Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие социально-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Театральные занятия
Автор: Волошенко Ирина Алексеевна Фесюк Галина Ивановна   
25.05.2025 08:21

Развитие социально-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.Развитие социально-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №70 «Центр развития ребенка «Светлячок» города Белгорода

  • Волошенко Ирина Алексеевна воспитатель
  • Фесюк Галина Ивановна музыкальный руководитель

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» среди традиционных ценностей, которые выступают нравственными ориентирными, формирующими мировоззрение граждан России, выделяются жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, созидательный труд, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение и т.д. Эти ценности являются основой развития социально-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, которые могут успешно быть развиты посредством театрализованной деятельности.

 

Театрализованная деятельность способствует решению личностных проблем, самовыражению и саморазвитию, в ней приобретаются навыки общения и социализации. Театрализованная деятельность способствует развитию социально-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, поскольку игровые действия основаны на литературных и фольклорных произведениях, содержащих в подтексте проблемы такого характера.

Благодаря восприятию и пониманию литературных произведений, конкретно, анализу поступков литературных героев, которые педагог разбирает при подготовке к театрализованной деятельности, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Это позволяет педагогам оказывать воспитательное влияние на детей.

В.А. Сластенин отмечает, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка продолжает развиваться мышление, формируются представления об окружающем мире, о людях среди которых находится ребенок, о самом себе, складывается самооценка. «В этом возрасте ребенок обучается взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает нравственные правила и нормы, подражая взрослым, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходится с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные взаимоотношения». Ребенок старшего дошкольного возраста способен понимать и давать оценку своему поступку, может проявить сочувствие и отзывчивость к близким его людям, которые его окружают, к сверстникам.

Л.В. Артемова отмечает, что включенность ребенка в театрализованную деятельность помогает ему выявить свои чувства, мысли, переживания. Дети старшего дошкольного возраста, перевоплощаясь в образ героя произведения, добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли позволяет им формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов героев произведений.

Содержания занятий по театрализованной деятельности в детском саду по методике М.Д. Махневой включает в себя: обыгрывание сценок и сказок; рассматривание иллюстраций к художественным произведениям; придумывание окончания сказок; просмотр спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; упражнения по формированию невербальной и вербальной выразительности исполнения.

Вместе с тем, развивающий потенциал театрализованной деятельности в развитии социально-нравственных качеств в дошкольных образовательных организациях используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах её организации.

Первая тенденция «Театрализованная деятельность применяется главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках». Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации, и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть «хорошим артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность.

Вторая тенденция «Невмешательством взрослого». На практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания со стороны педагога к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, педагог только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек, масок, элементов костюмов, фигурок героев. Следствием является почти полное отсутствие театрализованной деятельности в игровом опыте детей.

В настоящее время в содержании федеральной образовательной программы обозначена театрализованная деятельность как важный компонент образовательной деятельности уже с 2х лет. Однако педагоги продолжают ее использовать в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 20 (382) выйдет
7 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год