Развитие социально-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. |
Театральные занятия | |||
Автор: Волошенко Ирина Алексеевна Фесюк Галина Ивановна | |||
25.05.2025 08:21 | |||
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №70 «Центр развития ребенка «Светлячок» города Белгорода
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» среди традиционных ценностей, которые выступают нравственными ориентирными, формирующими мировоззрение граждан России, выделяются жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, созидательный труд, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение и т.д. Эти ценности являются основой развития социально-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, которые могут успешно быть развиты посредством театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность способствует решению личностных проблем, самовыражению и саморазвитию, в ней приобретаются навыки общения и социализации. Театрализованная деятельность способствует развитию социально-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, поскольку игровые действия основаны на литературных и фольклорных произведениях, содержащих в подтексте проблемы такого характера. Благодаря восприятию и пониманию литературных произведений, конкретно, анализу поступков литературных героев, которые педагог разбирает при подготовке к театрализованной деятельности, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Это позволяет педагогам оказывать воспитательное влияние на детей. В.А. Сластенин отмечает, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка продолжает развиваться мышление, формируются представления об окружающем мире, о людях среди которых находится ребенок, о самом себе, складывается самооценка. «В этом возрасте ребенок обучается взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает нравственные правила и нормы, подражая взрослым, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходится с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные взаимоотношения». Ребенок старшего дошкольного возраста способен понимать и давать оценку своему поступку, может проявить сочувствие и отзывчивость к близким его людям, которые его окружают, к сверстникам. Л.В. Артемова отмечает, что включенность ребенка в театрализованную деятельность помогает ему выявить свои чувства, мысли, переживания. Дети старшего дошкольного возраста, перевоплощаясь в образ героя произведения, добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли позволяет им формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов героев произведений. Содержания занятий по театрализованной деятельности в детском саду по методике М.Д. Махневой включает в себя: обыгрывание сценок и сказок; рассматривание иллюстраций к художественным произведениям; придумывание окончания сказок; просмотр спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; упражнения по формированию невербальной и вербальной выразительности исполнения. Вместе с тем, развивающий потенциал театрализованной деятельности в развитии социально-нравственных качеств в дошкольных образовательных организациях используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах её организации. Первая тенденция «Театрализованная деятельность применяется главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках». Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации, и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть «хорошим артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Вторая тенденция «Невмешательством взрослого». На практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания со стороны педагога к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, педагог только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек, масок, элементов костюмов, фигурок героев. Следствием является почти полное отсутствие театрализованной деятельности в игровом опыте детей. В настоящее время в содержании федеральной образовательной программы обозначена театрализованная деятельность как важный компонент образовательной деятельности уже с 2х лет. Однако педагоги продолжают ее использовать в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
|