. Имитирование и подражание героям сказки (заяц – прыгает, говорит высоким голосом; мышка – бегает, пищит; лягушка – квакает, прыгает и др.).

9. Конструирование «Теремок» Цель: Формирование у воспитанников умения сооружать элементарные постройки. Продолжать учить детей строить домики, используя различный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы, делать перекрытия. Закрепить с детьми знание сказки «Теремок», активизировать в речи слова-признаки: большой, маленький, широкий, узкий) Закрепить название строительного материала, цвет, размер.

10. Разукрашивание картинок по сказке.

11. Пересказ сказки детьми с использованием мнемотаблицы по сказке «Теремок»

11. Пригласить родителя (Познакомить детей с пальчиковым театром сделанным своими руками)

  • Способствовать формированию умения детей отражать игровые действия и имитировать действия персонажей

- Передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности – мимику, жест, движение

Январь

  1. Чтение сказки «Заюшкина избушка»; разучивание слов главных героев, разучивание физкультминутки; пересказ сказки «Заюшкина избушка» с использованием мнемотаблицы.
  2. Просмотр мультфильма «Заюшкина избушка»
  3. Подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору»; «Лохматый пёс».
  4. Настольный театр с использованием многофункционального стола «Заюшкина избушка» (показывает воспитатель).

- Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы; учить сочетать движения и речь; развивать воображение.

5. Викторина «Герои сказок. Загадки с ответами» — Закрепить знания о героях сказок, учить отгадывать о ком говорится в загадке.

6. Игры, развивающие речевую активность «Лесной шум» -Упражнять в правильном произношении звуков, звукосочетаний и слов. Слушание аудиозаписи «Звуки леса»

7. ФЭМП «Помочь зайцу прогнать лису из домика». — Продолжать учить детей различать предметы по цвету; правильно называть цвета, группировать предметы по цвету; закреплять умение составлять целое из частей; закреплять умение различать левую и правую сторону; актуализировать представление о геометрических фигурах; уточнить представления детей о таких понятиях, как «один», «много», «широкий», «узкий», «высокий», «низкий». Учить отвечать на вопрос «сколько?» Совершенствовать: умение ориентироваться в пространстве относительно себя; умение различать и называть объемные фигуры,

совершенствование связной речи; развивать наблюдательность, внимание, память, мыслительные операции; воспитывать доброту, отзывчивость. Воспитывать положительное отношение к окружающим, взаимопомощь, способствовать сплочению детского коллектива. умению работать сообща.

8. Игра «Какое настроение было героя», Игра с музыкой «Угадай настроение» -Содействовать умению определять настроение сказочного героя.

9. Пальчиковая игра «Заюшкина избушка».

10. Аппликация «Избушка, для лисички». — Продолжать учить детей составлять изображение домика из готовых деталей.

Февраль

1. Чтение русской народной сказки «Три медведя», беседа о героях сказки. — Познакомить со сказкой «Три медведя», побуждать детей к активному участию.

Программные задачи:

Образовательные:

  • помочь понять сюжет картины
  • учить отвечать на вопросы по сюжету произведения

- учить имитировать движения животных под музыку.

Развивающие:

- развивать внимание, память.

Воспитательные:

- воспитывать у детей любовь к народным и литературным сказкам.

2. Просмотр мультфильма «Три медведя».

3. Рассматривание иллюстраций с изображением персонажей сказки.

4. Пение песенок под музыкальное сопровождение.

5. Разрезные картинки по сказке «Три медведя».

6. Физминутка «Три медведя», «Маша и три медведя», игра-приветствие «Наши умные головки».

7. Лепка. «Тарелочка для трех медведей». — Формировать умение у детей лепить предметы одинаковой формы, но разной величины. Задачи: 1.Закрепить приемы раскатывания, сплющивания, углубления путем вдавливания, выравнивания краев пальцами. 2.Развивать творческое воображение.

8. Аппликация «Чашки трех медведей» Образовательные задачи: Формировать у детей умение располагать и наклеивать предметы в определенной последовательности (по размеру), пересказывать сказку (отдельные эпизоды), опираясь на картинку (мнемотехника) Развивающие задачи: Развивать чувство композиции.

9. Рисование «Избушка трёх медведей». Цель: Формировать интерес к творчеству через рисование. Задачи: Обучение умению рисовать задуманный предмет. Развивать мелкую моторику рук: правильно, держать карандаш, не давить на него, Закрепление названия карандашей по цвету: коричневого, синего, голубого, желтого цвета, Развивать умение говорить предложениями при ответах на вопросы.

10. Изготовление театра «Три медведя», из бросового материала. (Показывает родитель) — Заинтересовать и побудить родителей к изготовлению театральных кукол с последующим их использованием в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.

11. Пригласить родителя. — Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

  • Развивать способность, свободно и раскрепощено держатся при выступлении

- Повышение уровня речевого развития.

Март

  1. Чтение сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».
  2. Просмотр мультфильма «Красная Шапочка».
  3. Рассматривание иллюстраций с изображением персонажей сказки.
  4. «Путешествие в сказку «Красная шапочка»

- Учить узнавать сказку по иллюстрации, картинкам героев. Развивать диалогическую речь, обогащать речь именами прилагательными. Закрепить понятия длинный – короткий, пространственное отношение над – под, слева – справа. Воспитывать любовь к художественному слову.

5. ФЭМП во второй младшей группе "Красная шапочка в гостях у ребят группы «Золотая рыбка»

Программное содержание:

  1. Совершенствовать умение называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
  2. Закреплять представления детей о цвете предмета;
  3. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине (короткий, длинный), различать понятие высокий, низкий;
  4. Развивать внимание и память у детей; мелкую и общую моторику рук.
  5. Пригласить родителя. Познакомить с театром кукол Бибабо; развивать сопереживание; учить внимательно, слушать сказку; учить отвечать на вопросы по ее содержанию.
  6. Итоговое мероприятие (развлечение) в рамках реализации проекта «Сказочный мир».

Родители принимали активное участие, делали маски любимых героев своими руками.

-Приобщение к сказкам посредством различных видов театра. Обучение детей в создании образов живых существ с помощью пластических выразительных средств, ориентировке в пространстве группы.

Построение ролевого диалога, запоминание слов сказки в соответствии с выбранной ролью.

Отгадывание загадок, викторина по сказкам, игры «Изобрази героя», «Узнай героя по движениям», узнай героя по картинке.

8. Рисование с детьми «Животные в сказках». – Продолжать развивать воображение.

9. Выставка детских работ.

Список используемой литературы.

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. — 304 с.
  2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 3-4года: Наглядно-дидактическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез -2014.
  3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-4 лет: Раздаточный материал. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  4. Нищева Н. Ф. Картотека предметных картинок: Наглядный дидакт. материал. – СПб.: Детство-Пресс.
  5. Бутарина Е. Г. Как мы играем: Учеб. -наглядное пособие.
  6. А Е Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»,

Москва 2014 г.

7. О. А. Шорохова «Играем в сказку», М «Творческий центр».

8. Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год